Компенсационный акселерометр Советский патент 1984 года по МПК G01P15/13 

Описание патента на изобретение SU1129524A1

Изобретение относится к приборостроению и предназначено для измерения ускорения .

Известен компенсационный акселерометр, содержащий инерционный элемент, установленные с противоположных сторон от него электромагниты, обмотки которых соединены с выходами соответствующих усилительно-преобразовательных блоков, датчик положения инерционного элемента, подключенный к входу блока динамической коррекции блок суммирования и блок вычитания, один из входов которых подключены к источнику опорного сигнала, вторые к выходу блока динамической коррекции, а выходы - к входам соответствующих усилительно-преобразовательных блоков, и блок индикации, входы которого соединены с выходами усилительно-преобразовательных блоков lj, В известном акселерометре ускорение, пропорциональное разности электромагнитных сил, компенсирующих инерционную силу, вычисляется по разности токов в обмотках электромагнитов, но разность токов нелинейно связана с разностью электромагнитных сил, причем нелинейность обусловлена изменением зазоров межд-у электромагнитами и инерционным элементом, наличием гистерезиса принамагничивании магнитопроводов и инерционного элемента, влиянием температуры на магнитную проницаемость магнйтопроводов, что обуславливает высокую погрешность измерения ускорения.

Наиболее близким к предлагаемому является компенсационный акселерометр, содержащий инерционный элемент расположенный в зазоре между двумя электромагнитами, обмотки которых соединены с выходами усилительнопреобразовательных блоков, датчик положения инерционного элемента, подключенный к входу блока динамической корретсции, блок суммирования и блок вычитания, одни из входов которых подключены к источнику опорного сигнала, другие - к вьжоду блока дина 1ической коррекции, блок индикаго и, датчики индукции, чувствительные элементы которых размещены в зазорах между инерционным элементом и соответствующим электромагнитом, два интегратора и две схемы сравне- ПИЯ, причем одни из входов схем

сравнения соединены с соответствующими выходами блока суммирования и блока вычитания и с входами блока индикации, а вькоды - с входами интеграторов, выходы которых подключены к соответствуюп(им входам усилительно-преобразовательных блоков, вторые входы схем сравнения подключны к выходам соответствующих датчиков индукции fl .

Недостатками этого компенсационного акселерометра являются низкая точность и узкий диапазон измеряемых ускорений, связанные с наличием двух .плеч управления силами в зазорах между инерционным элементом и электромагнитами с различными коэффициентами передачи. Относительная максимальная погрещность измерения ускорения этим компенсационным акселерометром определяется из выражения

bk a,

u«ma,x k

(1)

где д а Q - максимальная относительная погрешность измерения ускорения;

. тл

-- - относительная погреш0 ность коэффициента передачи плеча компенсационного акселерометра; man максимальное измеряемое

прибором ускорение; О - фактически измеряемое

прибором ускорение. Даже при относительно низкой погрешности коэффициента передачи плеча компенсационного акселерометра (не более 0,01%) погрешность изг мерения максимального ускорения составляет 0,02% и увеличивается в десять раз при каждом десятикратном уменьшении величины измеряемого ускрения. В этом случае легко определяется порог чувствительности компенсационного акселерометра. Например, при максимальном измеряемом ускорении 10, Д g ускорение силы земного притяжения, он составит 2«10rf, т.е. диапазон измеряемых ускорений менее четырех порядков. Снижая величину максимального измеряемого ускорения, мож;но снизить измеряемое ускорение на пороге чувствительности,- но диапазон измеряемых ускорений остается прежним.

Цель изобретения - увеличение точности и расширение диапазона измеряемых ускорений.

