Тягово-сцепное устройство Советский патент 1984 года по МПК B60D1/06 

Описание патента на изобретение SU1110677A1

О5 г т

fM.Z.. /

Изобретение относится к автомобилестроению и касается сцепных устройств luaрового типа, предназначенных для подсоединения различных прицепов к легковым автомобилям.

Известно тягово-сцепное устройство, содержащее установленный на одном транспортном средстве сцепной luaj и размещенный на другом транспортном средстве корпус, в котором шарнирно установлены охватывающие сиепной шар элементы и механизм прижима, взаимодействующий с верхними частями указанных элементов (1).

При езде автомобиля с прицепом по неровным дорогам в тягово-сцепном устройстве наблюдается тенденция к выдергиванию сцепного шара из сцепки. При этом нагруженными являются непосредственно все детали этой сцепки, что наряду с возможными изгибными деформациями нагруженных деталей снижает надежность сцепного устройства в целом.

Паиболее близким к изобретению является тягово-сцепное устройство, содержащее установленный на одном транспортном средстве сцепной тар и закрепленный на другом транспортном средстве корпус, охватывающий указанный тар, и прижимной элемент, шаринрно установленный с возможностью перемещения в продольной вертикальной плоскости посредством подпружиненной тяги, щариирно связанной с двухпозицнонным рычагом 2.

В этом устройстве прижимной элемент непосредственно входит в контакт со сцепным шаром, что составляет площадь примерно 1/4 щарового пояса. Это связано с боль1пими контактами напряжений и повышенным износом конструкции.

Кроме того, малая площадь контакта вызывает значительные деформации корпуса сцепного замка, прижимного элемента и самого механизма прижима, приводящие к выдергиванию сцепного тара. Это де.итет устройство ненадежным в работе.

Цель изобретения - исключение аварийных ситуаций при буксировании путем повьпнения надежности фиксации сцепного шара.

Указанная цель достигается тем, что в тнгово-сцепном устройстве, содержащем установленный на одном транспортном средстве сцепной шар и закрепленный на другом транспортном средстве корпус, охватывающий указанный njap, и прижимной элемент, щарнирно установленный с возможностью пере.мещения в продольной вертикальной плоскости посредством подпружиненной тяги, щарнирно связанной с двухпг)зиционнь:м рычагом, на корпусе жестко установлена опорная qanjKa для тара, снабженная фланцем с пазами, в которых подвижно установлены лепестки, причем указанные лепестки в положении взаимодействия друг с другом боковыми гранями образуют совместно г

опорной сферическую поверхность, соответствующую сцепному щару, а прижимной э.чемент выполнен в виде шарового пояса, установленного с возможностью взаимодействия с наружной поверхностью указанных лепестков.

На фиг. 1 схематично изображено Тягово-сцепное устройство, разрез; на фиг. 2 - |.иаровый сегмент с лепестками в сборе, раз10 рез; на фиг. 3 - то же, вид сверху; на фиг. 4 - вид А на фиг. 2.

Тягово-сцепное устройство содержит установленный на одном TpancnopTiujM средстве сцепной щар 1 и размещенный на другом транспортном средстве корпус 2 сцепно5 го устройства. Корпус имеет выштамповку 3 цилиндрической формы, в которой жестко закреплена опорная чашка 4 с лепестками 5. Опорная чащка 4 выполнена с фланцем 6 и паза.ми 7, а каждый лепесток 5 выполнен

2„ с ответными пазами 8, которыми он устанав.1ивается в пазы 7 опорной чашки 4. Лепестки 5 образуют совместно с опорной чашкой 4 полую в пределах допустимого угла поверхность охвата сцепного шара 1. В корпусе 2 на оси 9 установлен прижимной элемент 10,

5 который имеет вышта.мповку I 1 по форме шарового пояса, взаимодействующую с лепестками 5, а также имеет отверстие 12 для вхождения Епара 1.

Прижимной элемент 10 имеет механизм прижима, СОСТОЯЦ.1ИЙ из рукоятки 13, взаимо0 действующей с корпусом 2, тяги 14, соединенной с рукояткой 13 осью 15, пружины 16, взаимодействующей с тягой 14 и прижимны.м элементом 10.

Рукоятка 13 и тяга 14 имеют отверстия 17, которые сов.ме1Даются при опущенной рукоятке 13, как показано на фиг. 1, и предназначены для установки в них дополнительно.го фиксатора или обыкновенного замка как противоугонио|-о средства.

0Процесс расцепки происходит в следующем порядке.

Из отверстия 17 вынимают фиксатор (не показан) и откидывают рукоятку 13 вверх и п()сггив часовой стрелки до ее вертикального положения (не показано).

