(Л
м
Изобретение относится к автоматике, в частности к обучающим устройствам, и является усовершенствованием устройстпа по авт. св. № 1267465. Целью изобретения является увеличение дидактических возможностей устройства за счет исключения возможности угадывания при последовательном нажатии кнопок ответа.
На чертеже представлена структурная схема устройства.
Устройство для обучения радиотелеграфистов содержит генератор 1 импульсов, распределитель 2 импульсов, формирователь 3 кода Морзе, блок 4 сравнения, пульт 5 обучаемого, ревер- сивньй счетчик 6, вход 7 пульта обучаемого, ключ 8, звуковой.генератор 9, делитель 10 напряжения, дешифра- тор. 1 1, электроакустический преобразователь 12 и блок 13 индикации.
Пульт обучаемого включает элементы 1А коммутации, элемент 15 ИЛИ, элемент 16 задержки и триггер 17,
Формирователь 3 кода Морзе содержит регистр 18, элементы 19 и 20 задержки, переключатели 2Ц и шиф- .ратор 22.
Устройство работает следующим образом.
При включении питания на первом выходе генератора 1 появляется импульс, который, воздействуя на второй вход триггера 17, обеспечивает
появление единицы на его выходе.
а поступая на вход распределителя 2, вызьшает появление единицы на его первом выходе, которая прикладывается к первому из вторых входов блока 4 и подготавливает цепи верного и неверного ответов. Единица, поданная через переклк)чатель 21 формирователя 3 на вход шифратора 22, обеспечивает появление на его выходах соответствующего кода Морзе в виде двоичного 16-разрядного числа. Одновременно импульс с генератора 1 через элемент 19 поступает на первый вход регистра 18, осуществляя переход последнего в режим параллельной записи, а пройдя , через элемент 20, поступает на второй вход регистра 18, обеспечивая параллельную запись двоичного числа с выхода шифратора 22 в регистр 18. При поступлении импульсов с второго выхода генератора I на третий вход регистра 18 с выходов последнего происходит выдвижение двоичной комбинации.
отображающей структуру телеграфного знака, в котором тире соответствует 111, точка - 1, паузе между элементами знака - О, а между знаками - 0...
Кодовая комбинация, поступая с выхода регистра 18 на первый вход ключа 8, на второй вход которого подаются колебания звуковой частоты с генератора 9, преобразуется в звуковой образ знака кода Морзе, например а.
Обучаемый, прослушая образ знака кода Мор зе, опознает его и нажимает элемент 14 пульта 5. Пусть испытуемый нажал кнопку, на гапильке которо обозначена буква в. Так как в данном случае обучаемый неверно опознал знак, то при нажатии элемента, например 14 , единица с выхода триггера 17 прикладывается к третьему из первых вхддов блока 4, на соответствующий из вторых входов которого подан нулевой потенциал с выхода распределителя 2. На втором выходе блока 4 появляется импульс неверного ответа.
с выхода тригОдновременно единица
0
5
0
5
0
5
гера 17 через кнопку 14j, элемент ИЛИ 15 и элемент 16 проходит на первый вход триггера 17 и обеспечивает появление на его выходе нулевого потенциала. Это защищает элемент 14 ответа от повторных нажатий, т.е. угадьшаний, до прихода следующего знака, Элемент 16 задержки формирует импульс перевода необходимой длительности для триггера 17, т.е. устраняет эффект гонок в логических элементах.
Единичный потенциал неверного .ответа поступает на второй вход (вход обратного счета) реверсивного счетчика.6, вследствие чего дешифратор 1 1 меняет свое состояние, произведя коммутацию резистора делителя 10 для обеспечения повышения громкости при поступлении следуютцего знака. При поступлении следующего импульса с первого выхода генератора 1 триггер 17 переводится в единичное состояние по выходу, подготавливая элементы 14 к работе формирователь 3 обеспечивает формирование и трансляцию следующего знака, например, к«
б .
Обучаемый, прослушав следующий знак, верно опознает его, нажимая элемент 14. На первом выходе блока 4 появляется импульс, который, поступая на первый вход реверсивного счетчика 6 верного ответа, изменяет состояние дешифратора 11 и делителя 10 в сторону уменьшения громкости звучания последующего транслируемого знака.
Нажатие элемента 14 приводит к перебросу триггера 17 в нулевое сое- тояние по выходу, т.е. дальнейшее нажатие любых кнопок не изменит состояние блока 4.
В ходе обучения (испытания) блок 13 индикации отображает состояние реверсивного счетчика 6 и дешифратора 11, по показаниям, которого делается заключение об успешности обучения и о способности оператора к приему
знаков при громкости ниже номинальной.
Формула изобретения
Устройство для обучения радиотелеграфистов по авт. св. № 1267465, отличающееся тем, что, с целью увеличения дидактических возможностей устройства, пульт обучаемого содержит злемент ИЛИ, элемент держки, триггер и элементы коммутации, входы которых подключены к выходу триггера, а выходы являются выходами пульта и соединены с входами элемента ИЛИ, выход которого через элемент задержки подключен к S-входу триггера, R-вход которого является входом пульта.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1984 |
|
SU1267465A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1986 |
|
SU1339620A1 |
Устройство для профессионального отбора радиотелеграфистов | 1988 |
|
SU1564679A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1984 |
|
SU1176370A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1985 |
|
SU1328838A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1985 |
|
SU1305759A2 |
Устройство для профессионального отбора радиотелеграфистов | 1985 |
|
SU1317469A1 |
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1988 |
|
SU1589303A2 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1193718A1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1986 |
|
SU1336086A1 |
Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для оценки нижнего слухового порога операторов. Цель изобретения - увеличение дидактических возможностей устройства. Устройство содержит генератор 1 импульсов, распределитель 2 импульсов, формирователь 3 кода Морзе, блок 4 сравнения, пульт 5 обучаемого, реверсивный счетчик 6, ключ 8, звуковой генератор 9, делитель 10 напряжения, дешифратор 11, электроакустический преобразователь 12 и блок 13 индикации. За счет введения в пульт 5 обучаемого элемента 14 коммутации, триггера 17, элемента 16 задержки и элемента ИЛИ 15 исключена возможность угадывания при последовательном нажатии кнопок ответа. 1 ил.
Устройство для обучения радиотелеграфистов | 1984 |
|
SU1267465A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1988-10-30—Публикация
1986-12-24—Подача