Поставленная цель достигается тем, что в компенсационный акселерометр, содержащий инерционный элемент, расположенный в зазоре между, двумя электромагнитами, обмотки которых соединены с выходами усилительно-преобразовательных блоков, датчик положения инерционного элемента, подключенный к входу блока динамической коррекции, блок суммирования и блок вычитания, источйик опорного сигнала, блок индикации, датчики индукции, чувствительные элементы которых размещены в зазорах между инерционным элементом и соответствующим электромагнитом, два интегратора и две схемы сравненияу причем одни из входов схем сравнения соединены с соответствукш ини выходами блока суммирования и блока вычитания, а выходы - d входами интеграторов, выходы которых подключены к соответствующим входан усилительно-преобразовательных блоков, вторые входы схем сравнения подключены к выходам соответствующих датчиков индукции, введены управляемый делитель и управ усилитель, вход которого подключен к источнику опорного сислала, а выход - к вторым входам блока суммирования и блока вычитания, первые входы которых ПОДКЛЮЧЕНЫ к первому ВХОДУ управляемого усилителя, второй выход которого подключен к блоку индикации и к управляющим входам управляемого делителя и управляемого усилителя, а вход - к выходу блока ди-.

.намической коррекции.

На чертеже приведена функциональная схема компенсационного акселерометра.

Компенсационный акселерометр содержит инерционный элемент 1, расположенный в зазоре между двумя электромагнитами 2. обмотки которых соединены с выходами усилительно-преобра1зовательньк блоков 3, датчик положения 4 инерционного элемента, подключенный к входу блока динамической коррекции 5, блок суммирования 6 и блок вычитания 7, источник опорного сигнала 8, блок индикации 9, датчикИ индукции 10, чувствительные элементы 11 которых размещены в зазорах между инерционньм элементом и

соответствующим электромагнитом, два интегратора 12, две схемы сравнения 13, управляемый делитель 14 и управляемый усилитель 15, причемодни из входов схем сравнения 13 соединены с соответствующими вь1ходами блока суммирования 6 и блока вычитания 7, а выходы - с входами интеграторов 12, выходы которых подключены к соответствующим входам усилительно-преобразовательных блоков 3, вторые входы схем сравнения 13 подключены к вы,ходам соответствующих датчиков индукции 10, вход управляемого делителя 14 подключен к источнику опорного сигнала 8, а выход - к вторым входам блока суммирования 6 и блока вычитания 7, первые входы которых подключены к первому выходу управляемого усилителя 15, второй выход управляемого усилителя 15 подключен к блоку индикации 9, к управляющим входам управляемого делителя 14 и управляемого усилителя 15, а вход - к выходу блока динамической коррекции.

Компенса1Д1онньй акселерометр работает следующим образом.

Ускорение, действующее на к тенсационный акселерсжетр в соответствии с законами Ньютона и формулой Максвелла, выражается через разность квадратов индукций в зазорах между инерционным элементом 1 и электромагнитами 2:

a4°t6V8l),((0,-.,(.B,2

где К - коэффициент передачи плеча акселерометра;

m - масса инерционного элемента,

В -.индукция в зазоре между

инерционным элементом и левым электромагнитом

В - индукция в зазоре междУ

инерционным элементом и правым электромагнитом;

BQ - некоторое значение индукции, задаваемое источником опорного сигнала;

ЛВ - приращение индукции, вырабатываемое на первом выходе управляемого усилителя.

