Способ горячей прокатки стальной полосы Советский патент 1985 года по МПК B21B1/26 

Описание патента на изобретение SU1199314A1

1 ч

Изобретение относится к.обработке металлов давлением,- а именно к листопрокатному производству, и совершенствует способы горячей прокатки полос.

Цель изобретения - повьшение равномерности структуры и механических свойств полосы.

Сущность способа горячей прокатки стальной полосы состоит в следующем .

На промьшшенных станах процесс прокатки проходит, как правило, в нестаДионарньЬс условиях. Однако из основных причин является изменение (регулирование) скорости прокатки и температуры конца прокатки. При прокатке полос с постоянными обжатием, скоростью и температурой конца прокатки структура металла, как правило, однородна по всей длине. Изменение скорости и температуры конца прокатки приводит к изменению скорости и степени завершенности процессов разупрочнения стали в межклетевьк промежутках и, как следствие, к изменению структуры металла.

Так, увеличение.температуры конца прокатки приводит к увеличению скорости процессов разупрочнения и наоборот. При возрастании скорости прокатки полосы (например, во время разгона чистовой группы стана с металлом в валках) продолжительность пребывания металла в межклетевых промежутках чистовой группы стана уменьшается. Как результат этого, степень завершенности процесса разупрочнения металла во время прохождения последнего межклетевого промежутка после деформации в предпоследней клети уменьшается при увеличении скорости прокатки, т.е. чем .вьш1е скорость прокатки, тем еньше времени металл после обжатия в предпоследней клети находится в межклетевом промежутке и, следовательно, в меньшей мере разупрочняется. В итоге при прокатке полос в истовой группе клетей широкополосого стана с переменной скоростью еталл в последнюю ютеть стана посупает с различной степенью остаточого упрочнения. Причем степень осаточного упрочнения металла тем ольше, чем вьшш скорость прокатки. алее даже после одинакового обатия в последней клети стана ме

993142

талл, прокатанный при разной скорости, имеет разное суммарное упрочнение, а значит, он по-разному рекристаллизуется и отличается

J большой неравномерностью структуры по длине полосы (особенно на заправочном участке полосы длиной до 200 м и участке, на котором происходит раз гон-стана до рабочей рости).

Равномерность структуры тонколистовой стали определяется постоянством степени деформации полосы в последней клети стана горячей пррJ5 катки. Степень суммарной деформации 2: металла в последней клети чистовой группы стана горячей про.катки можно выразить следующим образом.

EZ-E SOCT

20

- степень деформации полосы

где в последней клети , степень остаточной дефор-осгмации металла перед последней клетью вследствие

25 неполного разупрочнения его в межклетевом промежутке.

При увеличении скорости У прокатки Ер. возрастает, соответственно

30 при неизменной величине обжатия металла возрастает и . Следовательно, для сохранения неизменной величины Е необходимо при увеличении скорости прокатки V уменьшать 5 степень обжатия полосы в последней клети стана.

При увеличении температуры Т металла скорость его разупрочнения возрастает. Следовательно, при прокат0ке полос в УСЛОВИ.ЯХ, когда температура металла перед последней клетью непрерывно возрастает, степень остаточного упрочнения металла уменьшается, т.е. при прочих равных условиях при возрастании Т уменьшается „ и, как результат, уменьшается величина gg; №i сохранения на неизменном уровне величины необходимо при возрастании темпера0туры деформированного металла Т перед последней клетью непрерывного стана горячей прокатки увеличивать степень деформации полосы в этой последней клети.

