Обучающая машина Советский патент 1985 года по МПК G09B7/04 

Описание патента на изобретение SU1169002A1

Изобретение относится к обучающим устройствам, предназначенным, преимущественно для обучения иностранным и родному языкам.

Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства.

На фиг. 1 изображена блок-схема обучающей мащины; на фиг. 2 - программная рамка; на фиг. 3 и 4 - схема индикатора; на фиг. 5 - функциональная схема ограничителя количества зданий; на фиг. 6 - принципиальная схема преобразователя кода.

Обучающая мащина имеет блок 1 ввода заданий, который содержит узел 2 памяти, пульт 3 управления, обеспечивающий полуавтоматический режим работы мащины с преподавателем в системе,программатор 4, состоящий из программоносителя в виде методического пособия или книги с записью алгоритмических упражнений, запрограммированных с учетом кодовой программы узла 2 памяти кодов ответов и оперативного программатора, предназначенного для программирования упражнений алгоритмического типа из любого учебника, ограничитель 5 количества заданий, преобразователь 6 кода и индикатор 7. Узел 2 памяти и программатор 4 соединены с дешифратором 8, обеспечивающим расшифровку кодовой программы обучающей мащины.

К пульту 3 управления подключен блок 9 ввода ответов, соединенный с блоком 10 оценки. К блоку 10 оценки подключен пульт 3 управления и блок 11 регистрации.

Блок 12 управления, входы которого соединены с блоком 10 оценки, с программатором 4 и узлом 2 памяти, осуществляет подготовку обучающей машины к работе, задает режим работы и обеспечивает в случае введения учаш;имися правильного ответа на вопрос упражнения, переход к выполнению следующего задания. К одному выходу блока 12 управления подключен блок 13 консультаций, второй выход блока 12 управления соединен с блоком 9 ввода ответов, третий выход - с блоком 14 сигнализации, который подсчитывает количество неверных ответов или высвечивает оценки учащихся при работе мащины в режиме «Экзамен, сигнализирует о правильности или неправильности введенного ответа при работе мащины в режиме «Тренировка и показывает, в каком режиме работает машина.

Для введения большого количества информации ячейки 15 (фиг. 2) программной рамки 16 блока 9 ввода ответов разбиты на строки а, б, в, г, д, где располагаются элементы языка. Количество строк можно увеличить. Под ячейками программной рамки 16 помещаются кнопки 17 ввода ответов. Индикатор 7 (фиг. 3) строк состоит из набора электрических лампочек 18, размещенных под строками а, б, в, г, д, программной рамки 16 и реле, контакты 19 которых подключены к лампочкам 18 и источникам Е питания, системы переключателей 20 (фиг. 4), контакты которых подключены к обмоткам реле и триггерам 21, и схем 22 сравнения, соединенных с блоком 12 управления. Выходы- схем 22 сравнения подключены к входам триггеров 21, также соединенных с блоком 10 управления.

0 Блок 5 (фиг. 5) ограничения количества заданий содержит счетчик 23, входы которого подключены к блоку 12 управления и блоку 9 ввода ответов, а выходы подсоединены к входам схемы 24 сравнения. Другие

5 входы схемы 24 сравнения соединены с блоком 12 управления, а выход ее подключен к блоку 14 сигнализации.

Преобразователь 6 (фиг. 6) кода представляет собой щаговый искатель.с контактным полем, контакты 25 которого соединены в соответствии со стабильной программой машины. Стабильный код снимается с помошью подвижных контактов 26 (И 1, И 2: И 3, И 4, И 5, И 6, И 7) шагового искателя. Переключатель 27 программатора 4 соединен с источником ЕЙ питания и с соответствующими контактами 25 контактного поля шагового искателя.

Предлагаемая обучающая машина работает следующим образом.

Преподаватель предлагает учащемуся

упражнение. Для этого он либо выбирает одну из семи стабильных программ I, И, III, IV, V, VI, VII узла 2 памяти, либо набирает программу на программаторе 4. Для увеличения заданий одного упражнения преподаватель имеет возможность расширить до любого объема стабильную программу за счет одновременного использования нескольких стабильных программ из семи существующих.

Используя блок 5 (фиг. 5), преподаватель может ограничить количество заданий, например до 7, 15 и т.д. Сигнал, соответствуй ющий заданному количеству заданий, выбранному преподавателем, с блока 12 управления поступает на схему 24 сравнения. Из

с блока 9 ввода ответов на счетчик 23 поступает сигнал, соответствующий количеству введенных учащимся ответов, который далее поступает на схему 24 сравнения. При совпадении сигналов, поступивших на схему 24 сравнения, со схемы 24 сравнения на

0 блок 14 сигнализации поступает импульс. Это свидетельствует о том, что программа

полностью пройдена и можно приступить к выполнению следующей.

