Устройство для виброакустической диагностики подшипников качения Советский патент 1984 года по МПК G01M13/04 

Описание патента на изобретение SU1117477A1

4

ч1

Изобретение относится к устройствам для диагностики подшипников качения, преимущественно буксовых узлов железнодорожного подвижного состава, и может быть использовано при техническом обслуживании и ремо те машин и -транспортных средств. Известно устройство для определе ния степени износа шарикоподшипников, содержащее последовательно сое динные измерительный преобразователь, усилитель, блок фильтров и амплитудный детектор, к выходу которого подключено три измерительны канала: канал измерения общего уров диагностических сигналов, состоящий из выпрямителя и индикатора; канал измерения ударных импульсов, состоя щий из фильтра верхних частот, выпр мителя и индикатора; канал измерени частоты следования и общего количества импульсов за время испытаний содержащий амплитудный дискриминатор, частотомер и счетчик. Принцип диагностирования дефектных подшипНИКОВ и реализация его известнымустройством основан на различиях ра пределений сигналов от исправных и дефектных подшипников ij . Недостатком известного устройств является низкая надежность распозна вания дефектов и неоднозначность в принятии диагностического решения, так как распределения амплитуд сигналов исправных и дефектных подшипНИКОВ имеют значительную зону пересечении. Цель изобретения - повышение качества диагностики за счет устранения неоднозначности диагностического решения. Поставленная цель достигается тем, что устройство для виброакустической диагностики подшипников качения, содержащее последовательно соединенные измерительный преобразо ватель, усилитель, блок фильтров и амплитудньш детектор, а также ампли тудный дискриминатор, последователь но соединенные блок счета количестаа срабатываний амплитудного дискри минатора и регистратор дефектов, снабжено последовательно соединенными отметчиком оборотов вала, счет чиком оборотов вала, блоком за/тания контрольного числа оборотов вапа и логической схемой И, второй вход которой соединен с выходом амг1титуд ного дискриминатора, а выход - с входом блока счета количества срабатываний амплитудного дискриминатора, а также блоком запоминания амплитуды максимального диагностического сигнала за время оборотов вала, первый вход которого соединен с выходом амплитудного детектора, второй вход - с выходом отметчика оборотов вала, а выход - .с входом амплитудного дискриминатора. На фиг.1 приведена схема устройства; на фиг.2 и 3 - эмпирические распределения амплитуд соответствен-. но всех сигналов и амплитуд максимальных сигналов за каждый оборот вала для исправных (кривая 1) и дефектных (кривая 2) подшипников, полученные при испытаниях роликовых подшипников буксовых узлов подвижного состава. Устройство содержит виброизмерительньй преобразователь I, подключенный к диагностируемому объекту 2, виброизмерительный усилитель 3, блок 4 фильтров, амплитудный детектор 5, блок 6 запоминания максимального сигнала, амплитудный дискриминатор 7, логическую схему 8 совпадений, отметчик 9 оборотов вала, счетчик 10 оборотов, блок 11 задания контрольного числа оборотов, счетчик 12 числа срабатываний амплитудного дискриминатора, {регистратор 13 неисправностей. Устройство работет следующим образом. При вращении испытуемого подшипника на выходе преобразователя 1 появляется последовательность сигналов, которые усиливаются усилителем 3, фильтруются фильтром 4, детектируются детектором 5 и поступают на вход блока 6 запоминания максимального сигнала. Второй вход блока 6 подключен к выходу отметчика 9 оборота вала. Блок 6 запоминает максимальную амплитуду за один оборот вала, эта амплитуда по сигналу с отметчика 9 передается на амплитудный дискриминатор 7, а блок 6 устанавливается в исходное состояние и готовится запомнить максимальную амплитуду за следующий оборот. Таким образом на вход дискриминатора 7 поступает один максимальный по амплитуде сигнал за каждь Й оборот вала. На выходе дискриминатора 7 сигнал появляется только

31

тогда, когда сигнал на его входе превьшает уровень дискриминации. Сигналы от I отметчика 9 оборотов поступают на счетчик 10 оборотов и далее на блок 11 задания контрольного числа оборотов, выполненный в виде дешифратора двойного хода. На выходе блока 11 сиг нал появляется в том случае, когда число оборотов превысит заданное. Сигналы с выходов амплитудного дискриминатора 7 и блока 11 поступают на схему 8 совпадения, работающую таким образом, что она пропускает сигналы с амплитудного дискриминатора до тех пор, пока на выходе блока II не появится запрещающий сигнал. Выход схемы 8 совпадения подключен к входу счетчика 12 числа срабатываний амплитудного дискриминатора, который будет считать до тех пор, пока число оборотов вала не превысит заданное контрольное число обЬротов, В зависимости от показаний счетчика 12

774

принимается решение, которое фиксируется регистратором 13.

