Изобретение относится к судостроению, а именно к дейдвудным устройствам судов и предназначено преимущественно для применения на крупнотоннажных морских судах, где на кормовую часть дейдвудного устройства действуют значительные нагрузки, вызванные массой гребного вала и винта. Изобретение может быть использовано в других отраслях техники, где применяются механизмы, имеющие валы с сосредоточеннои на их концах массой. Известно дейдвудное устройство, содержащее втулку с фланцем, внутри которой установлен цилиндрический вкладыш из антифрикционного материала 1. Недостатком известной конструкции является повышенный износ вкладышей при работе устройства в загрязненных абраз вными частицами водоемах. Наибольшая нагрузка приходится на кормовую часть вкладыша со стороны гребного винта, поэтому эта часть имеет повышенный износ. Целью изобретения является повышение срока службы дейдвудного устройства. Указанная цель достигается тем, что дейдвудное устройство, содержащее втулку с фланцем, внутри которой установлен цилиндрический вкладыш из антифрикционного материала, снабжено по крайней мере одной прижимной планкой, установленной на одном из торцов втулки и расположенной между прижимной планкой и торцом вкладыша вставкой с цилиндрической внутренней поверхностью, установленной симметрично вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось втулки и соосно цилиндрическому вкладышу, при-этом внутренний радиус цилиндрического вкладыша больше радиуса внутренней поверхности вставки на величину деформации последней от действия статической нагрузки массы гребного вала. Кроме того, на внутренней поверхности сквозные вставки могут быть выполнены канавки, параллельные оси втулки. На фиг. 1 схематически изображено дейдвудное устройство, продольный разрез; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - дейдвудное устройство, в котором планки установлены с двух сторон, продольный разрез; на фиг. 4 - модификация дейдвудного устройства с выполнением вставки с канавками; на фиг. 5 - то же, с выполнением вставки со слоем износостойкого материала. Дейдвудное устройство содержит гребной вал 1 и втулку 2 с фланцем 3, внутри установлен вкладыш 4 из антифрикционного материала (например, капролона). К фланцу 3 втулки 2 крепится прижимная планка 5, а между планкой 5 и торцом 6 вкладыша 4 установлена вставка 7, при этом центральные оси вкладыша 4 и вставки 7 совпадают, а разность между радиусом R внутренней поверхности 8 вкладыша 4 и радиусом Rj внутренней поверхности 9 вставки 7 равна величине деформации вставки 7 от статической нагрузки, вызванной массой смонтированного гребного вала 1. Вставка 7 выполнена из материала, износостойкость которого выше износостойкости материала вкладыша 4 (например, капролон, армированный углеграфитовой тканью), а угловая мера дуги Ч вставки 7 больше 5Г/6 и вставка 7 расположена симметрично вертикальной плоскости, проходящей через центральную ось 10 втулки 2. Кромка 11 вставки 7, обращенная наружу от втулки 2, выполнена скругленной с радиусом R. При гибком длинном гребном вале прижимные планки и вставки устанавливают по обеим торцам 6 вкладыша 4, как показано на фиг. 3. В одной из модификаций выполнения дейдвудного устройства поверхность 9 скольжения вставки 7 имеет сквозные канавки 12, параллельные центральной оси втулки 2. С целью вымывания абразивных частиц из зоны трения канавки 12 совмещаются с соответствующими сквозными канавками 13 вкладыща 4. В другой модификации дейдвудного устройства, поверхность 9 скольжения вставки 7 снабжена слоем 14, износостойкость материала которого выще износостойкости материала вставки 7 (например, эпоксидный углепластик горячего прессования). Дейдвудное устройство работает следующим образом. Монтируют с кормовой, а в случае длиного гребного вала с кормовой и носовой сторон втулки 2 и вкладыша 4 вставку 7 с помощью прижимной планки 5 таким образом, чтобы канавки 12 и 13, вставки и вкладыша совпадали друг с другом. Заводят гребной вал 1 внутрь вкладыша 4. После заводки гребного вала 1 внутрь вкладыша 4 и его монтажа вставка 7 проседает на величину деформации от статической нагрузки, вызванной массой смонтированного гребного вала 1, при этом совпадают поверхности 8 и 9, что повышает точность центровки валопровода и загружает более равномерно кормовой и носовой вкладыши дейдвудного устройства. Так как стрелка прогиба гребного вала 1 в районе кромки 11 наибольшая, то поверхность облицовки вала 1 почти полностью ложится на поверхность 9 из-за скругления кромки 11 вставки 7, что увеличивают площадь контакта поверхностей скольжения и грузоподъемность вкладыша 4. Величина износостойкости материала вставки должна выбираться из условия, что она меньше износостойкости материала облицовки гребного вала, но больше износостойкости материала вкладышей, что увеличивает срок службы устройства без значительного уменьшения срока службы поверхности гребного вала.
