Изобретение относится к транспортной технике, а именно к пневматическим приводам управления трансмиссиями транспортных средств, и-является усовершенствованием изобретения по авт. св. № 1156934.
Цель изобретения - повышение долговечности.
На фиг. I изображена принципиальная пневматическая схеме пневмосистемы управления коробкой передач; на фиг. 2 - пневмораспределитель.
Пневмосистема управления коробкой передач состоит из источника давления, вклю- чаюш.его в себя последовательно соединенные компрессор 1, регулятор 2 давления, ресивер 3 и манометр 4, редукционного клапана 5, клапана 6 включения передач, управляемого педалью муфты сцепления с рычагами 7 , и 8 и кулисным механизмом 9, обратного клапана 10, дополнительного ресивера 11, пневмоцилинд- ра 12 одностороннего действия и пневмо- распределителя 13.
Пневмораспределитель 13 состоит из корпуса 14, в верхнюю часть которого вставлена подпружиненная рукоятка 15, четырех двухпозиционных кранов 16, управляемых через UJTOK 17 рукояткой 15, и двух пневмоцилиндров 18. Рукоятка 15 жестко связана с упором 19, который расположен в пазу кулисы 20, установленной в корпусе 14. Рабочая полость А кранов 16 попеременно сообщается через двойной клапан 21 или через отверстие Б с атмосферой, а через канал В с дополнительным ресивером 11.
Пневмоцилиндр 18 содержит корпус 22, шток-поршень 23 с центральным буртиком 24, два дополнительных поршня 25 и 26, упираюш,иеся в буртик 27 корпуса 22 и находяш,иеся под воздействием пружин 28, и предохранительный клапан 29.
Корпус 22 пневмоцчлиндра 20 разделен шток-поршнем 23 и поршнями 25 и 26 на три полости Г, Д и Е, причем центральная полость Д постоянно сообшена через предохранительный клапан с атмосферой, а крайние полости Е и Г через Пневмораспределитель 13 соединяются поочередно с атмосферой или источником 1 давления. При этом пневмоцилиндр 12 связан с клапаном 6 включения передач посредством двух трехлинейных трехпози- ционных клапанов 30, торцовые камеры 3 и 32 которых соединены с крайними полостями Г и Е пневмоцилиндров 18.
Устройство работает следуюшим образом.
При нейтральном положении рукоятки 14 и выключенной педа.ли муфты сцепления компрессор 1 подает воздух через регулятор 2, ресивер 3, редукционный клапан 5 к клапану 6 включения передач, который отсекает давление от пневмосистемы. Поэтому остальные узлы пневмосистемы находятся в нейтральном положении под действием оттяжных пружин.
При нажатии на рычаг 8 педали муфты сцепления сначала частично выключается муфта сцепления. Затем, когда верхний рычаг 7 упрется в паз кулисного механизма 9, открывается клапан 6 включения передач и воздух под редуцированным давлением подается в цилиндр 12 тормоза кардана и через обратный клапан 10, ресивер 11 и открытый нижний двойной клапан 21 пневмораспределителя 13 поступает в рабочие полости Г и Е пневмо- цилиндра 18. Так как одинаковое давление с обоих сторон действует на равную
5 площадь щток-порщия 23, то он остается в нейтральном положении - передача не включена, а золотник трехпозиционного клапана 30 находится в среднем положении, соединения пнев.моцилиндр 12 с клапаном 6 включения передач.
0 Для того, чтобы включить передачу, необходимо при выжатой педали муфты сцепления приподнять рукоятку 14 рычага пневмораспределителя, кулисой 20 перевести ее в одно из крайних положений, наприг мер вправо.
При этом шток 17 левого крана поднимается, увлекая за собой двойной клапан 21, который отсекает давление от полости А, а затем через полый шток и отверстие Б соединяет полость А с ат0 мосферой. При опускании рукоятки она под действием пружины фиксируется упором 19 во вклю.ченном положении в специальном пазу кулисы 20.
Давление в полости Е пневмоцилиндра 18 падает, а в полости Е остается преж5 ним, поэтому шток-поршень 23 сдвигается влево, увлекая за собой цeнтpav ьным буртиком дополнительный поршень 25 выключения, и поводком Ж, расположенным на шток-поршне, включает соответствующую передачу.
Одновременно уменьшается давление в торцовой камере 31 клапана 30, и под действием давления в камере 32 золотник смешается влево, запирая трубопровод, соединенный с клапаном 6, и соединяя пневмо цилиндр 12 с атмосферой, растормаживая при этом кардан.