Теоретически доказано и экспериментально подтверждено, что для каждого заданного контрольного числа оборотов можно задать уровень дискриминаи ш амплитудного дискриминатора 7 и соответствующий пороговый уровень для счетчика. 12, при которых ошибка диагностирования дефектных подшипников будет минимальной.

Из сравнения результатов экспериментальных исследований (фиг.2) следует, что использование в качестве

признака распознавания амплитуды

минимального сигнала за каждый оборот вала позволяет существенно снизить степень неопределенности при принятии диагностики решения вследствие уменьшения зоны пересечения (заштрихована) кривых распределения сигналов, исправных и дефектных подшипников.

31

Похожие патенты SU1117477A1

название год авторы номер документа
Устройство для виброакустической диагностики подшипников 1983
  • Шмерман Хайм Бенционович
  • Тагиров Альфрид Фатхиевич
  • Образцов Валентин Леонидович
SU1249339A1
Устройство для вибрационной диагностики подшипников качения 1981
  • Кухаренко Татьяна Владимировна
  • Самодуров Виктор Иванович
  • Тагиров Альфрид Фатхиевич
SU985723A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ НЕРОВНОСТЕЙ КОЛЕСНЫХ ПАР ПОДВИЖНОГО СОСТАВА12 1973
  • Витель Образцов О. А. Данченко
SU384711A1
Устройство для диагностики подшипников качения 1987
  • Бамбалас Пятрас Броневич
  • Жегас Видмантас Ионович
  • Рагульскис Казимерас Миколович
  • Чуприн Владимир Игнатьевич
SU1423931A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Добролюбов И.П.
  • Савченко О.Ф.
  • Альт В.В.
RU2175120C2
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И/ИЛИ ТРАНСМИССИИ АВТОМОБИЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1999
  • Ушаков А.П.
  • Тварадзе С.В.
  • Грабовецкий А.А.
  • Рейбанд Ю.Я.
  • Альшевский А.Н.
  • Морошкин И.В.
RU2165605C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕИСПРАВНОСТЕЙ КОЛЕС ПО КРУГУ КАТАНИЯ 1972
  • В. Л. Образцов В. Г. Свалухин
SU328020A1
Устройство для разбраковки колес рельсового подвижного состава 1972
  • Образцов Валентин Леонидович
SU734046A1
Устройство для контроля подшипников качения 1985
  • Бамбалас Пятрас Броневич
  • Жегас Видмантас Ионович
  • Рондоманскас Мечисловас Стасевич
  • Чуприн Владимир Игнатьевич
SU1259129A2
Ограничитель вибраций газотурбинного двигателя 1987
  • Михайленко Владимир Иванович
  • Душенко Галина Александровна
SU1537856A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 117 477 A1

Реферат патента 1984 года Устройство для виброакустической диагностики подшипников качения

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВИБРОЛКУСТНЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ, содержащее последовательно соединенные виброизмерительный проебразователь, усилитель, блок фильтров и амплитудный детектор, а также амплитудный дискриминатор, последоватёльно соединенные блок счета количества срабатываний амплитудного дискриминатора и регистратор дефектов отличающееся тем, что, с целью повьшения качества диагностики за счет устранения неоднозначности диагностического решения, оно снабжено последовательно соединенными отметчиком оборотов вала, счетчиком оборотов вила, блоком задания контрольного числа оборотов вала и логической схемой И, второй вход которого соединен с выходом амплитудного дискриминатора, а выход - с входом блока счета количества срабатываний амплитудного дискриминатора, а также блоком запоминания амплитуды максимального диагностического сиг(Л нала за время оборота вала, первый вход которого соединен с выходом амплитудного детектора, второй вход С с выходом отметчика оборотов вала, с а выход с входом амплитудного дискриминатора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1117477A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Устройство для определения степени износа шарикоподшипников 1976
  • Григорьев Владимир Николаевич
  • Ларионов Анатолий Александрович
SU676897A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 117 477 A1

Авторы

Образцов Валентин Леонидович

Тагиров Альфрид Фатхиевич

Шмерман Хаим Бенционович

Орлов Михаил Васильевич

Даты

1984-10-07Публикация

1983-01-11Подача