Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к обучвйщим машинам и устройствам, и можеж быть использовано для обучения и контроля знаний в . учебных заведениях по различным дисциплинам. Известно устройство, входные сигналы в которое поступают от совокупности датчиков, на каждый из которых воздействует одновременно несколько учащихся, причем выходные сигналы датчиков суммируются, а сумма сравни вается с заданным порогом, величина которого устанавливается автоматичес ки в ходе учебного процесса 1. Недостатком устройства являетсй ограниченные дидактические возможности , что связано с отсутствием режима обучения по адаптивной программ Известно также устройство, содержащее соединенные соответствующим, образом блок ввода ответов, блок памяти ответов и кодирования символов, блок регистрации, блок разрешения вв да ответов, блок анализа ошибок, блок кодирования символов, счетчик и . даяифратор 2. Однако у этого устройства ограниченные дидактические возможности в режиме обучения, а также отсутствуют средства обеспечения колллективного учебного процесса. Известно устройство, содержащее связанные соответствующим образом блок ввода ответов, блок сравнения, блок предъявления информации, узел блокировки, счетчики правильных и неправильных ответов, блок печати, блок задания времени, распределит(эль, табдо индикации, блок коммутации, блок управления, блок правильных ответов 3 . Недостатком устройства является невозможность группового обучения с адаптацией к уровню знаний обучаекшх. Наиболее близким к изобретению является устройство, содержащее блок . ввода учебнойИнформации, пульты обучаемых, коммутатор пультов, блок сравнения ответов, блок памяти правильHbjx ответов, сдвигающий регистр, блок элементов И, блок памяти учебной информации, блок программного управления, блок управления прерываниями, распределитель кодов, блок индикации, блок программного управления, включающий счетчики, элементы ИЛИ 4. Однако и это устройство имеет ограниченные дидактические возможности из-за отсутствия адаптации к уровню знаний обучаемых. Цельизобретения - расширение дидактических возможностей устройства за счет адаптации к уровню знаний обучаемых. Поставленная цель достигается тем что в устройство, содержащее блок ввода учебной информации, последовательно включенные пульты обучаемых, первый коммутатор и первый блок срав нения , второй вход которого соединен с выходом блока памяти правильных от ветов, последовательно включенные сдвигающий регистр, первый блок элементов И, блок памяти учебной информации, распределитель кодов и блок индикации, счетчики, вход первого из которых соединен с выходом .первого блока сравнения, и два элемента ИЛИ, введены последовательно включенные блок памяти количества ошибок, второй коммутатор и второй блок сравнения, последовательно вклю ченные блок счетчиков маркерных сигналов третий коммутатор, второй блок элементов И и два элемента И, а также триггер, выход которого непосредственно подключен ко второму в.ходу одного из элементов И, первый вход через первый элемент ИЛИ - к выходу второго блока сравнения, а второй вход через второй счетчик - к выходу первого коммутатора, второй вход которого соединен с, первым выходом бло ка ввода учебной информации, второй выход которого подключен к первому входу сдвигающего регистра, третий вы ход - к первому входу блока памяти правильных ответов, а четвертый выход-. ко входу блока памяти количества оши бок, второй вход блока памяти правил ных ответов непосредственно соединен с- выходом сдвигающего регистра, а третий вход через третий счетчик - с выходом второго элемента И, второй вход которого через второй элемент ИЛИ подключен ко второму выходу блок памяти учебной информации, соединенному со входом блока счетчиков маркерных сигналов, выход второго счетчика подключен к первому входу второго блока сравнения, второй вход которого соединен с выходом первого счетчика, а выход - со BTopbavi входом сдвигающего регистра, выход которого подключен КО вторым входам второго и третьего коммутаторов и распределителя