1
Изобретение относится к машиностроению, а более конкретно - к элек-трическим машинам постоянного и переменного тока.
Известен ротор,сегментированный сердечник которого закреплен на остове посредством выполненных на внутренней поверхности сегментов прямоугольных выступов, размещенных в аксиальных углублениях П-образных брусьев, приваренных к ребрам остова, и расклиненных как в радиальном, так и в тангенциальном направлениях разъемными с встречным уклоном клиньями прямоугольного сечения. Враща ющий момент передается через выступы сердечника и тангенциальные и радиальные клинья, удерживаемые силой трения tl 3.
Недостатки этого ротора обуслов - лены тем, что, во-первых, требуется образовать пару аксиальных углубле|ний по сторонам П-образного бруса и одно аксиальное углубление по дну
паза, во-вторых, изготовить и установить четыре клина тангенциального распора. Это усложняет конструкцию якоря и делает ее сравнительно трудоемкой . Кроме того, штамповка cei- ментов сердечника с выступами на их внутренней поверхности увеличивает процент отходов электотехнической стали и ухудшает раскрой ее листов. Известен ротор электрической ма10шины, содержащий сердечник с пазами на внутренней поверхности, остов с пазами и брусьями на наружной поверхности и закрепляющие сердечник с натягом на остове, расположенные с че15редованием разъемные клинья, имеющие встречный уклон и тангенциальные и радиальные плоскости упора. В каждом узле радиального распора установлено два клина,, а в каждом уг20узле тангенциального распора - четыре-клина. Сегменты или цельные диски сердечника удерживаются в осевом направлении, стяжными шпильками. Разъ9емы радиальны} клиньев расположены в тангенциальной плоскости, а танген циальных клиньев - в радиальной плос кости. Радиальные клинья прижимают пакет-сердечника к стяжным шпилькам, в результате чего сердечник в работающей машине не может больше смещаться под действием центробежных сил. Тангенциальные клинья обеспечивают передачу вращающего момента от сердечника на остов ротора или наоборот С 2 3. Однако конструкция крепления сердечника на остове известного ротора довольно сложна и трудоемка. Для каждого узла тангенциального распора требуются изготовление и установка четырех клиньев, два из которых имеют сложную Г-образную форму. Для клиньев радиального распора образова ние паза на остове не вызывается необходимостью, он только -усложняет конструкцию остова и повышает трудоемкость его изготовления. Цель изобретения - упрощение конструкции крепления сердечника на остове ротора, снижение, трудоемкости его изготовления и улучшение эксплуатационных характеристик. Указанная цель достигается тем, что сердечник выполнен с углубленными пазами, в которых размещены клинья, имеющие радиальные плоскости упора на дне пазов и на наружной поверхности брусьев остова, а клинья с тангенциальной плоскостью упора установлены попарно в пазах сердечни ка и остова. Как радиальные, так и тангенциаль ные клинья установлены в нескольких местах по окружности сопряжения сердечника с остовом ротора. На фиг. 1 изображен ротор,разрезVHa фиг. 2 - узел I на фиг. 1; на фиг. 3 узел 1J на фиг. 1 . Ротор электрической машины содержит сердечник 1, собранный из сегмен тов или цельных дисков 2 на остове 3 и опрессованный в кольцо посредством стяжных шпилек i. Сердечник закреплен на остове радиальными клиньями 5,размещенными.в прямоугольных паза 6,выполненных на внутренней поверхности сегментов или цельных дисков, и тангенциальными клиньями 7, которые размещены в пазах 6 сердечника и в совмещенных прямоугольных пазах 8, выполненных на тангенциальных бру сьях 9 остова ротора. 4 Разъемные, с встречным уклоном, прямоугольного сечения радиальные и тангенциальные клинья 5 и 7 установлены в нескольких местах по окружности сопряжения сердечника с остовом ротора. Каждая пара радиальных клиньев 5, закрепляя сердечник на остове ротора в радиальном направлении, опирается с одной стороны на дно паза 6 сердечника, а с другой сторонына лыску радиальных брусьев 10 остова ротора. Каждая пара тангенциальных Клиньев 7, закрепляя сердечник на остове ротора в тангенциальном направлении, опирается в боковые стенки пазов 6сердечника и совмещенных с ними пазов 8 на тангенциальных брусьях 9 остова ротора. Перед расклиновкой сердечника для . лучшего прилегания клиньев производят дорновку пазов для радиальных клиньев по сторонам радиального распора, а для тангенциальных клиньев - по сторонам тангенциального распора, как показано на фиг. 2 и 3. Для обеспечения необходимого надежного натяга сердечника на остове с учетом тепловых расширений сердечника ротора в процессе его эксплуатации забивки клиньев производят при нагретом сердечнике и перепаде температур между сердечником и остовом. Температуру нагрева сердечника принимают немногим более эксплуатационной. ; Перепад температуры между сердечниками и остовом ротора принимают равным эксплуатационному. Радиальные и тангенциальные клинья удерживаются в заданном положении силой трения. Радиальные клинья фиксируют сердечник на остове ротора в радиальном направлении, тангенциальные клинья передают вращающий момент от сердечника на остов ротора и обратно. Преимущества предлагаемого ротора по сравнению с известным заключается в том, что благодаря размещению клиньев радиального распора только в пат зах сердечника, а клиньев тангенциаль ного распора в совмещенных пазах сердечника и останова ротора удается упростить конструкцию крепления сердечника на остове ротора захчет сокращения количества клиньев и упрощения их формы. Упрощение конструкции позволяет повысить надежность ротора, снизить трудоемкость его изготовления, уменьшить отходы электротехнической стили за счет улучшения использования ее листов при штамповке сегментов или целых дисков.
Предлагаемый ротор может быть использован в народном хозяйстве на электромашиностроительных заводах производящих крупные электрические машины постоянного или переменного тока.
Формула изобретения
Ротор электрической машины содер-жащий сердечник с пазами на внутренней поверхности, остов с пазами и брусьями на наружной поверхности и закреплякяцие серДемник с натягом на остове расположенные с чередованием разъемные клинья, имеющие встречный
уклон и тангенциальные и радиальные плоскости упора, отли чающий с я тем, что, с целью упрощения конструкции, снижения трудоемкости изготовления и улучшения эксплуатационных характеристик, сердечник выполнен с углубленными пазами, в которых размещены клиньяi имеющие радиальные плоскости упора на дне пазов и на наружной поверхности брусьев остова, а клинья с тангенциальной плоскостью упора установлены попарнс в пазах сердечника и остова.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Авторское свидетельство СССР № 520669, кл. Н 02 К 1/22, 1975.
2.Патент ФРГ (f 956075, кл. 21 d 50, 1957.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ротор электрической машины | 1981 |
|
SU982150A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1973 |
|
SU387483A1 |
ВПТБ | 1973 |
|
SU406269A1 |
Ротор гидрогенератора | 1982 |
|
SU1070649A1 |
Ротор электрической машины | 1982 |
|
SU1130950A1 |
РОТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ Л1АШИНЫ С СЕГМЕНТИРОВАННЫМ | 1970 |
|
SU288112A1 |
Ротор вертикального гидрогенератора | 1987 |
|
SU1427490A2 |
ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ГИДРОГЕНЕРАТОР | 2004 |
|
RU2268526C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1971 |
|
SU307462A1 |
Ротор вертикальной электрической машины | 1980 |
|
SU890520A1 |
Фаг.1
Авторы
Даты
1982-12-30—Публикация
1980-08-15—Подача