О5 г т
fM.Z.. /
Изобретение относится к автомобилестроению и касается сцепных устройств luaрового типа, предназначенных для подсоединения различных прицепов к легковым автомобилям.
Известно тягово-сцепное устройство, содержащее установленный на одном транспортном средстве сцепной luaj и размещенный на другом транспортном средстве корпус, в котором шарнирно установлены охватывающие сиепной шар элементы и механизм прижима, взаимодействующий с верхними частями указанных элементов (1).
При езде автомобиля с прицепом по неровным дорогам в тягово-сцепном устройстве наблюдается тенденция к выдергиванию сцепного шара из сцепки. При этом нагруженными являются непосредственно все детали этой сцепки, что наряду с возможными изгибными деформациями нагруженных деталей снижает надежность сцепного устройства в целом.
Паиболее близким к изобретению является тягово-сцепное устройство, содержащее установленный на одном транспортном средстве сцепной тар и закрепленный на другом транспортном средстве корпус, охватывающий указанный тар, и прижимной элемент, шаринрно установленный с возможностью перемещения в продольной вертикальной плоскости посредством подпружиненной тяги, щариирно связанной с двухпозицнонным рычагом 2.
В этом устройстве прижимной элемент непосредственно входит в контакт со сцепным шаром, что составляет площадь примерно 1/4 щарового пояса. Это связано с боль1пими контактами напряжений и повышенным износом конструкции.
Кроме того, малая площадь контакта вызывает значительные деформации корпуса сцепного замка, прижимного элемента и самого механизма прижима, приводящие к выдергиванию сцепного тара. Это де.итет устройство ненадежным в работе.
Цель изобретения - исключение аварийных ситуаций при буксировании путем повьпнения надежности фиксации сцепного шара.
Указанная цель достигается тем, что в тнгово-сцепном устройстве, содержащем установленный на одном транспортном средстве сцепной шар и закрепленный на другом транспортном средстве корпус, охватывающий указанный njap, и прижимной элемент, щарнирно установленный с возможностью пере.мещения в продольной вертикальной плоскости посредством подпружиненной тяги, щарнирно связанной с двухпг)зиционнь:м рычагом, на корпусе жестко установлена опорная qanjKa для тара, снабженная фланцем с пазами, в которых подвижно установлены лепестки, причем указанные лепестки в положении взаимодействия друг с другом боковыми гранями образуют совместно г
опорной сферическую поверхность, соответствующую сцепному щару, а прижимной э.чемент выполнен в виде шарового пояса, установленного с возможностью взаимодействия с наружной поверхностью указанных лепестков.
На фиг. 1 схематично изображено Тягово-сцепное устройство, разрез; на фиг. 2 - |.иаровый сегмент с лепестками в сборе, раз10 рез; на фиг. 3 - то же, вид сверху; на фиг. 4 - вид А на фиг. 2.
Тягово-сцепное устройство содержит установленный на одном TpancnopTiujM средстве сцепной щар 1 и размещенный на другом транспортном средстве корпус 2 сцепно5 го устройства. Корпус имеет выштамповку 3 цилиндрической формы, в которой жестко закреплена опорная чашка 4 с лепестками 5. Опорная чащка 4 выполнена с фланцем 6 и паза.ми 7, а каждый лепесток 5 выполнен
2„ с ответными пазами 8, которыми он устанав.1ивается в пазы 7 опорной чашки 4. Лепестки 5 образуют совместно с опорной чашкой 4 полую в пределах допустимого угла поверхность охвата сцепного шара 1. В корпусе 2 на оси 9 установлен прижимной элемент 10,
5 который имеет вышта.мповку I 1 по форме шарового пояса, взаимодействующую с лепестками 5, а также имеет отверстие 12 для вхождения Епара 1.
Прижимной элемент 10 имеет механизм прижима, СОСТОЯЦ.1ИЙ из рукоятки 13, взаимо0 действующей с корпусом 2, тяги 14, соединенной с рукояткой 13 осью 15, пружины 16, взаимодействующей с тягой 14 и прижимны.м элементом 10.
Рукоятка 13 и тяга 14 имеют отверстия 17, которые сов.ме1Даются при опущенной рукоятке 13, как показано на фиг. 1, и предназначены для установки в них дополнительно.го фиксатора или обыкновенного замка как противоугонио|-о средства.
0Процесс расцепки происходит в следующем порядке.
Из отверстия 17 вынимают фиксатор (не показан) и откидывают рукоятку 13 вверх и п()сггив часовой стрелки до ее вертикального положения (не показано).
это.1 тяга 14 и пружина 16 опускаются и прижи.мной элемент 10 разворачивается вокруг шарнира 9 таким образом, что поверхность опускается ниже лепестков, что обеспечивает беспрепятственное вынимание шара 1 через отверстие 12. Лепестки при этом разво)ачива1отся в пределах зазоров н пазах.
Процесс сцепки происходит в обратном порядке.
В процессе работы сценки наиболее опас5 ны.м случаем, определяющим ее надежность, ян,чнется нагрузка, действующая на выдер иванне шара из сцепки. Г1ри этом шар зак, И11ивается в шаровом поясе прижимного элемента через лепесткп. Расклинивающее
усилие воспринимается непосредственно прижимным элементом в направлении его наибольшей жесткости, что и позволяет повысить надежность сцепки. В предлагаемом устройстве детали, контактирующие во время эксплуатации со сцепным шаром, т.е. подверженные наибольшему износу, легкосъемны и просты в изготовлении, что позволяет повысить ремонтопригодность сцепного устройства.