Для того, чтобы давление в компенсационной полости Д пневмоцилиндра оставалось одинаковым, она постоянно соединена через предохранительный клапан 29
0 с атмосферой.
При опускании педали муфты сцепления срабатывает механизм блокировки передач (не показан), который фиксирует ползун и вместе с ним через поводок Ж шток- поршень 23 пневмоцилиндра во включен5 ном положении.
Для случаев, когда включение передачи не просходит из-за попадания шестерен зуб на зуб и когда после опускания педали муфты сцепления давление в пневмо- системе после клапана включения передач может упасть до нуля, предусмотрена установка обратного клапана 10 и дополнительного ресивера 11. Обратный клапан .сохраняет давление в пневмосистеме управления пневмораспределителя, а дополнительный ресивер 11, объем которого соизмерим с объемом надпоршневого пространства пневмоцилиндра 18, обеспечивает возможность довключения передачи при отпущенной педали муфты сцепления и вращающемся карданном вале.
Для выключения передачи необходимо выжать педаль муфты сцепления. При этом давление воздуха поступает только через обратный клапан 10 в дополнительный ресивер 11. В пневмоцилиндр 12 воздух не поступает, так как золотник клапана 30 смещен влево. Далее необходимо, приподняв рукоятку 15, перевести ее в нейтральное положение, зафиксировав в кулисе 20. При этом воздух под давлением поступает в рабочие полости Г и Е пневмоцилиндра 18 и по трубопроводам в торцовые камеры 31 и 22 клапана 30.
В левой рабочей полости пневмоцилиндра давление воздуха воздействует на щток- поршень 23 включения и дополнительный порщень 25 выключения совместно с усилием пружины 28, а в правой полости пневмоцилиндра давление воздуха действует только на щток-поршень 23. Из-за возникшей разности усилий шток-поршень 23 смещается в нейтральное положение. Передача выключена.
За счет соответствующего подбора сечения трубопроводов перемещение золотника клапана 30 в среднее положение происходит после выключения передачи.
Формула изобретения
0
Пневмосистема управления коробкой передач по авт. св. № 1156934, отличающаяся тем, что, с целью повышения долговечности, она снабжена двумя трехпо- зиционными трехлинейными распределите5 лями, торцовые управляющие камеры каждого из которых соединены с соответствующими крайними полостями пневмоцилинд- ров включения передач и соответствующими кранами пневмораспределителя, при этом пер-, вая линия первого распределители сообщена с пневмоцилиндром одностороннего действия, вторые линии обоих распределителей сообщены между собой, третьи линии сообщены с атмосферой, а первая линия второго распределителя сообщена с выходом клапана
5 включения передач, причем в первой и третьей позиции первого распределителя первая линия сообщена с третьей, во второй позиции первая линия сообщена с второй, в первой и третьей позиции вторая линия сообщена с третьей, а во второй позиции первая линия сообщена с второй.
0
В.НИИПИЗаказ 2464П4Тираж 598Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ,. Проектная, 4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Пневмосистема управления коробкой передач | 1983 |
|
SU1156934A1 |
Устройство управления трансмиссией транспортного средства | 1985 |
|
SU1468788A1 |
Механизм управления поворотом гусеничной машины | 1987 |
|
SU1390114A1 |
Устройство для отделения заготовок от стопы | 1986 |
|
SU1360862A1 |
Система управления сцеплением транспортного средства | 1980 |
|
SU880798A1 |
ПРИВОД УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ | 2007 |
|
RU2347695C1 |
Стенд для контрольных испытаний пневматических отбойных молотков | 1987 |
|
SU1452978A1 |
Система управления скоростью движения транспортного средства | 1987 |
|
SU1537575A1 |
Система управления уравновешивающим подъемником | 1986 |
|
SU1331805A1 |
Гидропневматический усилитель привода управления сцеплением транспортного средства | 1989 |
|
SU1765037A1 |
Изобретение относится к пневматическим приводам транспортных средств. Целью изобретения является повышение долговечности. Пневмоцилиндр 12 торможения кардана связан с клапаном 6 муфты сцепления посредством двух трехпозицион- ных распределителей 30, торцовые полости 31 и 32 которых соединены с пневмо- цилиндрами 18 включения передач, причем трехпозиционный распределитель соединяет Пневмоцилиндр 18 в средней позиции с клапаном 6 муфты сцепления, а в крайних - с атмосферой, чем достигается уменьшение износа фрикционной пары при торможении кардана. 2 ил. о (Л оо 00 N го Го
Пневмосистема управления коробкой передач | 1983 |
|
SU1156934A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Ри.г I |
Авторы
Даты
1987-06-23—Публикация
1986-01-06—Подача