Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым подшипниковым узлам гребных валов.
Известен подшипниковый узел гребного вала, содержаглий охватывающую последний концентрически расположенную внутри дейдвуднон трубы втулку со сквозным продольным пазом на наружной поверхности, упруго деформирующуюся в поперечном направлении в зоне паза, ширина которого болыие радиуса втулки, а его глубина больше величины деформации втулки в вертикальной плоскости, проходящей через центральную ось втулки 1.
Недостатком известного устройства является то, что радиальная жесткость втулки в районе паза по ее длине одинакопа, при этом из-за консольного расположения гребного нагрузка, вызванная массой гребного винта и вала, у кормового торца втулки будет больше, чем у иосопого. Хотя деформация втулки у кормового то)ца будет больше чем у носового, ее величины педостаточно для равномерного нагружения втулки по длине, поэтому большие контактные напряжения между палом и втулкой в ее кормовой части приведут к износу поверхностей вала и втулки и с(жратят срок службы узла.
Целью изобретения является гювыщение долговечности узла.
Эта цель достигается те.м, что в подшипниковом узли гребного вала, содержащем охватывающую последний концентрически расположенную внутри дейдвудной трубы втулку со сквозным продольным пазом на наружной поверхности, упруго деформирующуюся п поперечном направлении в-зоне паза, ширина которого больше радиуса втулки, а его глубина больше величины деформации втулки в вертикальной плоскости, проходящей через центральную ось втулки, на дне паза выполнены две канавки, расположенные симметрично середине паза, толпхина втулки в районе паза по ее длине переменна, при этом наибольшая толщина находится у носового торца втулки.
На фиг. 1 изображеп подшипниковый узел гребного вала, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
Подшипниковый узел гребного вала содержит охватываюплую гребной вал 1 (фиг. 1) и KOinieHTpff4eeKH расположенную внутри дейдвудмой трубы 2 втулку 3, которая имеет кормовой 4, обращенной к гребному винту 5, и носовой 6 торцы. Наружная поверхность втулки 3 снабжена сквозным продольным пазом 7 глубиной Л (равной, например, 5 мм для капролоповой втулки с внутренним диаметром 230 мм), на дне которого выполнены канавкн 8 (фиг. 2) с диаметром, например, 3 мм, расположенные симметрично середине паза, относительно вертикальной . плоскости 9, проходящей через
центра. ось втулки 3, т.е. I CJ. При этом угловая мера дуги втулки 3 по направляющей 10 от оси 9 до оси канавки 8 составляет (например, для судов типа «БК-1201) li - R, где R - внутренний радиус втулки 3, а ширина паза 7 -- Ось каждой канавки 8 проходит через равнодействующую давлений Р в слое смазки в зоне трения вала I и втулки 3 при номинальной работе узла (например, для судна типа «БК - 1201 номинальная частота вращения вала 1 равна 300 об/мин). Толщина втулки 3 в paAofie пйза 7 по ее д,тине переменна, при этом толщина Ьг втулки 3 у носового 6 торца больше толщины h, втулки 3 у ее кормового 4 торца. При этом минимальную толщину вплки 3 в районе пазя 7 необходимо выбирать таким образом, чтобы втулка 3 могла ynpyio деформироват1 ся в поперечном направлении после достил ения предельно допустимого износа внутренней поверхности вту,1К1 3 (папри.мер, для капролонового вкладыша с В1-;утренним диаметром 230мм для судов типа «БК--1201 толщина равна 17 мм), а минима,пьная тлубина л паза 7 больше величины деформации втулки 3 в вертикально плоскости 9.
Устрс;йство работает следующим образом .
Под воздействием нагрузки, вызванной массой гребного вала 1 и винта 5, 3 в районе паза 7 упруго деформируется в радиальном направлении. Из-за переменной толщины втулки 3 (фиг. 1) или ширины паза 7 (фиг. 2), а также канавок 8 указанная деформация втулки 3 будет пропорциональна действующей нагрузке, т.е. чем больи1е нагрузка, тем больше деформация втулки 3, прп этом внутренняя поверхность втулки 3 повторит форму изгиба гребного вала 1 как по длине втулки 3, так и по направляющей 10, что уменьшит угол наклона вала 1, увеличит площадь контакта вала 1 и втулки 3, уменьшит удельную нагрузку, а следовательно, и износ вала I и втулки 3 и увеличит срок работы узла.
В случае использования на судах винта регулируемого njara. при котором вал 1 вращается в одну сторону как при переднем, так и при заднем ходе судна, достаточно выпо,1нение одной канавки 8, ось которой проходит через равнодействующую давлений в слое смазки Р.
При вращении гребного вала 1 во втулке 3 между ними возникает слой с.%5азочной жидкости (например, воды для капролоиовой втулки 1), который предохраняет гребной вал 1 от контакта со втулкой 3, увеличивая срок службы подшипникового узла. При этом татщина смазочного слоя зависит от многих параметров, в т.ч. от величины и характера нагружения, деформации внутренней поверхности втулки 3 в зоне ее контакта с гребным валом 1. В зависимости от упругих свойств контактирующих мятериялов и их формы уменьшение радиальной жесткости втулки 3 в указанной зоне, в основном у торца 4, приведет к увеличению толщины смазочного слоя и. слеловательно, к повышению долговечности подшипникового узла гребного вала I в 2 раза.
Технические преимущества изобретения заключаются в следующем: втулки R районе паза или ширина паза по длине втулки переменны, а на дне паза выпплfieHbi канавки, расположенные симметрично середины паза. Кроме того, сохраняется эффективность работы у.зла за весь период 9кс11Л атании.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Подшипниковый узел гребного вала | 1979 |
|
SU874476A1 |
Судовой подшипниковый узел | 1982 |
|
SU1071531A1 |
Дейдвудное устройство | 1983 |
|
SU1090615A1 |
Дейдвудное устройство | 1983 |
|
SU1154145A1 |
Подшипниковый узел гребного вала | 1983 |
|
SU1115966A1 |
Дейдвудное устройство судна | 1983 |
|
SU1111941A2 |
Дейдвудное устройство | 1986 |
|
SU1428851A1 |
Судовой подшипниковый узел | 1983 |
|
SU1126496A1 |
Дейдвудное устройство | 1985 |
|
SU1219453A1 |
Дейдвудное устройство судна | 1984 |
|
SU1197936A1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ТРЕБНОГО ВАЛА, содержащий o.xfsaTbiBaioiJiyio последний концентрически расположенную внутри дейдвудной трубы втулку со скво.чным продольным пазом на наружной поверхности, npyro деформирующуюся в ноне)ечном нанравленип в зоне паза, ширина KOTOpoio бо,1ыне радиуса втулки, а его г,)ииа Г)о,1ьи1е величины деформации втулки 13 вертикальной плоскости, проходящеГ че|Н3 центральную ось втулки, отличающийся тем, что, с не,1ью повьпнения долговечности узла, на дне паза вьнюлнены две каiiaBKii, расположенные симметрично середине нйза, толщина втулки в районе паза но ее длине переме Н а, при этом нанбо,1ьтая то.пнина находится у носового торна втулки. (Л Фиг.1
Фиг. г
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Подшипниковый узел гребного вала | 1979 |
|
SU874476A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1984-09-07—Публикация
1983-05-13—Подача