кодов, второй вход второго блокайзлементов И соединен с выходом третьего счетчика, второй вход первого блока элементов И подключен к выходу первого элемента И, второй выход второго блока элементов И соединен с третьим входом первого блока элементов И; На чертеже схематически изображено устройство для обучения и контроля обучаемых. Устройство содержит пульты 1 обучаемых, коммутатор 2 (пультов), счетJ;ик 3 (введенных ответов) , блок 4 сравнения,счетчик 5 (сигналов правильности ответов), блок 6 сравнения,элемент 7 ИЛИ,сдвигающий регистр 8,коммутатор 9, блок 10 памяти правильных ответов, триггер 11, ёлок 12 памяти количества ошибок (процесса ошибок), блок 13 элементов И, элемент 14 И, распред1е1;:итель 15 кодов, счетчик 16 (вопросов), узлы 17 памяти учебной информации, группа элементов 18 И, группа элементов 19 И, коммутатор 20, счетчики 21 (маркеров), блок 22 ввода учебной информации, элемент 23 ИЛИ, элемент 24 И, блок 25 индикации. Элементы 18 и 19 объединены в блок 26 элементов И, узлы 17в блок 27 памяти учебной информации, а счетчики. 21 - в блок 28 счетчиков маркерных сигналов. Устройство работает следующим образом. Из блоки 22 в регистр 8 поступает код, содержащий единицу в разряде, соответствующем уровню изложения материала. В блок 12 заносится коли чество ошибок, представляющее собой допустимый порог- ошибок при данном уровне изложения материала. Если суммарное количество ошибок превышает заданный уровень, то это является причиной перехода к изложению материала с более детальным текстом или более медленным темпом изложения (или и то и другое). Если же число ошибок меньше заданного порога, то это свидетельствует 3 повышении уровня и является основанием для перехода к изложению с меньшей детализацией или повышенной скоростью. Если число ошибок равно установленному, то данный уровень усвоения для группы неооходимо сохранять как наиболее приемлемый. В устройстве находится ряд узлов 17 (1-Й) с последовательной выборкой информации (например, видеомагнитофоны), номера которых возрастают, например с jjcкорением темпа изложения и уменьшением детализации курса, хранящегося в них. Для вывода информации устройство содержит табло в блоке 25,реализованное, например, на экранных мониторах. В исходном состоянии счетчики 3,5,21,16 - в нуле, а триггер 11 - в единичном состоянии . На регистре 8 единица находится в заданном разряде. Эта единица коммутирует соответствующую зону эталонов ответов на вопросы в блоке 10. С помощью коммутатора 20 счетчик 21 (выбранного узла 17) подключаетс я к блоку 13. Так как содержимое данного счетчика 21 равно содержимому счетчика 16, то на элемент 14 поступает сигнал Совпадение , подтвержденный- с триггера 11. В результате этого на выбранньй узел 17 через соответствующий элемен 19 поступает сигнал Считывание. Сигнал прерывается после поступления из узла 17 вопроса, заканчивающегося маркером. Маркер изменяет состояние счетчи ка 16 и соответствующего счетчика 21. Обучаемые с пультов 1 вводят. коды ответов по данному вопросу, поступающие через коммутатор 2, функ циoниps oщий в режиме последовательно го опроса пультов, в блок 4, обеспечиванадий сравнение кода ответов с эталоном. Каждое обнаружение коммутатором 2 ответа увеличивает содержание счетчика 3 на единицу. Если ответ ошибочен, то сигнал поступает на счетчик 5. После ввода ответа от всех обучаемых (либо части, что определяется коэффициентом пересчета счетчика 3), со счетчика 3 снимается сигнал переполнения, поступающий на единичный вход триггера 11, что запрещает считывание (воспроизведение) информации и запускает блок 6. Любой результат (равно, больше меньше), снимаемый с блока 8, переводит триггер 11 в исходное состояние, а сигналы больше или меньше изменяют положение единицы в регистре 8. В итоге коммутируется через коммутатор 20 новый счетчик 21 и узе 17 с другим уровнем изложения. Поскольку содержание счетчика 16 может совпсщать с содержимым нового счетчика 21, то в блоке 13 формируется сигнал Несовпадения, поступакадий .