(54) ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тягово-сцепное устройство | 1980 |
|
SU950551A1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОПОЕЗДА | 1991 |
|
RU2067933C1 |
Тягово-сцепное устройство | 1990 |
|
SU1771999A2 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2032553C1 |
Тягово-сцепное устройство | 1981 |
|
SU1063641A1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО | 2009 |
|
RU2397883C1 |
Тягово-сцепное устройство для автопоезда | 1987 |
|
SU1451054A1 |
Тягово-сцепное устройство | 1979 |
|
SU901082A1 |
ТЯГОВО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗДА | 1991 |
|
RU2025289C1 |
Тягово-сцепное устройство | 1978 |
|
SU835839A1 |
1
Изобретение относится к области автомобилестроения, в частности к устройствам для присоединения и буксирования,различных прицепов за автомобилем, например устройствам шарового типа, автоматически выбирающим зазоры в сцепке.
Известно тягово-сцепйое устройство, содержащее установленную на одном транспортном средстве шаровую опору и размещенный на другом транспортном средстве и имеющий гнездо под указанную опору корпус, оборудованный рукояткой управления и держателем шаровой опоры, перемещающимся под действием запирающего элемента, выполненного в виде конуса, нагруженного пружиной 1.
Недостатком устройства является возможность заклинивания, вызванная неограниченным усилием со стороны рукоятки и отклонением поверхности шаровой опоры от правильной сферической формы при ее неравномерном износе, а также возможность саморасцепки автопоезда во 1время движения при поломке хотя бы одной составной части запирающего элемента.
Известно также тягово-сцепвое устройство, содержащее установленную Ра одном транспортном средстве шаровую опору и размещенный на другом транспортном средстве и имеющий гнездо под указанную 5 опору корпус, оборудованный приводным от кулачкового вала запором щаровой опоры, подпружиненным рычагом, приводной рукояткой 2 .
Недостаточная надежность устройства обусловлена сложностью конструкции, незначительным диапазоном вибираемых зазоров между шаровой опорой и держателем из-за малого хода последнего, а также попаданием абразивных частиц в запор, не (5 закрытый полностью корпусом.
Цель изобретения - повыщение надежности работы.
Эта цель достигается тем, что в предложенном устройстве рукоятка снабжена ° двумя упорами и свободно установлена на кулачковом валу, а подпружиненный рычаг жестко соединен с последним и расположен между упорами рукоятки с возможностью поочередного взаимодействия с ними. Кроме того, в гнезде корпуса может быть размещен подпружиненный вкладыш.
На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 - то же, вид спереди; на фиг. 3 - вид А на фиг. 2; на фиг. 4 - вид Б на фиг. 3.
Тягово-сцепное устройство содержит установленную на одном транспортном средстве шаровую опору 1 и закрепленный на другом транспортном средстве корпус 2, имеюш,ий сферическое гнездо под опору 1. В корпусе 2 размещены кулачковый вал 3, взаимодействующий с опорой 1 посредством установленных в корпусе запора 4, и вкладыш 5.
Кулачковый вал 3 имеет эксцентричную поверхность 6. Запор 4 выполнен с кольцевой проточкой 7, в которой размещен фиксирующий штырь 8, входящий также в отверстия корпуса 2 и ограничивающий перемещение запора 4 в направлении действия на него усилия от шаровой опоры 1.
Вкладыш 5 имеет стопор 9, нагружен упругим элементом 10 и размещен в корпусе 2 соосно запору 4, но с противоположной стороны.
Корпус 2 оборудован П-образНой приводной рукояткой 11, стороны которой охватывают корпус, а концы свободно установлены на валу 3. Одна из сторон рукоятки И снабжена двумя упорами 12 и 13, с которыми поочередно может взаимодействовать расположенный между ними рычаг 14, соединенный с концом 15 пружины 16, противоположный конец которой неподвижно закреплен на корпусе. Рычаг 14 жестко установлен на валу 3 с возможностью поворота вместе с валом под действием пружины 16 из неустойчивого нейтрального положения 17 в крайнее, нижнее и верхнее положения 18 и 19. Нейтральное положение 17 соответствует положению, при.котором ось пружины 16 пересекается с осью вращения рычага 14. Верхнее и нижнее положения 18 и 19 рычага 14 соответствуют крайним положениям 20 и 21 рукоятки 11 на передней и задней частях корпуса 2 соответственно.
Наличие в устройстве кулачкового вала с рычагом 14, поворачивающегося независимо от рукоятки 11 в пределах угла, ограниченного упорами 12 и 13 обеспечивает автоматическую выборку зазоров между опорой 1 и сопряженными с ним сферическими выемками запора 4 и вкладыша 5, которые возникают при движении автопоезда, износе шаровой опоры и сопряженных с ней поверхностей.
Процесс сцепки осуществляется следующим образом.
На опору 1 надевают сферическим гнездом корпус 2 и поворачивают приводную
рукоятку 11 из крайнего положения 20 в крайнее положение 21. При этом упор 13 перемещает рычаг 14 из крайнего нижнего положения 18 через нейтральное положение 17, вследствие чего поворачивается вал
и своей эксцентричной поверхностью 6 пере мещает запор 4 к опоре 1. После прохождения нейтрального положения 17 рычаг 14 с валом 3 под действием пружины 16 стремится занять крайнее верхнее положение 19, обеспечивая тем самым прижим запора
4 к опоре 1, запирая ее в корпусе 2. Для исключения саморасцепления во время движения фиксирующий штырь 8 вставляют в отверстия корпуса 2.
Процесс отсоединения прицепа от автомобиля осуществляется следующим образом.
Вынимают штырь 8 из отверстий корпуса 2 и перемещают приводную рукоятку 11 из крайнего положения 21 в крайнее положение 20. При этом упор 12 перемещает
рычаг 14 из верхнего положения 19 через нейтральное положение 17. Одновременно поворачивается вал 3, и эксцентричная поверхность 6 отходит от запора 4. После прохождения нейтрального положения 17
5 рычаг 14 под действием пружины 16 прижимается к упору 13 и занимает положение 18. Затем корпус 2 поднимают под опорой 1 и отводят в сторону, причем запор 4 отходит к валу 3.
Надежность работы предложенного уст0 ройства повышена, а трудоемкость его изготовления уменьшена.
Формула изобретения
, 1. Тягово-сцепное устройство, содержа-, щее установленную на одном транспортном средстве щаровую опору и размещенный на другом транспортном средстве и имеющий гнездо под указанную опору корпус, оборудованный приводным от кулачкового вала
0 запором шаровой опоры, подпружиненным рычагом и приводной рукояткой, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы, приводная рукоятка снабжена двумя упорами и свободно установлена на кулачковом валу, а подпружиненный рычаг жестко соединен с последним и расположен между упорами рукоятки с возможностью поочередного взаимодйствия с ними.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
W
Фг/г. f
Авторы
Даты
1983-02-07—Публикация
1980-12-26—Подача