Разбивка программной рамки 16 (фиг. 2) блока 9 ввода ответов на несколько строк, в ячейках 15 которых расположены элементы языка, используемые учащимся для ответов на задания упражнения, привело к значительному увеличению вариантов ответов. В рассматриваемом случае количество используемых элементов языка доведено до тридцати пяти (5 строк по 7 ячеек), но при желании оно может быть увеличено. Для облегчения выбора правильного ответа каждая строка может подсвечиваться. Программу индикации строк программной рамки, с которых производится выбор ответа, преподаватель задает с помощью индикатора 7 (фиг. 3). Переключателями 20 задается последовательность индикации строк а, б, в, г, д программной рамки. В данном случае показано, что первой будет подсвечиваться строка г, затем строка в последней - строка б. Время индикации строки, соответствующее количеству заданий для которых производится выбор ответа с подсвеченной строки, задается для каждой строки отдельно. В исходном состоянии с блока 2 управления подается импульс на ВХОД R первого триггера 21, в результате чего на прямом выходе триггера появляется логическая единица, а на прямых выходах остальных триггеров устанавливается логический нуль. Логическая единица с прямого выхода первого триггера 21 поступает через контакты иервого переключателя 20 на обмотку реле индикатора 7 (фиг. 3),-строк контакты, 19 которого подключены к электрическим лампочкам 18, размещенным под соответствующей строкой (в данном, случае строка г). Лампочки 18 загораются, строка г подсвечивается. Выбранная строка подсвечивается до тех пор, пока не произойдет совпадение сигналов, один из которых соответствует выбранному времени индикации строки, а другой соответствует количеству введенных ответов. Совпадение выявляется в схеме 22 сравнения, на которую поступает информация о количестве заданий и с блока 12 управления информации о количестве ответов. При совпадении на выходе схемы 22 сравнения появляется импульс, кото- рый поступает на вход S иервого триггера 21. Триггер опрокидывается, т.е. на его прямом выходе появляется логический нуль, а на инверсном - логическая единица. Строка г гаснет, логическая единица поступает на вход R второго триггера, на его прямом выходе появляется логическая единица, загорается строка в и т.д. Практика показала, что иногда на одно и то же задание можно дать два или более ответа из данных элементов, записанных в ячейках программной рамки. Оба варианта представляют собой правильные ответы на поставленный вопрос. В этом с,-1учае возникает необходимость коррекции кода правильного ответа. С этой ие.1ью в машину введен преобразователь 6 кода (фиг. 6). которьи осуществляет связь между стабильны.м кодом машины и оиеративным программатором и позволяет в случае необходимости запрограммировать два правильных ответа на одно задание. Стабильный код снимается подвижными контактами 26 И1агового искателя узла 2 памяти кодов ответов. Для организации двух вариантов правильного ответа переключателем 27 программатора 4 (юдается напряжение на соответствующие контакты контактного поля щагового искателя. При этом при снятии информации щаговым искателем появляются дополнительные варианты правильных ответов. В данном случае на фиг. 6 изображено: стабильный код - жирной черной линией, дополнительный код (код оперативного программатора) - тонкой линией. Шифровой ответ стабильного кода на задание № 1 - второй, а дополнительный ответ - пятый; щифровой ответ на задание № 2 - первый, дополнительного нет; нщфровой ответ на задание № 5 - третий, дополнительный четвертый; ...; щифровой ответ на задание № 25 - щестой, дополнительный второй. Структурное изменение известной про1-ра миой рамки позволяет увеличить параметры количества элементов языка, используемых при ответе, что приводит к дальнейшему расп ирению дидактических возможностей обучающей машины и способствует повышению эффективности мащинизнрованного обучения, тренировки и контроля. Наличие индикации строк и ее автоматическое переключение в процессе выполнения учебной программы объективно создает лучшие условия работы для учап 1ихся, позволяя ему сосредоточить все свое внимание на конкретном учебном материале. Наличие возможного программирования последовательной индикацией строк создает также условия для секретности экзаменационных материалов, что, в свою очередь, также связано с лальнейщим расширением дидактических характеристик машины. Возможность увеличения количества номеров заданий в программе за счет использования имеющихся в памяти ма1пипы программ позволяет создавать более объемные упражнения с вк тючением в них учебного материала повышенной сложности, что также ведет к расщирению дидактических возможностей машины.

