Устройство для контроля элементов зацепления цилиндрических зубчатых колес Советский патент 1959 года по МПК F16H1/00 G01B3/00 G01B3/12 

Описание патента на изобретение SU118990A1

Описываемое устройство для контроля элементов зацепления цилиндрических зубчатых колес предназначено для использования на обычного типа приборах для комплексной двухнрофильной проверки этих колес. Устройство выполнено в виде сдвоенного эталонного зубчатого колеса с индикаторным датчиком относительного зубчатых венцов этого колеса.

Новым в устройстве является то, что зубчатые венцы эталонного колеса перекрывают друг друга по высоте зубьев с одной торцовой стороны. Зубья одного венца образуют верхнюю часть общих рабочих профилей, а зубья другого венца-их нижнюю часть. Этим обеспечивается возможность независимого однопрофильного контроля основного шага зубчатого колеса по общей нормали к соседним профилям зубьев.

Особенность другой формы выполнения устройства з-аключается в том, что оба зубчатых венца эталонного колеса расположены в параллельных плоскостях на определенном расстоянии друг от друга. Это расстояние обеспечивает контакт венцов с зубьями контролируемого колеса у его торцовых сторон. При этом достигается возможность однопрофильного контроля продольного направления зубьев.

На фиг. 1 и 2 схематически изображено предлагаемое устройство, в двух проекциях; на фиг. 3 и 4-устройство в другом варианте исполнения.

На втулку / обычного тина прибора (на чертеже не изображен) для комплексной двухпрофильной проверки зубчатых колес устанавливается эталонное колесо, состоящее, в основном, из зубчатых венцов 2 и 3. Е венце 2 смонтирована стойка 4 упора, свободно пропущенная в отверстие венца 3. На последнем закреплена стойка 5, предназначенная для установки индикаторного датчика 6 относительного смещения обоих венцов. Мерительный датчика 6 касается упора 7. В венце 2 закреплена ось 8, на которою свободно надета втулка 9, пропущенная с зазо№ 118990- 2 -

ром через отверстие в венце 3. Во втулке 9 закреплен штифт 10, последовательно вводимый в соответствующие отверстия венца 2. Между штифтом 10 и штифтами 11 закреплены пружины 12. При изображенном на чертежах положении штифта 10 одна из пружин 12 натянута, а другая находится в свободном состоянии (поворот венца 3 относительно венца 2 против часовой стрелки). При перемешении штифта 10 во второе отверстие (поворот против часовой стрелки на 90°) натяжение пружин изменится (поворот венца 3 по часовой стрелке). Под воздействием пружин 12 профиль зубьев венца 3 смеш:ается относительно профиля зубьев венца 2 на величину, ограничиваемую зазором между стойкой 4 и поверхностью отверстия венца 3.

При проверке контролируемое колесо 13 вводится в зацепление с эталонным колесом. Венцы 2 и 5 нод воздействием пружин 12 несколько сдвинуты относительно друг друга. Зубья венца 3 образуют как бы головку обшего рабочего профиля, а зубцы венца 2-ножку. При этом зубья венца, образующие головки общего профиля, выполнены с коэффициентом перекрытия больше единицы (в частности 1,03-1,05), а зубья колеса, образующие ножки общего рабочего профиля-с коэффициентом перекрытия меньше единицы (в частности 0,05-0,1). Такое выполнение устройства обеспечивает в процессе зацепления перекрытие предыдущего зуба венца 3 последующим зубом венца 2 на относительно небольшом участке, позволяя измерять расстояние между соседними профилями контролируемого колеса по их общей нормали, т. е. измерять основной шаг регистрацией величины относительного поворота венцов эталонного колеса по отклонениям датчика 6. Имеющиеся ошибки основного щага регистрируются датчиком 6 в процессе совместного вращения эталонного и контролируемого зубчатых колес.

