Изобретение относится к техническим средствам обучения водителей транспортных средств, например автол мобипей, и может быгь йсполыадзвано, b частности, в учебных комбинатах. Цель изобре.тения --повышение эф фективности обучения. На фиг, 1 схематически представлен имитатор зрительной обстайовки тренажера транспортиого срёДства; на фнг, 2 - блок- схема предлагаемого тренажера.. Тренажер содержит место 1 обучаемого с органами 2 управления, оборудованными соответствующими датчиками 3 их положения, и имитатор зрительной обстановки, содержащий блок 4 моделирования скорости движения транспортного средства, задатчик 5 дорожной обстановки, экран 6, проекционную систему в виде стереопроектора. 7 с механизмом 8 его поворота, кассеты 9 (левую и правую) с пластинами 10, оборудованные приводом 11 замены па.р пластин. Между .фильмовым каналом и объективами стереопроектора 7 расположен держатель 12, оснаще ный приводом 13 совместного перемеще ния пластин вдоль оптической оси стереопроектора и приводом 14, взаим ного (поперечного) оптической оси пе ремещения Пластин 10. Блок 4 моделирования входами связан с датчиками 3, а выходом - с мех низмом 8, приводами 13 и 14 и через задатчик 5 - с приводом 11 замены пар пластин. Каждая пара пластин Ю содержит непрозрачные силуэты транспортного средства, например автомобиля, авто- буса либо пешехода. Эти силуэты пред ставляют собой пару диспаратных изображений, соответствующую параллаксу для дистанции 5-100 м и базису, применяющемуся при съемке стереокинофильмов. I Обзгчаёмый помещается на рабочем месте i-И, наблюдая за дорожнотранспортной ситуацией на экране 6, воздействует на органы управления 2, изменяя при этом электрические сигналы с датчиков 3, поступающие в блок 4 моделирования, в котором имитируется динамика движения транспорт ного средства. При этом обучаемый наблюдает дорожную ситуацию в виде заранее отснятой обстановки (с основного фильма) либо усложненной обстановки, реализуемой с помощью наложения на дорогу силуэта транспортного средства либо пешехода. Обучаемому сначала показывают изображение нормальной дорожной обстановки, а йосле его адаптации, is момент, определяемый программой фильма, выбирают требуемый вариант развития до-; рожной обстановки и заменяют им основной фильм. Для этого используется стандартный механизм проектора установки кадра в рамку. По окончании критической ситуации тем же методом переходят к фильму с нормальной обстановкой. Замену можно проводить неоднократно, выбирая различные критические ситуации. Для расширения дорожных ситуаций используют ввод в кадр силуэтных стереоизображений различных транспортных средств либо пешеходов путем размещения между объективами и фильмовым каналом стереопроектора 7 соответствующих диспаратных силуэтных изображений. По команде с задатчика 5 с помощью привода 1 замеры пар пластин пластины 10 из кассеты 9 занимают рабочее положение в держателе 12. Для имитации приближения к наблюдаемому на дороге транспортному средству пластины 10 с помощью,привода 13, управляемого блоком 4 Моделирования, совместно приближаются к объективам стереопроектора 7 (масштаб изображения транспортного средств увели к- вается) и одновременно взаимно раздвигаются с помощью привода 14, что обеспечивает правильное восприятие обучаемым стереоизображения. При имитации отставания обе пласТины приближаются к фильмовому каналу и одновременно сближаются между собой СвплоТь до переноса стереоизображения в бесконечность). При имитации обгона транспортного средства либо объезда пешехода пластины 10 одновременно с перемещениями, соответствующими сближению, выводится приводом 14 из поля зрения объектива стереопроектора 7 (путем их совместного перемещения поперек оптической оси). В момент ввода и вывода пластин 10 в держатель их замены проекционная лампа выключается приблизительно на 0,5 с.
f
м
t:
пп
1 11 I
L J L-J
L
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер транспортного средства | 1981 |
|
SU1054829A1 |
Тренажер транспортного средства | 1987 |
|
SU1508265A1 |
УСТРОЙСТВО ОТОБРАЖЕНИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ АВИАЦИОННОГО ТРЕНАЖЕРА | 2004 |
|
RU2277725C1 |
ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2131146C1 |
Учебное устройство для дозирования усилия на педаль сцепления транспортного средства при начале движения | 2022 |
|
RU2805237C1 |
Автомобильный тренажер | 1980 |
|
SU963068A1 |
Тренажер для водителей транспортных средств | 1983 |
|
SU1238135A1 |
СПОСОБ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ В ТРЕНАЖЕРЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2007 |
|
RU2369909C2 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ ВОЖДЕНИЮ БОЕВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2019 |
|
RU2709344C1 |
Тренажер профессиональной подготовки оператора гусеничной машины | 2022 |
|
RU2798765C1 |
ТРЕНАЖЕР ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащий блок моделирования скорости движения транспортного средства, соединенный с датчиками положения органов управления, имитатор зрительной обстановки с экраном, проектором с меканизмом его поворота, связанным с выходом блока моделирования скорости движения транспортного средства, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности обучения, он снабжен задатчиком дорожной обстановки, а имитатор зрительной обстановки снабжен набором прозрачных пластин с изображением транспортных средств и пешеходов и приводами их замены и совместного и взаимного перемещения пар пластин, при этом блок моделирования скорости транспортного средства соединен выходом с входом задатчика дорожной обстановки, подключенного выходом к приводам перемещения и замены пар (Л пластин. ел ;рО ел ND
Устройство для обучения управлению наземным транспортным средством | 1974 |
|
SU505017A1 |
Видоизменение прибора для получения стереоскопических впечатлений от двух изображений различного масштаба | 1919 |
|
SU54A1 |
Авторы
Даты
1985-05-30—Публикация
1983-02-03—Подача