п im т

15

a D-/7

Похожие патенты SU1169002A1

название год авторы номер документа
Обучающая машина 1976
  • Кирий Григорий Сергеевич
  • Клунко Иван Федорович
  • Очеретько Вячеслав Васильевич
  • Подкопаев Борис Иванович
  • Рождественский Лев Иванович
  • Червякова Людмила Дмитриевна
SU830498A1
Обучающее устройство 1980
  • Голованов Николай Владимирович
  • Подкопаев Борис Иванович
  • Рождественский Лев Иванович
  • Червякова Людмила Дмитриевна
  • Шипулин Геннадий Александрович
SU1417021A1
Обучающая машина для изучения иностранных языков 1970
  • Бобков А.В.
  • Подкопаев Б.И.
  • Червякова Л.Д.
SU380192A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ 1973
  • Б. И. Подкопаев Л. И. Рождественский
  • Вители Московский Государственный Педагогический Ингтитут Иностранных Зыков Имени Мориса Тореза Уфимский Нефт Иой Институт
SU384123A1
Устройство для контроля знаний учащихся 1978
  • Казанский Юрий Михайлович
  • Пудовик Альфред Ильич
  • Татарский Юрий Витальевич
  • Юхтенко Виктор Анатольевич
SU698039A1
Автоматизированный класс для обученияи КОНТРОля зНАНий ОбучАЕМыХ 1979
  • Каминская Людмила Федоровна
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Журавлев Олег Владимирович
  • Сенченко Вячеслав Родионович
  • Сороко Владимир Николаевич
SU836650A1
Обучающая машина 1968
  • Подкопаев Борис Иванович
  • Червякова Людмила Дмитриевна
SU482791A1
Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых 1981
  • Вохмянин Владислав Григорьевич
SU982062A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1980
  • Маринкин Владислав Игоревич
  • Ханукаев Роман Семенович
  • Киселев Николай Васильевич
  • Матросов Сергей Андреевич
  • Шлепнин Валерий Владимирович
SU940201A1
Устройство для обучения и контроля знаний обучаемых 1980
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Кунцевич Марина Всеволодовна
  • Пиксотов Валерий Владимирович
SU936009A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 169 002 A1

Реферат патента 1985 года Обучающая машина

ОБУЧАЮЩАЯ МАШИНА, содержащая последовательно соединенные блок управления, блок ввода ответов, блок оценки и блок регистрации, а также дешифратор, блок выдачи консультаций, блок сигна.шзации и блок ввода заданий, состоящий из пульта управления, выходы которого подключены соответственно к вторым входам б.ижа ввода ответов и блока оценки, и последовательно соединенных узла памяти и программатора, первые выходы которых подключены к .кмшиЬратору, а вторые - соответственно к первому и второму входам блока .1еп11я, третий вход которого СОСДИНС1 с вторым вы.ходом блока оценки, а BTOpoii и третий выходы подключены соответственно к блоку выдачи консультаций и первому входу блока сигнализации, второй вход которого соединен с третьим выходом блока оценки, четвертый выход которого подключен к входу узла памяти, третий выход программатора соединен с входом пульта управления, отличающаяся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей машины, в блок ввода заданий введены ограничитель количества заданий, вхоi ды которого подключены соответственно к второму выходу блока ввода ответов и чет(Л вертому выходу блока управления, индикатор, подк.чюченныГ к пятому выходу блока управления, п преобразователь кода, выход которого соединен с вторым входом програ.мматора, а вход - с четвертым выходом узла памяти. о Х) о о ьо

Формула изобретения SU 1 169 002 A1

jwл

iw о/}она 12 От дло/ а i2

От hoxa 12

ФигМ

Количество заданий программы

В UAOK. 9

Фмг.5

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1169002A1

Патент США № 4141656, кл
Разборный с внутренней печью кипятильник 1922
  • Петухов Г.Г.
SU9A1
Дверной замок, автоматически запирающийся на ригель, удерживаемый в крайних своих положениях помощью серии парных, симметрично расположенных цугальт 1914
  • Федоров В.С.
SU1979A1

SU 1 169 002 A1

Авторы

Гусев Юрий Матвеевич

Голованов Николай Владимирович

Луговой Олег Владимирович

Подкопаев Борис Иванович

Рождественский Лев Иванович

Червякова Людмила Дмитриевна

Шунков Вадим Михайлович

Даты

1985-07-23Публикация

1983-12-05Подача