-1 Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для демпфирования колебаний роторов авиационных ГТД и является дополгнительным к авт.ев, fr 200343. Цель изобретения - снижение анизотропии упругофрикционных свойств и повышение надежности конструкции для тяжелонагруженных роторов. На фиг. 1 изображен фронтальный разрез демпфера, на фиг. 2 - профил радиусной канавки и ее геометрические параметры. Демпфер содержит корпус 1, установленные в корпусе 1 опоры 2, пакет 3 гофрированных стальных лент, стыки которых равномерно расположены в вершинах гофров. Пакет 3 вставлен с натягом в кольцевой зазор между втулкой 4 и корпусом 1 демпфера. Втулка 4 надета по неподвижной посадке на невращакяцееся наружное кольцо подшипника 5 и фиксируется в форсуночном кольце 6 выступом 7. На наружной цилиндричес кой поверхности втулки 4 выполнены радиусные канавки 8 в местах опирания вершин гофров, размеры которых выбраны из соотношения , -2(-1 - m ) . радиус канавки; радиус гофра, длина хорды канавки; - 3-5 мм, длина цилиндрических участков втулки, оставшихся после выполне ния канавок, наружный диаметр втулки; число гофров в пакете глубина канавки; допустимая (остаточная) деформация гофра в опоре Следует иметь в виду, что радиу канавки 8 должен быть таким, чтобы перемещение AL концов гофра при его максимальной рабочей деформаци равное Al. (,) т,привод Ш к поднятию вершины гофра на вел чину, не более 0,02 мм. Глубина ка навки Ьц определяется- соотношением K ioCrff)-f, io-fi -. io f - шаг гофра, fo - начальный выгиб , (5 - безразмерный натяг, fi - остаточньш выгиб гофра в сечении по канавке. В предлагаемой конструкции используется уменьшенный безразмерный натяг до (5 0,6-0,75, причем io 1-1,5 мм, f 0,15-0,20 мм. При этом глубина канавки Ь 0,20-0,5 мм Гладкие, и илиндрические участки наружной поверхности втулки 4 выполняют роль ограничителей радиальных деформаций демпфера в случае, когда радиальные смещения втулки 4 достигают предельных значений и внутренняя поверхность гофрированного пакета соприкасается с гладкими участками втулки 4. Для тяжелонагруженных роторов, в опорах которьгх возможны значительные крутящие и сдвигающие усилия, аналогичные радиусные канавки необходимо выполнить и на внутренней цилиндрической поверхности корпуса 1 демпфера, и в местах опирания вершин гофров, причем их глубина- должна быть, больше остаточного выгиба гофра. Демпфер работает следующим образом. . Радиальные колебания ротора передаются через наружное кольцо подшипника 5 на втулку 4 и пакет 3 гофрированных лент. При сжатии пакета 3 в кольцевом зазоре между втулкой 4 и корпусом 1 происходит взаимное проскальзывание лент пакета, сопровождаемое работой сил трения и рассеиванием энергии колебаний. Б случае возникновения сдвигающей составляющей силы нагружения гофры дополнительно деформируются, их жесткость возрастает и сдвигающий крутящий момент не достигает величины, достаточной для вытягивания вершины гофра из канавки 8. При достижении предельной величины радиального смещения втулки 4 вершины гофров соприкасаются по внутренней дуге с цилиндрическими участками втулки 4, выполняющими роль ограничителей деформации, что предохраняет ротор от недопустимьс-. смещений.
.1.ДЕМПФЕР по авт.св.№200343, отличающийся тем, что, с целью снижения -анизотропии упругофрикционных свойств, на наружной цилиндрической поверхности втулки в местах опирания вершин гофров выполнены радиусные канавки, размеры которых выбраны из соотношений , 14 Z (-tib . ,, где R - радиус канавки, Rr - радиус гофры, Ь - длина хорды канавки, Lt- дина цилиндрических участков втулки, оставшихся после выполнения канавоку d - наружный диаметр втулки f - число гофров в пакете, Ьк- глубина канавки, f - допустимая (остаточная) деформация гофры в опоре. I 2. Демпфер по п. 1, отличающийся тем, что, с целью (Л повьшения надежности конструкции с для тяжелонагруженных роторов, на внутренней цилиндрической поверхности корпуса выполнены аналогичные канавки с теми же размерами. sj 00 00
МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ТЕРМОСТОЙКИЙ УПРУГО-ФРИКЦИОННЫЙДЕМПФЕР | 0 |
|
SU200343A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1985-09-15—Публикация
1984-03-29—Подача