это.1 тяга 14 и пружина 16 опускаются и прижи.мной элемент 10 разворачивается вокруг шарнира 9 таким образом, что поверхность опускается ниже лепестков, что обеспечивает беспрепятственное вынимание шара 1 через отверстие 12. Лепестки при этом разво)ачива1отся в пределах зазоров н пазах.

Процесс сцепки происходит в обратном порядке.

В процессе работы сценки наиболее опас5 ны.м случаем, определяющим ее надежность, ян,чнется нагрузка, действующая на выдер иванне шара из сцепки. Г1ри этом шар зак, И11ивается в шаровом поясе прижимного элемента через лепесткп. Расклинивающее

усилие воспринимается непосредственно прижимным элементом в направлении его наибольшей жесткости, что и позволяет повысить надежность сцепки. В предлагаемом устройстве детали, контактирующие во время эксплуатации со сцепным шаром, т.е. подверженные наибольшему износу, легкосъемны и просты в изготовлении, что позволяет повысить ремонтопригодность сцепного устройства.

Похожие патенты SU1110677A1

название год авторы номер документа
Тягово-сцепное устройство 1988
  • Чепкасов Шарип Шарипович
  • Туголуков Николай Федорович
  • Герасимова Нурия Зафаровна
SU1564011A2
Тягово-сцепное устройство 1990
  • Садомцев Владимир Григорьевич
  • Садомцев Андрей Владимирович
  • Головлев Сергей Валентинович
  • Давыдов Евгений Сергеевич
SU1771999A2
Тягово-сцепное устройство 1980
  • Мелик-Саркисьянц Арсен Сократович
  • Винокуров Юрий Матвеевич
  • Астахов Рафаил Борисович
SU994308A1
Тягово-сцепное устройство 1980
  • Мелик-Саркисьянц Арсен Сократович
  • Винокуров Юрий Матвеевич
  • Астахов Рафаил Борисович
SU950551A1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО 1992
  • Садомцев Владимир Григорьевич
RU2032553C1
КОМБИНИРОВАННОЕ ЗАМКОВОЕ УСТРОЙСТВО ПРИЦЕПА 1993
  • Ситников В.Р.
  • Мейнцер В.И.
RU2083380C1
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОПОЕЗДА 1991
  • Елизаров С.В.
  • Хашковский В.В.
  • Популов В.И.
RU2067933C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЛЕСОПОЖАРНЫЙ ГРУНТОМЕТ 2015
  • Конюшенков Михаил Евгеньевич
RU2628725C2
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО БУКСИРОВЩИКА 1999
  • Нилов В.А.
  • Великанов А.В.
RU2160690C1
Сцепное устройство для буксирования тягачом автомобиля 1990
  • Пономарев Иван Яковлевич
  • Пономарева Александра Захаровна
SU1756178A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 110 677 A1

Реферат патента 1984 года Тягово-сцепное устройство

ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО, содержащее устаиовленный на одном транспортном средстве сцепной шар и закрепленный на другом транспортном средстве корпус, охватывающий указанный шар, и прижимной элемент, шарнирно установленный с возможностью перемещения в продольной вертикальной плоскости посредством подпружиненной тяги, шарнирно связанной с двухпозиционным рычагом, отличающееся тем, что, с целью исключения аварийны.х ситуаций при буксировании путем повышения надежности фиксации сцепного шара, на корпусе жестко установлена опорная чашка Д.1Я шара, снабженная фланцем с паза.мн, в которых подвижно установлены лепестки, причем указанные лепестки в положении взаимодействия друг с другом боковыми гранями образуют совместно с опорной чашкой сферическую поверхность, соответствующую сцепному шару, а прижимной элемент выполнен в виде шарового пояса, установленного с возможностью взаимодействия с наружной поверхностью указанных лепестков. (О

Формула изобретения SU 1 110 677 A1

и

Paz.t

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1110677A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Патент США № 2874976, кл
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЧИСТОГО ГЛИНОЗЕМА И ЕГО СОЛЕЙ ИЗ СИЛИКАТОВ ГЛИНОЗЕМА, ПРОСТЫХ ГЛИН И. Т.П. 1915
  • Кузнецов А.Н.
  • Жуковский Е.И.
SU280A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Патент США № 3954286, кл
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ЧИСТОГО ГЛИНОЗЕМА И ЕГО СОЛЕЙ ИЗ СИЛИКАТОВ ГЛИНОЗЕМА, ПРОСТЫХ ГЛИН И. Т.П. 1915
  • Кузнецов А.Н.
  • Жуковский Е.И.
SU280A1

SU 1 110 677 A1

Авторы

Мелик-Саркисьянц Арсен Сократович

Аржанников Виктор Петрович

Разниченко Алексей Стефанович

Даты

1984-08-30Публикация

1982-07-01Подача