I Изобретение относится к турбомашиностроению и может найти применение в конструкции рабочих колес с демпфирующими устройствами. Известно рабочее колесо турбома ошны, содержащее диск, установленные на нем лонатки, снабженные удли ненньо ножкаш и сопряженными с ними корнев1 ми полками, образующими с диском и ножка1«1 подполочные ПОЛОСТЕЙ, к дем11ф1фую1цие элементы крестообразного сечения,контактирзпшцие с внутренней поверхностью полок и боковыми поверхностяьш ножек lj. Однако при колебании л(шаток их перемещения передаются от одной к другой за счет упругости демпфирую щего элемента без существенного рассеяния энергии, которое имеет место лишь при трении по контактным поверхностям полок и демпфирующего элемента, взаимное {у ещение которых ограничено плоскопарал лельным движением. Наиболее близким по технической сущности к изобретению является ра бочее колесо турбомашины, содержащ диск, установленные на нем лопатки снабженные удлиненными ножками и сопряженными с ними корневыми полками « образукшр ш с диском и |1ожкаю подполочные полости, и демпфирующие элементы в виде оликов, расположенных по меньшей мере по два в каждой полости и контактирующих с внутренней поверхностью НОЛoKj причем дополнительные ро1шк расположены в несколько слоев и ко тактирзтот между собой и с боковыми .поверхностями ножек соседних лопаток 1 Однако при колебаниях лопаток их перемещение передается на всё демпфирующие элементы неравномерно без обеспечения постоянной упругой связи между соседними лопатками, а , огранка роликов в процессе работы постепенно снижает их подвижность соответственно, эффективность демп фирования. Целью изобретения является повы шение эффективности демпфирования. Указанная цель достигается тем, что в рабочем колесе турбомашины,с держащем диск, установленные на нем лопатки, снабженные удлиненным ножками и сопряженными с ними кор9невыми полками, образующими с диском и ножками подполочные полости, и демпфирую1Щ1е элементы в виде роликов, расположенных по меньшей мере по два в каждой полости и контактирующих с внутренней поверхностью полок, каядый ролик снабжен перемычкой с грузиком, контактирующим с боковой поверхностью ножки соседней лопатки. При этом каждая полка снабны зоны сопряжения с ножкой. На чертеже показано рабочее колесо турбомашины, поперечный разрез. Колесо содержит диск 1, установленные на нем лопатки 2, снабженные удлиненными ножками 3 и сопряженны-:; ми с HHtm корневыми папками 4, образующими с диском 1 и ножками 3 подполочные полости 5, и демпфирующие элементы в виде роликов 6, расположенных по меньшей мере по два в каадой полости . 5 и контактирую щих с внутренней поверхностью полок 4. Калдый ролик 6 снабжен перемычкой 7с грузиком 8, контактирующим с боковой поверхностью ножки 3 соседней лопатки 2. Кажцая полка 4 снабжена скосом 9, расположенным со стороны зоны Сопряжения с ножкой 3. При работе турбомашины поле центробежных сил обусловливает возникновение нормальных сил на поверхностях контакта роликов 6 с полками 4 и грузиков 8 с ножками 3, в результате которых ножки 3 лопаток 2 приобретают дополнительную упругую связь в окружном направлений. Эта связь влияет на частоту собственных колебаний лопаток 2. При колебанш лопаток 2 грузики 3 не только увеличивают нормальную силу-на поверхностях контакта роликов 6 и полок 4, но и обеспечивают принудительный поворот с трением роликов 6 практически независимо от .степени их износа до полной вьфаботки с эффективным рассеянием энергии колебаний; Проскальзывание грузиков 8относительно боковых поверхностей ножек 3 с колебанием уровня их потенциальной энергии за счет изменения их удаления от центра диска 1 обеспечивает дополнительное демпфирование колебаний. Наличие жесткой связи в виде перемычек 7 мелзду роликами 6 и
3 : 1127979. 4
грузиками 8, контактирующих с по-:лопатками 2, а также принудительный
верхностямй полок 4 и ножек 3 лопа-поворот и смещение демпфирукщшс
ток 2 на различных расстояниях отэлементов с интенсивньм рассеянием
центра диска и с угловым смещениемэнергии колебаний за счет трения,
зон контакта, обеспечивает упруго-5 что повышает эффективность демпфидемпфирующую силовую связь мелдурования.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ С ДЕМПФЕРОМ ДЛЯ ЛОПАТОК | 2015 |
|
RU2602643C1 |
Устройство демпфирования колебаний ротора газотурбинного двигателя | 2017 |
|
RU2695160C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ДЕМПФИРОВАНИЯ КОЛЕБАНИЙ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ТУРБОМАШИНЫ | 1972 |
|
SU435360A1 |
Рабочее колесо турбомашины | 1989 |
|
SU1657668A1 |
УСТРОЙСТВО ДЕМПФИРОВАНИЯ КОЛЕБАНИЙ ШИРОКОХОРДНЫХ РАБОЧИХ ЛОПАТОК ВЕНТИЛЯТОРОВ С БОЛЬШОЙ КОНУСНОСТЬЮ ВТУЛКИ И ВЕНТИЛЯТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2011 |
|
RU2461717C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБИНЫ | 2010 |
|
RU2433277C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИНЫ | 2010 |
|
RU2433278C1 |
Ротор компрессора авиационного газотурбинного двигателя со спаркой блисков и спаркой блиска с "классическим" рабочим колесом и со спаркой "классического" рабочего колеса с рабочим колесом с четвертой по шестую ступень с устройствами демпфирования колебаний рабочих лопаток этих блисков и рабочих колес, ротор вентилятора и ротор бустера с устройством демпфирования колебаний рабочих широкохордных лопаток вентилятора, способ сборки спарки с демпфирующим устройством | 2016 |
|
RU2665789C2 |
ШИРОКОХОРДНАЯ ЛОПАТКА ВЕНТИЛЯТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2017 |
|
RU2663559C1 |
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО КОМПРЕССОРА ТУРБОМАШИНЫ | 2013 |
|
RU2529279C1 |
1. РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ТУРБОМАШИИЫ, содержащее диск, установленные .ва нем лопатки, снабженные удлиненными ноккамИ и coпpяжeнны И с ними корневыми полками, образузшцими с диском и ножками подполочные полости, и демпфирующие элементы в виде роликов, расположенных по меньшей мере по два в каждой полости и контактирующих с внутренней поверхностью полок, отличающееся тем, что, с целью повьшения эффективности демпфирования, каядый ролик снабжен перемычкой с грузиком, контактирующим с боковой поверхностью ножки соседней лопатки. 2. Колесо по п.1, о т л ич а ю щ е ее я .тем, тто каждая иолка снабжена скосом, расположенным , со стороны зоны сопряжения с ножкой. (О
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Патент Великобритании 1259750, кв | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Устройство станционной централизации и блокировочной сигнализации | 1915 |
|
SU1971A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Шихта для изготовления огнеупоров | 1985 |
|
SU1263677A1 |
F, 01 0, опублик | |||
Пробочный кран | 1925 |
|
SU1960A1 |
V |
Авторы
Даты
1984-12-07—Публикация
1983-02-23—Подача