2. Ротор по п.J, отличаю- щ и и с я тем, что по окружности обода чередуются выступы с противоположным наклоном расклиниваемых поверхностей.
3. Ротор поп.1,отличающ и и с я тем, что каждый выступ выполнен с двумя расклиниваемыми поверхностями, имеющими противоположный наклон.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ротор электрической машины | 1980 |
|
SU985884A1 |
Ротор гидрогенератора | 1982 |
|
SU1070649A1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ПОСАДОЧНОГО НАТЯГА ОБОДА РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2016 |
|
RU2624780C1 |
Ротор гидрогенератора | 1989 |
|
SU1654925A1 |
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ Л1АШИНЫ С СЕГМЕНТИРОВАННЫМ | 1970 |
|
SU288112A1 |
РОТОР СИНХРОННОЙ ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2046497C1 |
Ротор электрической машины | 1983 |
|
SU1108567A2 |
Ротор электрической машины | 1986 |
|
SU1334277A1 |
Ротор вертикальной электрической машины | 1980 |
|
SU890520A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ШИХТОВАННОГО СЕРДЕЧНИКА В КОРПУСЕ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2002 |
|
RU2226311C1 |
1. РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКСЙ ММИНЫ,содержащий остов с пазами и ceitieHтированньй обод,на внутренней поверхности которого выполнены расклиненные встречными клиньями в пазах остова выступы, посредством которых он закреплен на остове, отличающи.йся тем, что, с целью снижения трудоемкости и повышения надежности, расклиниваемые поверхности выступов выпол нены наклонными к радиальной плоское- ти, равноудаленной от соседних пазов остова. СА9 о СО сл
I
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к конструкции ротора электри }еской машины.
Известен ротор электрической машины с сегментированным ободом, снабженным на внутренней поверхности призматическими пазами, расположенными напротив аналогичных пазов, выполненных на остове ротора. В пазах расположены встречные клинья, расклинивающие обод и остов в радиальном направлении. Один клин из каждой пары является шпонкой, передающей крутящий момент мелщу ободом и остовом С 3«
Недостатком такой конструкции является сложность изготовления и сборки из-за требования точного совпадения пазов на ободе и остове.
Наиболее бяиэким по технической сущности к изобретению является ротор электрической машины с сегментированным ободом, закрепленным на остове посредством выступов на внутренней поверхности обода, расклиненных встречными клиньями в соответствующих Ъаэах остова.
Выступы размещены в прямоугольных пазах остова и р асклинены клиньями в радиальном и тангенциальном Hanpaa- лении. Дпя расклинивания в paдиaльнo направлении на каждый выступ необходима одна пара встречных kлиньeв, а для расклинивания в тангенциальном направлении - две пары, т.е. в каждом пазу расположено 3 пары клиньев Г21.
Недостатком известного устройства является необходимость установки большого числа встречных клиньев и как следствие высокая трудоемкость.
Кроме того, наличие тангенциальной расклиновки вызывает силы трения, препятствующие радиальному смещению обода относительно остова, что приводит к дополнительному нагружению
остова центробежными силами обода, износу трущихся поверхностей, и следовательно, снижению надежности ротора.
Цель изобретения - снижение трудоемкости и повьщ1ение надежности ро-т тора электрической машины.
Указанная цель достигается тем, что в роторе электрической машины, содержащем остов с пазами и сегментированный обод, на внутренней поверности которого выполнены расклннен- ные встречными клиньями в пазах остова выступы, посредством которых он закреплен на остове, расклиниваеMje поверхности выступов выполнены наклонными к радиальнси плоскости, равноудаленной от соседних пазов остова.
По окружности обода могут чередоваться выступы с противоположным наклоном расклиниваемых поверхностей
Каждый выступ может быть выполнен с двумя расклиниваемыми поверхностям имеющими противоположный наклон.
На фиг.1 показан предлагаемый ротор; на фиг.2 - расклиновка выступа с двумя наклонными поверхностями, на фиг.З - выступ обода с действующими нормальными силами и силами тренияi на фиг.4 - выступ обода при действии тангенциального и радиального усилий.
Обод I закреплен на остове (. 1 и 2) встречными клиньями 3, которые расположены в пазах 4 остова ротора. Расклиниваемые поверхности 5 наклонены под углом d к радиальной плоскости 6 ротора (фиг.1 и 2).:По внутренней поверхности ротора чередуется выступ 7 и 8 с противоположным накло ном расклиниваемых поверхностей :(фиг. I ).Выступ 9 (фиг.2) выпонен с двумя расклиниваемыми поверхностями, имеющими противоположный наклон. 3 Наименьший угол наклона определяется необходимостью радиального смещения обода относительно остова. Как видно из фиг.З, где показан выступ обода и действующие на него нормальные уси лия N и силы трения F, для смещения необходимо F cosot N sino откуда FF tgct- илиo(arctg- Ч; где t/ - угол трения покоя, который для мягких сталей может достичь 25°. Наибольший угол наклона определяется требованием сохранения усилия расклиновки на всех расклиненных поверхностях при действии крутящего момента на ротор. Нафиг.4 пока заны радиальное тангециальное Т усилия и усилия расклиновки N, дейст вующие на выступ. Из уравненнй равно весия (N2-N,) cosd-I, ( sinod R И условия , находим tgfi - .откуда g o(arctg. Выполнение расклиниваемых поверхностей обода под наклоном к радиальной плоскости ротора исклю чает по сравнению с прототипом необходимость расклиновки в двух направленнях - радиальном и тангециальном, что снижает трудоемкость. То, что угол наклона лежит в пределах от 25 до величнны , R ot arctg-, исключает передачу на остов растягиватцих усилий от цеитробежных сил обода с полюсами и обеспечивает сохранение натяга на всех расклиниваемых поверхностях во всех режимах работы, что повышает надежность ротора. Чередование выступов с противоположным наклоном расклннивае14ях поверхностей и выпол504нение выступа с двумя расклиниваемыми поверхностями противоположного наклона обеспечивает возможность передачи вращающегося момента одновре- менно с созданием натяга при расклиновке обода. Изобретение исключает необходимость точного совпадения выступо в 7и 8 или 9 с пазами 4 остова. Некоторое их радиальное несовпадение, обуславливаемое погрешностью произ водства, может быть легко компенсировано встречными клиньями. Это намного упрощает производство и исклю чает необходимость высокоточной механической обработки собранного рсто ва ротора, что особенно важно для крупных электрических-машин, требующих на этой операции уникального оборудования. По сравнению с известным число встречных клиньев на один выступ у изобретения меньше в 1,5-3 раза. 8силу того, что число выступов на ободе определяется необходимостью равномерного распредепет1я усилий по окружности и обычно выбирается не меньше 8-12 предлагаемый ротор при том же числе выступов на ободе позволяет в 1,5-3 раза уменьшить число встречных клиньев и расклиниваемых поверхностей, что резко снижает трудоемкость ротора электрической машины. Изобретение позволяет исключить передачу на остов расгягивакицих усилий дт центробежных сил обода с полюсами, что повышает надежность ро- тора.
Фаг. 2
ФигЗ
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Домбровский В.В | |||
и др | |||
Проектирование гидрогенераторов, ч.И | |||
Л., Энергия, 1968, с | |||
Огнетушитель | 0 |
|
SU91A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Ротор электрической машины с сегментированным сердечником | 1974 |
|
SU520669A2 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1984-12-23—Публикация
1982-05-07—Подача