Если ускорение отсутствует., то инерционный элемент 1 находится в среднем положении, относительно электромагнитов 2. Датчик положения 4 вырабатывает кулевой сигнал. Нулевой сигнал будет на выходе блока динамической коррекции 5, на обоих выходах управляемого усилителя 15, на входе блока индикации 9, на первых входах блока суммирования 6 и блока вычитания 7. На вторые входы блока суммирования 6 и блока вычитания 7 пода.ется сигнал, численно равный В-, с источника опорного сигнала 8 через управляемый делитель 14. Сигнал В сохранится на выходах блока суммирования 6 и блока вычитания 7 и на входах, схем сравнения 13. Регуляторы индукций, каждый из которых включает в себя датчик индукции 10 с чувствительным элементом 11, схему сравнения 13, интегратор 12, усилительно-преобразовательный блок 3 и электромагнит 2, задают, равные индук ции в зазорах между инерционным элементом 1 и электромагнитами 2, следовательно, будут равны силы, дейст9УЮ1цие на инерционный элемент 1 со стороны электромагнитов 2, а блок индикации покажет нулевое ускорение В случае действия ускорения на компенсационный акселерометр имеет место смещение инерционного элемента 1 относительно электромагнитов 2 Датчик положения 4 вырабатывает сиг нал, которьй блоком динамической коррекции 5 и управляемым усилителе преобразуется в сигнал, численно равный дБ, подаваемый на первые вхо ды блока суммирования 6 и блока вычитания 7. Блок суммирования 6 вычи ляет сумму индукции Вр ч- &В, а блок вычитания 7 - разность индукций В..- ДБ, которые подаются на схемы сравнения 13. Регуляторы индукций за-40 дают индукции в зазорах между инерционным элементом 1 и электромагнитами 2, равные + и В и В - дВ и, следовательно, задают электромагнитные силы, компенсируюп ие перемещение 45 инерционного элемента. Ускорение, действующее на компенсационный акселерометр, определяется по приращению индукции ДВ, преобрйзованному в сигнал измеряемого ускорения на вто- 50 ром выходе управляемого усилителя 15, и индицируется блоком индикации 9. При измерении ускорений, близких к максимальному, в зазорах между инерционным элементом 1 и электро-- 55 магнитами 2 индукции имеют максимальный диапазон изменения от Вр - и В до BO + жесткость электромаг 246 нитной системь компенсации смещения инерционного элемента акселерометра максимальна. Погрешность измерения ускорения определяется вьфажением (1). -При снижении измеряемого ускорения до одной десятой доли от максимального погрешность прибора возрастает до 0,2%. Выходной сигнал с второго выхода управляемого усилителя снижается до 0,1 от максимального. Пусть этот сигнал, поступающий на управляющие входы управляемого делителя 14 и управляемого усилителя 15, уменьшит коэффициенты передачи управляемого делителя в 10 раз, управляемого усилителя по первому выходу в 10 раз, по второму выходу - в llO раз. В этом случае индукция В., уменьшится в раз, максимальное отклонение индукции йВ„,„ также / -|11}{Л% уменьшитсячв -д|10 раз, а жесткость электромагнитной системы компенсации смещения инерционного элемента акселерометра снизится в 10 раз. Сигнал на втором выходе управляемого усилителя сохранится без изменения, но погрешность изменения ускорения, как следует из выражения (1), снизится в 10 раз, так как снизилось в 10 , как следствие снижения жесткости электромагнитной системы компенсации смещения инерционного элемента акселерометра. Автоматически снижая коэффициент передачи.управляемого делителя 14 и управляемого усилителя 15 по первому выходу в ЦТР раз, а по второму выходу Б 10 раз при десятикратном снижении величины измеряемого ускорения, погрешность измерения ускорения не превысит 0,2%. Если коэффициенты передачи управляемого делителя 14 и управляемого усилителя 15 изменять непрерывно в зависимости величины измеряемого ускорения. то жесткость электромагнитной системы компенсации смещения инерционного элемента акселерометра будет изменяться плавно и погрешность из„ерения ускорения не превысит 0,02%. Порог чувствительности компенсационного акселерометра в этом случае определится ростом других составляюш;их погрешности при уменьшении величины измеряемого ускорения, зависящих от свойств элементов электромагнитной компенсации усилий, и составит 1СГ - 1(f), т.е. диапазон из11295248

меряемых ускорений увеличится до 8-10 порядков.

Таким образом, изобретение увеличивает точность измерения ускорений и расширяет диапазон измеряемых

ускорений за счет управления жесткостью электромагнитной системы компенсации смещения инеринонного элемента акселерометра сигналом, проS порциональным измеряемому ускорению.