При износе вставок в носовой и кормовой части вкладыша их можно заменить на новые, не заменяя вкладыш. Замену можно производить без выемки гребного вала, что значительно сокраш.ает расходы на ремонт дейдвудного устройства и увеличивает срок его службы.
В предлагаемом дейдвудном устройстве, содержащем вставку 7, имеющую более высокую износостойкость, чем поверхность 8 вкладыща 4, вкладыщ 4 может изнашиваться только вместе с износом рабочей поверхности 9 вставки 7. А так как скорость изнащивания материала вставки 7 при тех же условиях работы вала 1 будет значитель/,
но меньше, чем скорость изнашивания поверхности 8 скольжения вкладыша 4, то срок службы предлагаемого дейдвудного устройства будет также больше, чем у прототипа.
Наличие на внутренних поверхностях 8 и. 9 продольных канавок 12 и 13 обеспечивает работу устройства в загрязненйых средах, так как попадающие в дейдвудное устройство вместе с водой механические примеси вместе с потоком воды, имеющимся в дейдвуде, через, канавки 12 и 13 выносятся из устройства и не вызывают увеличенного износа поверхностей 8 и 9 и облицовки вала 1.
Дейдвудное устройство отличается от известных повышенным сроком службы.
В ид А
10
Фиг.З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Дейдвудное устройство | 1983 |
|
SU1154145A1 |
Дейдвудный подшипник | 1985 |
|
SU1245503A1 |
Дейдвудное устройство судна | 1985 |
|
SU1252246A1 |
Дейдвудное устройство | 1986 |
|
SU1428851A1 |
Дейдвудное устройство судна | 1984 |
|
SU1197936A1 |
Подшипниковый узел гребного вала | 1983 |
|
SU1111942A1 |
Судовой подшипниковый узел | 1983 |
|
SU1126496A1 |
Судовой подшипниковый узел | 1982 |
|
SU1071531A1 |
Дейдвудный подшипник | 1983 |
|
SU1152883A1 |
Судовая опора | 1985 |
|
SU1245504A1 |
1. ДЕЙДВУДНОЕ УСТРОЙСТВО содержащее втулку с фланцем, внутри которой установлен цилиндрический вкладыш из антифрикционного материала, отличающееся тем, что, с целью повышения срока службы, оно снабжено по крайней мере одуЗ ной прижимной планкой, установленной на одном из торцов втулки и расположенной между прижимной планкой и торцом вкладыша вставкой с цилиндрической внутренней поверхностью, установленной симметрично вертикальной плоскости, проходяшей через продольную ось втулки и соосно цилиндрическому вкладышу, при этом внутренний радиус цилиндрического вкладыша больше радиуса внутренней поверхности вставки на величину деформации последней от действия массовой силы статической нагрузки массы гребного вала. 2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что на внутренней поверхности вставки выполнены сквозные канавки, параллельные оси втулки. (О со о 05 сд Фиг.1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Балацкий Л | |||
Т | |||
и др | |||
Дейдвудные устройства морских судов | |||
М., «Транспорт, 1980, с | |||
Устройство для устранения мешающего действия зажигательной электрической системы двигателей внутреннего сгорания на радиоприем | 1922 |
|
SU52A1 |
Авторы
Даты
1984-05-07—Публикация
1983-01-13—Подача