Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым подшипниковым узлам.
Известен судовой подшипниковый узел, содержащий втулку, закрепленную в дейдвудной трубе, внутри которой установлен гребной вал с облицовкой из набора колец, выполненных из антифрикционного материала 1.
Недостатком известного устройства является низкая надежность крепления облицовки на гребной вал, что приводит к ее проворачиванию и повышенному износу, а следовательно и снижению срока службы подшипникового узла.
Цель изобретения - увеличение срока службы подшипникового узла.
Цель достигается тем, что в судовом подшипниковом узле, содержашем втулку, закрепленную в дейдвудной трубе, внутри которой установлен гребной вал с облицовкой из набора колец, выполненных из антифрикционного материала, набор выполнен с нечетным числом колец, при этом четные кольца, считая от носового или кормового торца облицовки, выполнены с торцовыми кольцевыми выступами, прилегающими к наружной поверхности вала и сопряженными с торцовыми кольцевыми впадинами, которые выполнены в нечетных кольцах, причем четные обладают большей водопоглош,аюшей способностью, чем нечетные кольца.
На чертеже изображен судовой подшипниковый узел, продольный разрез.
Судовой подшипниковый узел содержит втулку 1, закрепленную в дейдвудной трубе 2, внутрь которой введен гребной вал 3 с облицовкой из антифрикционного материала, выполненной в виде набора нечетных 4 и 5 и четного 6 колец. На консоль гребного вала 3 напрессован гребной винт 7.
Кольцо 6 набора выполнено из материала, водопоглощение которого выше, например капролона (водопоглощение 7,4%), чем у колец 4 и 5, выполненных например из текстолита (водопоглощение 5,2%). В то же время половина длины (f,).. образующей внутренней поверхности 8 кольца 6 больше половины (г).. образуюшей наружной поверхности 9 того же кольца 6. А у колец 4 и 5 наоборот.
Судовой подшипниковый узел работает следующим образом.
После сборки устройства и спуска судна на воду кольца 4-6 омываются забортной водой и из-за свойств материала (водопоглощения) будут изменять свои линейные размеры. Но так как в районе контакта кольца 6 с кольцами 4 и 5 последние меньше изменят свой размер по отношению к изменению размера кольца 6, поэтому кольца 4 и 5 своими торцовыми нахлестами (торцы колец контактируют по двум плоскостям, перпендикулярным гребному валу 3 и цилиндрической поверхности вала 3) будут препятствовать перемещению концевых кромок кольца 6, тем самым увеличивая надежность крепления кольца 6 и поверхности гребного вала 3. Для увеличения надежности крепления кольца 4-6 могут устанавливаться на клею, что еще больше повышает надежвюсть их крепления и срок службы подшипникового узла.
Кольцо 6, выполненное из капролона, будет испытывать объемное сжатие, а износостойкость и соответственно срок службы стесненного антифрикционного материала выше износостойкости того же материала в свободном состоянии на 20-30%.
Чередование колец 4, 5 и 6, имеющих различные коэффициенты трения, повысит срок службы судового подшипникового узла и обеспечит его равномерный износ, так как вначале будут изнашиваться кольца 4 и 5, после чего их износ прекратится и будет изнашиваться кольцо 6 и т. д. При работе судна Б загрязненных акваториях инородные частицы, попадая в зону трения кольцо 5 - втулка 1, из-за их малой радиальной податливости будут выталкиваться потоком охлаждающей воды в следующую зону кольцо 6 - втулка 1, где абразивное действие частицы будет ниже из-за более высокой податливости капролона по отношению к текстолиту. Следовательно, из-за деформации материала кольца 6 абразивное действие инородных частиц в предлагаемом устройстве снижается, тем самым снижая износ подшипникового узла и увеличивая ег,о срок службы.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Судовой подшипниковый узел | 1982 |
|
SU1071531A1 |
Судовой подшипниковый узел | 1984 |
|
SU1202966A1 |
Стенд для испытания судового дейдвудного подшипника | 1983 |
|
SU1098864A1 |
Опора скольжения | 1983 |
|
SU1142672A1 |
Дейдвудное устройство | 1983 |
|
SU1090615A1 |
Дейдвудное устройство | 1988 |
|
SU1523755A1 |
Подшипниковый узел гребного вала | 1983 |
|
SU1111942A1 |
Дейдвудное устройство | 1986 |
|
SU1428851A1 |
ДЕЙДВУДНЫЙ ПОДШИПНИК | 1990 |
|
RU2042867C1 |
Дейдвудное устройство судна | 1984 |
|
SU1197936A1 |
СУДОВОЙ ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ, содержаш,ий втулку, закрепленную в дейдвудной трубе, внутри которой установлен гребной вал с облицовкой из набора колец, выполненных из антифрикционного материала, отличающийся тем, что, с целью увеличения срока службы подшипникового узла, набор выполнен с нечетным числом колец, при этом четные кольца, считая от носового или кормового торца облицовки, выполнены с торцовыми кольцевыми выступами, прилегающими к наружной поверхности вала и сопряженными с торцовыми кольцевыми впадинами, которые выполнены в нечетных кольцах, причем четные обладают большей водопоглощаюш.ей способностью, чем нечетные кольца. I to О5 о:
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Сб | |||
Способ получения фтористых солей | 1914 |
|
SU1980A1 |
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Авторы
Даты
1984-11-30—Публикация
1983-08-12—Подача