Похожие патенты SU1129524A1

название год авторы номер документа
Компенсационный акселерометр 1981
  • Кизимов Алексей Тимофеевич
  • Кушуль Вениамин Моисеевич
  • Брусницын Геннадий Борисович
  • Еремичев Владимир Николаевич
  • Дъячков Виктор Евгеньевич
SU1068820A1
Акселерометр 1983
  • Кизимов Алексей Тимофеевич
  • Брусницын Геннадий Борисович
  • Беляков Николай Николаевич
  • Лебедев Александр Николаевич
  • Дьячков Виктор Евгеньевич
SU1109647A1
Акселерометр 1983
  • Кушуль Вениамин Моисеевич
  • Еремичев Владимир Николаевич
  • Дьячков Виктор Евгеньевич
  • Сапожников Геннадий Анатольевич
  • Григорьев Владислав Никитович
  • Васильев Борис Алексеевич
  • Суббота Юрий Николаевич
SU1101744A1
Компенсационный акселерометр 1979
  • Кушуль Вениамин Моисеевич
  • Еремичев Владимир Николаевич
  • Дьячков Виктор Евгеньевич
  • Григорьев Владислав Никитович
  • Суббота Юрий Николаевич
  • Столяров Юрий Георгиевич
SU824062A1
Трехкомпонентный акселерометр 1981
  • Кизимов Алексей Тимофеевич
  • Кушуль Вениамин Моисеевич
  • Брусницын Геннадий Борисович
  • Беляков Николай Николаевич
  • Дьячков Виктор Евгеньевич
SU1049432A1
Акселерометр 1986
  • Григорьев Владислав Никитович
  • Суббота Юрий Николаевич
  • Сапожников Геннадий Анатольевич
  • Шмелев Анатолий Михайлович
SU1385079A2
Устройство для измерения параметров вибрации 1982
  • Гартель Лев Александрович
  • Новиков Евгений Иванович
SU1024855A1
Трехкомпонентный акселерометр 1983
  • Кизимов Алексей Тимофеевич
  • Лебедев Александр Николаевич
  • Брусницын Геннадий Борисович
  • Беляков Николай Николаевич
SU1137397A1
Акселерометр 1989
  • Кизимов Алексей Тимофеевич
  • Брусницын Геннадий Борисович
  • Беляков Николай Николаевич
  • Лебедев Александр Николаевич
SU1679396A1
ТРЕХКОМПОНЕНТНЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР 1984
  • Кизимов А.Т.
  • Лебедев А.Н.
  • Брусницын Г.Б.
  • Беляков Н.Н.
RU1259815C

Иллюстрации к изобретению SU 1 129 524 A1

Реферат патента 1984 года Компенсационный акселерометр

КОМПЕНСАЦИОННЫЙ АКСЕЛЕРОМЕТР, содержащий инерционный элемент, расположенный в зазоре между деумя: электромагнитами, обмотки которых соединены с выходами усилительнопреобразовательных блоков, датчик положения инерционного элемента, подключённый к входу блока динамической коррекции, блок суммирования и блок вычитания, источник опорного сигнала, блок индикации, датчики индукции, чувствительные элементы которых размещены в зазорах меяду инерционным элементом и соответст- , вующим электромагнитом, два интегратора и две схемы, сравнения, причем одни из входов схем сравнения соединены с соответствунмцими выходами блока суммирования и блока вычитания, a выходы - с входами интеграторов, выходы которых подключены к соответствующим входам усилительно-преобразовательных блоков, вторые входы схем сравнения подключены к выходам соответствующих датчиков индукции, отличающийся тем, что, с целью увеличения точности и расширения диапазона измеряемых ускорений, в него введены управляемый делитель и зтравляемый усилитель, вход которого подключен к источнику опорного сигнала, a выход - к вторым входам блока суммирования и блока вычитания, первые йходы которых подключены к первому входу управляемого усилителя j второй выход которого подключен к блоку индикации и к управляющим входам управляемого делителя и управляемого усилителя, a вход к выходу блока динамической коррек:л ции. Nd lib

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1984 года SU1129524A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Патент США № 3090239, кл
Способ подготовки рафинадного сахара к высушиванию 0
  • Названов М.К.
SU73A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Компенсационный акселерометр 1979
  • Кушуль Вениамин Моисеевич
  • Еремичев Владимир Николаевич
  • Дьячков Виктор Евгеньевич
  • Григорьев Владислав Никитович
  • Суббота Юрий Николаевич
  • Столяров Юрий Георгиевич
SU824062A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1

SU 1 129 524 A1

Авторы

Кизимов Алексей Тимофеевич

Брусницын Геннадий Борисович

Дьячков Виктор Евгеньевич

Беляков Николай Николаевич

Лебедев Александр Николаевич

Даты

1984-12-15Публикация

1982-12-16Подача