на вновь выбранный узел 17 и обеспечивающий сдвиг информации (перемотку носителя видеомагнитофона) до заданного участка курса, что фиксируется по совпадению числа маркеров в счетчике 21 и содержимого счетчика 16. В этот момент с блока 13 снимается сигнал Совпадение и начинается считывание. Предлагаемое устройство позволяет расширить дидактические возможности за счет адаптации к уровню знаний обучаемых. Устройство улучшает кг чество обучения за счет повышения степени управляемостиучебным процессом и в адачи учебного материала более доходчиво, что позволяет снизить число ошибок и непроизводительные по те{И1 учебного времени, связанные с дополнительными консультациями. Устройство обеспечивает возможность эффективной работы с разными по уровню подготовки контингентами учебных групп ,по одному и тому же курсу. изобретения . Устройство для обучения и контрол знаний обучаемых, содержащее блок вв да учебной информации, последователь но включенные пульты обучаекых, первый коммутатор и первый блок сравнения , второй вход которого соединен с выходом блока памяти правильных ответов , последовательно включенные сдвигающий регистр, первый блок элементов И, блок памяти учебной информации, распределитель кодов и блок индикации, счетчики, вход первого из которых соединен с выходом первого блока сравнения, и два ИЛИ, о тли ч ающе е с я у&л, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, оно содержит последовательно включенные блок памяти количества оишбок, второй коммутатор и второй блок сравнения, последовательно включенные блок счетчиков маркерных сигнашов, третий коммутатор, второй блок элементов И и два элемента И, а также триггер, выход которого непосредственно подключен ко второму входу одного из элементов И, первый вход через первый элемент ИЛИ - к выходу второго блока сравнения, а второй вход через второй счетчик - к выходу первого коммутатора, второй вход которого соединен с первым выходом блока ввода учебной информации, второй выход которого подключен к первому входу сдвигакицего регистра, третий выход - к первому входу блока памяти правильных ответов, а четвертый выход - ко входу блока памяти количества ошибок, второй вход блока памяти правильных ответов непосредственно соединен с выходом сдвигающего регистра, а третий вход через третий счетчик - с выходом второго элемента И, второй вход которого через второй элемент ИЛИ подключен ко второму выходу блока пгмяти учебной информадии, соединенному со входом блока счетчиков маркерных сигналов , выход второго счетчика подключен к первому входу второго блока сравнения, второй вход которого соединен с выходом первого счетчика, а выход - со вторым входом сдвигающего регистра, выход которого подключен ко вторым входам второго и третьего коммутаторов и распределителя кодов, второй вход второго блока элементов И соединен с выходом третьего счетчика, второй вход первого блока элементов И соединен с выходом третьего счетчика, второй вход первого блока элементов И подключен к выходу первого элемента И, второй выход второго блока элементов И соединен с третьим входом первого блока элементов И. , Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент. Японии 50-40301, кл. Н 03 К 19/00., опублик. 1975. 2.Авторское свидетельство СССР 1 628527, кл. G 09 В 7/02, 1977.
3. Авторское свидетельство СССР № 452030, кл. G 09 В 7/02, 1974.
4. Авторское свидетельство СССР 860114, кл. G 09 В 7/07, 1979 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1980 |
|
SU896660A1 |
Обучающее устройство | 1979 |
|
SU860114A1 |
Устройство для обучения | 1981 |
|
SU985813A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU982063A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU976469A1 |
Устройство для обучения | 1983 |
|
SU1273974A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1979 |
|
SU873263A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1979 |
|
SU851450A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1981 |
|
SU1012317A1 |
Устройство для контроля знаний обучаемых | 1980 |
|
SU955169A1 |
Авторы
Даты
1982-06-15—Публикация
1980-07-04—Подача