О5
;о
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к тренажерам радиотелеграфистов, и может быть использовано в качестве устройства для обучения радиооператоров, а также для целей профессионального отбора и лсихофизиологических исследований.
Целью изобретения является повышение точности тренажера путем определения среднего значения потерь из-за ошибочных решений, взвешенного с вероятностями их появления.
На чертеже представлена блок-схема тренажера радиотелеграфистов.
Схема содержит генератор I (одиночных импульсов), функциональный преобразователь 2 (случайного сигнала), элемент ИЛИ 3. 4 оператора, сумматор 5 по модулю два, счетчик 6 (ошибок), счетчик 7 (числа испытаний), генератор 8 (импульсных помех).
Преобразователь 2 содержит блок 9 сравнения, формирователь 10 случайных чисел, блок 11 задержки.
Пульт 4 содержит звуковой раздражитель 12, табло 13 отображения и кнопку 14 ответов.
Тренажер радиотелеграфистов работает ел еду ю 1ЦИМ обр азом.
Обучаемому последовательно предъявляют пары дискретных сигналов, причем интервал между ними, лежащий в пределах зоны неопределенности восириятия человека, случайным образом изменяют. Сигналы предъявляются на фоне импульсной помехи (шума). Обучаемый должен определить есть ли интервал в предъявленной паре или нет. Он может принять решение Гд - нет интервала или решение г - есть интервал. Обучаемый допустит опшбку 1-го рода (л), если примет решение г, в то время как интервала не было, и ошибку 2-го рода (f), если при наличии временного интервала принимается решение Гд.
При такой методике в качестве оценки подготовленности обучаемого может служить среднее значение потерь из-за ошибочных решений, взвепгенное с вероятностями их появления. Если условия испытания выполнить так, чтобы вероятность наличия интервала при любом предъявлении была равна вероятности отсутствия, то критерий наименьших средних потерь (среднего риска) переходит в критерий наименьшей частоты ошибок
R (а:+).
При этом критерий наименьшей частоты ошибок может быть выражен через функцию отрицания равнозначности, реализуемую с помощью сумматора но модулю два
R; . fl iS; 1
где п - число испытаний;
S{ - состояние временного интервала, причем So О, когда нет интервала и Sj 1, когда интервал есть; fj - решения обучаемого, причем го О,
если обучаемый считает, что интервал есть, и rj 1, если он считает, что интервала нет.
Чем .меньше величина R ; тем выше Q уровень обученности.
При включении тренажера генератор 1 формирует импульс, который одновременно поетупает на входы формирователя 10 блока 9, элемента ИЛИ 3 и счетчика 7. На другой вход элемента 3 подается сигнал с выхода формирователя 10. Если на выходе формирователя 10 есть сигнал, совпадающий с сигналом на первом входе блока 9, то на выходе последнего появится импульс, который через блок 11, обеспечивающий фиксированный временной интервал между сигналами в паре, ностунает на вход элемента 3 и на вход су.мматора 5.
Звуковой раздражитель 12 включается каждым сигналом, проходяшим через эле.мент 3, осуществляя предъявление оператору пары дискретных сигналов на фоне импульсных номех, так как выход генератора 8 постоянно подключен к входу элемента 3. Если на выходе формирователя 10 с.игнал отсутствует, то обучаемо.му будет предъявлен только сигнал с выхода генератора 1. 0 Еели, по мнению обучаемого, интервал есть, то он нажимает кнопку 14. В случае, если интервал действительно был, т.е. на вход сумматора 5 был подан сигнал с выхода блока 11, то сигнал на выходе сумматора 5 будет равен нулю, а в счетчик 6 ничего не поступит. Если же интервала не бы,яо, то при нажатии кнопки 14 на выходе сум.матора 5 появится импульс, который поступит в счетчик 6.
Сигнал с выхода сумматора 5 равен единице только в случае, когда на его входы поступают неравные сигналы, т.е. Sj rj, что происходит при решениях (ошибочных) испытуемого. Суммирование отдельных значений функции отрицания равнозначности осуществляется счетчико.м 6.
Сигналы с генератора 1 следуют с интервалом следования в 2 - 3с. При появлении каждого сигнала работа тренажера повторяется аналогично описанному. Число испытаний подсчитывается счетчиком 7. При 0 переполнении этого счетчика импульсом с его выхода выключается генератор 1 и подключается табло 13 к счетчику 6.
Использование изобретения повышает достоверность исследований и точность измерений. При работе на известных тренажерах обучаемый может повысить свою оценку путем более частого нажатия кнопки «Да, что соответствует тако.му выбору стратегии поведения обучаемого, при которой он позволяет себе большое число ложных тревог, рассчитывая на угадывание. В предлагаемом тренажере учитываются как ложные тревоги, так и пропуски. Выбор обучаемым стратегии риска или стратегии осторожности неизбежно приведет к возрастанию функции неравнозначности, либо за счет роста ложных тревог, либо за счет роста пропусков.
Более высокая точность измерений достигается за счет исключения влияния возможных угадываний. Так, если обучаемый выбирает стратегию риска, то механизм угадывания увеличит не только число правильных обнаружений, но и число ложных тревог. При выборе стратегии осторожности механизм угадывания уменьшить число ложных тревог, но одновременно увеличит число пропусков.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер радиотелеграфиста | 1979 |
|
SU824268A1 |
Устройство для обучения обнаружению сигналов на фоне помехи | 1982 |
|
SU1124368A1 |
Тренажер оператора автоматизированной системы управления | 1981 |
|
SU983738A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1223270A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1251155A2 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1982 |
|
SU1125222A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1193718A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1979 |
|
SU780026A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1986 |
|
SU1336086A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1979 |
|
SU864323A1 |
ТРЕНАЖЕР РАДИОТЕЛЕГРАФИСТОВ, содержащий последовательно соединенные первый генератор, функциональный преобразователь, элемент ИЛИ и пульт оператора, а также второй генератор, выход которого подключен к второму входу элемента ИЛИ, третий вход которого соединен с выходом первого генератора, отличающийся тем, что, с целью повышения точности тренажера, в него введены сумматор по модулю два, первый вход которого соединен с выходом функционального преобразователя, а второй вход - с выходом пульта оператора, первый счетчик, вход которого подключен к выходу сумматора по модулю два, а выход - к второму входу пульта оператора, и второй счетчик, вход которого соединен с выходом первого генератора, а выход - с входом первого генератора и третьим входом пульта оператора.
Авторское свидетельство СССР № 760188, кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Тренажер радиотелеграфистов | 1979 |
|
SU864323A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1985-07-23—Публикация
1984-02-09—Подача