| название | год | авторы | номер документа | 
|---|---|---|---|
| Тягово-сцепное устройство | 1988 | 
 | SU1564011A2 | 
| Тягово-сцепное устройство | 1990 | 
 | SU1771999A2 | 
| Тягово-сцепное устройство | 1980 | 
 | SU994308A1 | 
| Тягово-сцепное устройство | 1980 | 
 | SU950551A1 | 
| ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО | 1992 | 
 | RU2032553C1 | 
| КОМБИНИРОВАННОЕ ЗАМКОВОЕ УСТРОЙСТВО ПРИЦЕПА | 1993 | 
 | RU2083380C1 | 
| ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОПОЕЗДА | 1991 | 
 | RU2067933C1 | 
| УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЛЕСОПОЖАРНЫЙ ГРУНТОМЕТ | 2015 | 
 | RU2628725C2 | 
| ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА | 1999 | 
 | RU2160690C1 | 
| Сцепное устройство для буксирования тягачом автомобиля | 1990 | 
 | SU1756178A1 | 
 
		
         
         
            ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее устаиовленный на одном  транспортном средстве сцепной шар и закрепленный на другом транспортном средстве корпус, охватывающий указанный шар,  и прижимной элемент, шарнирно установленный с возможностью перемещения в продольной вертикальной плоскости посредством подпружиненной тяги, шарнирно связанной с двухпозиционным рычагом, отличающееся тем, что, с целью исключения аварийны.х ситуаций при буксировании путем  повышения надежности фиксации сцепного  шара, на корпусе жестко установлена опорная чашка Д.1Я шара, снабженная фланцем  с паза.мн, в которых подвижно установлены  лепестки, причем указанные лепестки в положении взаимодействия друг с другом боковыми гранями образуют совместно с опорной чашкой сферическую поверхность, соответствующую сцепному шару, а прижимной  элемент выполнен в виде шарового пояса,  установленного с возможностью взаимодействия с наружной поверхностью указанных  лепестков. (О
и
Paz.t
| Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 | 
 | SU1A1 | 
| Патент США № 2874976, кл | |||
| СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЧИСТОГО ГЛИНОЗЕМА И ЕГО СОЛЕЙ ИЗ СИЛИКАТОВ ГЛИНОЗЕМА, ПРОСТЫХ ГЛИН И. Т.П. | 1915 | 
 | SU280A1 | 
| Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 | 
 | SU2A1 | 
| Патент США № 3954286, кл | |||
| СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЧИСТОГО ГЛИНОЗЕМА И ЕГО СОЛЕЙ ИЗ СИЛИКАТОВ ГЛИНОЗЕМА, ПРОСТЫХ ГЛИН И. Т.П. | 1915 | 
 | SU280A1 | 
Авторы
Даты
1984-08-30—Публикация
1982-07-01—Подача