Другая форма выполнения устройства заключается в том, что его эталонное колесо образовано зубчатыми венцами 14 и 15. Венцы друг от друга расноложены на расстоянии, обеспечивающем контакт обоих венцов с зубьями контролируемого колеса у его торцовых сторон. При этом рабочий профиль зубьев венца 14 эталонного колеса включает всю активную высоту зуба, обеспечивая коэффициент перекрытия больще единицы (в частности, 1,05-1,1), а зубьев венца 15-меньше единицы (в частности 0,6-0,7). Такая форма выполнения устройства обеспечивает возможность независимого однопрофильного контроля продольного направления зубьев.

Предмет изобретения

1.Устройство для контроля элементов заценления цилиндрических зубчатых колес, предназначенное для использования на обычного типа приборах для комплексной двухпрофильной проверки этих колес и выполненное в виде сдвоенного эталонного зубчатого колеса с индикаторным датчиком относительного смещения зубчатых венцов этого колеса, отличающееся тем, что, с целью обеспечения возможности независимого- однопрофильного контроля основного щага зубчатого колеса по общей нормали к соседним профилям зубьев, зубчатые венцы сдвоенного эталонного колеса перекрывают друг друга по высоте зубьев с одной торцовой стороны таким образом, что зубья одного венца образуют верхнюю часть общих рабочих профилей, а зубья другого венца-их нижнюю часть.

2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что коэффициент перекрытия у рабочих участков профилей зубьев нижнего венца эталонного колеса принят больше единицы, в частности 1,03-1,05, а у зубьез верхнего венца-меньше единицы, в частности 0,05-0,1.

3.Форма выполнения устройства по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения возможности независимого однопрофильного контроля продольного направления зубьев, оба зубчатых венца сдвоенного эталонного колеса расположены в параллельных плоскостях на расстоянии, обеспечивающем контакт этих венцов с зубьями контролируемого колеса у его торцовых сторон.

4.Устройство по п. 3, отличающееся тем, что коэффициент перекрытия у рабочих участков профилей зубьев нижнего венца эталонного колеса принят больще единицы, в частности 1,05-1,1, а зубьев .верхнего венца-меньще единицы, в частности 0,6-0,7.

Приоритет по пп. 3 и 4-24 июня 1954 г.

Похожие патенты SU118990A1

название год авторы номер документа
Способ комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес 1981
  • Нежурин Игорь Петрович
SU962751A1
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 1999
  • Крупина Н.П.
  • Карасев А.П.
  • Захаров В.И.
RU2165339C2
Измерительное колесо для комплексного контроля зубчатых колес 1956
  • Марков Н.Н.
SU121564A1
Способ шлифования зубьев цилиндрических зубчатых изделий 1986
  • Трушакин Николай Тимофеевич
  • Коруков Геннадий Иванович
  • Ермолаев Вадим Константинович
SU1426711A1
Способ определения погрешности зубчатых колес 1982
  • Москалев Владимир Валерьевич
SU1062507A1
Прибор с эталонным зубчатым колесом для одновременной комплексной проверки зубчатых колес в однопрофильном и двухпрофильном зацеплении 1950
  • Тайц Б.А.
SU93917A1
Способ контроля направления зубьев косозубых зубчатых колес 1973
  • Нежурин Игорь Петрович
SU497463A1
Способ контроля цилиндрических зубчатых колес с прямыми зубьями 1983
  • Пономарев Василий Петрович
  • Уваров Александр Васильевич
  • Заикин Николай Михайлович
  • Борисов Владимир Александрович
SU1133049A1
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС 1973
  • Б. Д. Афонский
SU390346A1
Устройство для определения прерывной кинематической погрешности зубчатых колес 1980
  • Высоцкий А.В.
  • Коган В.Б.
  • Москалев В.В.
SU898833A1

Иллюстрации к изобретению SU 118 990 A1

Реферат патента 1959 года Устройство для контроля элементов зацепления цилиндрических зубчатых колес

Формула изобретения SU 118 990 A1

i е 7

12

SU 118 990 A1

Авторы

Коган Г.И.

Даты

1959-01-01Публикация

1954-05-31Подача