5

Таким образом, при прокатке стальных полос на непрерывньЕС широкополосных станах варьирование величиной обжатия полосы в последней 3 клети чистовой группы стана следует осуществлять в обратной зависимости от скорости прокатки и в прямой зависимости от температуры прокатываемой полосы. Эту зависимость наиболее удобно представить в виде Г(Г и д- величины обжатий в пос ледней клети широкополосного стана горячей прокатки при скорости V и темрера.туре Т прокатки и при скоTjj соответственно. пит- показатели степени влияния названных факторов технологии горячей прокатки на скорость разупрочнения металла в последнем межклетевом промежутке (перед обжатием в последней клети). Значения показателей пит определяются, исходя из следующих пре посылок . . Способу предназначен, главным образом, для горячей прокатки тонких полос (преимущественно толщиной до 4 мм) на непрерывных широкополосных станах. На современных щирокополосньк станах скорость прокатки (при прокатке с разгоном) тонких полос изменяют от 8-10 м/с на переднем конце полосы до 25-30 м/с (максимальное) на заднем конце. Изменение скорости прокатки более чем на 5%, т.е. в 1,05 раза, заметно сказьгоается на качестве.металла. Максимально скорость прокатки может изменяться в 3,75 раза, т.е. скорость прокатки в последней клети стана может изменяться в 1,0 3,75 раза. Обжатие в последней клети станов горячей прокатки обычно находится в пределах, 5-25%. Температуру прокатки металла в последней клети изменяют в диапазоне 780920С, т.е. в 1,18 раза. Причем влияние температуры уже заметно проявляется при изменении ее на . .Изменение температуры на 20°С от 780 до 800°С соответствует увеличению ее в 1,02 раза. Общее изменение температуры возможно в 1,02-1,18 раза(для определения изменения режима обжатия в последне клети). Зависимость (1 )представим в виде . Е KvrEo, (2) 144 где E.Q можно считать базовой (исходной, установочной) величиной обжатия полосы, а Kyj, представляет собой козффициент, учитывающий суммарный эффект скорости прокатки и температуры металла на процессы его разупрочнения в последнем межКлетевом промежутке непрерывного стана. Коэффициент К можно представить как произведение частных коэффициентов у j выражающих раздельное влияние скорости прокатки К и температуры металла К. Сравнение выражений (1) и (2) показывае.т, что к -(У - К f У (J тп S-1-rl При регулировании процесса прокатки диапазон значений коэффициента К определяется диапазоном возможных отношений, поскольку . Если за базовую величину обжатия принять максимально возможное, значение, равное 25% , то при регулировании в диапазоне 5-25% минимальное значение отношения равно ,2. Поскольку на npaifTH о-мин „ ке изменение обжатия на величину, отличающуюся менее чем на О,1 от первоначального значения обжатия, заметно не проявляется на качестве металла, то за максимальное знаследует принять V i ГИЛИСППЛ f-. отношения рт-- 0,9. Таким образом, диапазон ,: . возможных изменений коэффициента Kyf равен 0,2-0,9, С достаточной для решения практических задач точностью можно считать К одинаковым, т.е. влияние К и одинаковьм можно считать вклад этих коэффициентов в суммарньй коэффициент Кут. Так как К, KVT/MMH х хКтГ,,„н 0,2, тоК VO, 2 X 0,45. Соответственно,KV Тм«кс 079 0,95. Максимальная степень деформации полосы о 25% должна применяться при минимальной скорости полосы Vj, 8 м/с. Следовательно, при увели- . чении скорости щэокатки в 1,,75 . раза величину обжатия необходимо уменьшить в 0,95-0,45 раза. . , На современных станах скорость фокатки может регулироваться с достаточно высокой степенью точности. Кроме того,изменение скорости рокатки даже в небольших пределах увствительно сказывается на параметрах процесса прокатки. Поэтому можно не учитьшать изменение скороети лишь не более чем на 5% от ее первоначальной величины. Следо вательно, считая, что изменение скорости на величину, отличающуюся не более чем на 5% от ее первоначального значения, на качестве металла сказьшается незначительно, 3aTiKmeM- -li 0,95. При регулировании процесса прокатки наимень-

шим значением отношения- являет «- -/мии 0,267. Подставляя в выражение Ку( минимальные и максимальные значения, наХодиЯ диапазон возможных изменений показателя степени п

0,45 (0,267)., |р-||- 0,605 ciO,6,

0,95 (0,95) ,

0,95 ма№ 0,95

Таким образом, диапазон возможных изменений показателя степени равен 0,6: nil,0.

Максимально температура прокатки может изменяться в 1,05-1,18 раза. Диапазон изменения величины коэффициента Kf влияния температуры K-j. 0,45-0,95. В соответствии с предлагаемым способом при уве- . личении температуры прокатки величину обжатия увеличивают, т.е. величина обжатия и температура связаны прямой зависимостью. Знаит, при увеличении температуры прокатки в 1,02-1,18 раза величину обжатия необходимо увеличивать в

„1 1,05-2,2 раза

1 5795

1

).

Г

Тмин- .

При горячей прокатке полос по предлагаемому способу максимальная степень деформации {, 25% должна применяться при. максимальной температуре прокатки 920 С, Наименьшее значение отношения Т/Т равно- „ 0,847. Температура, как и скорость прокатки, сильно .; влияющий фактор. Влияние температзфы уже заметно проявляется 1Три изменении ее на 20 С и . Поэто199314 .6

му при определении максимально возможного значения отношения Т/То учитывают изменения температуры на 20°С и более. Следовательно,:р-/-

(3,978. Используя выражение |С , находят диапазон возможных значений показателя степени tri.

0,45 (0,847Г , |-§-||7

4,82, 0.95 (0,947) ,

2,3.

Округляя найденные величины, получают следующий диапазон возможных изменений показателя m влияния температуры 2 m 5.

Предлагаемый способ предусматривает возможность процесса прокатки с упреждением, т.е. позволяет осуществлять упреждающее регулирование. В последнем случае температура, например, полосы измеряется перед подачей ее в валки последней клети непрерывной чистовой группы широкополосного стана горячей прокатки и по сигналу, показывакщему изменение температуры металла на подходе к валкам, осуществляется упреждающее изменение раствора валков (величины обжатия) последней клети. АналогичHbw образом мбжет быть осуществлено и упреждающее изменение величины обжатия в функции скорости полосы.

А именно, одновременно с -изменением скорости прокатки должно осуществляться изменение раствора валко Изменение обжатия может выполняться, например, по жесткой заранее определенной программе.

Прокатку по предлагаемому способу можно вести, изменяя величину обжатия полосы в функции скорости прокатки и температуры металла не только в последней, но и в предпоследних клетях стана. На структуру и свойства горячекатаного металла, а впоследствии и холоднокатаного, влияет режи обжатия полосы в последних трех клетях чистовой группы широкополосного стана, однако в двух предпоследних клетях это влияние существенно слабее, чем в последней клети.

Предлагаемый способ позволяет осуществлять регулирование процесса про7, катки путем изменения величины обжатия в функции одновременно двух параметров процесса - скорости прокатки и температуры металла перед последней клетью. Способ предусматр вает также возможность регулировани процесса прокатки в функции только одного параметра - только скорости прокатки,или только температуры ме. талла. Такое регулирование имеет место в случаях, когда, например, скорость прокатки не изменяется V Vj cons-t , а изменяется только те пература металла Тогда зависимость (1) принимает вид Е ; (1 ) Если неизменна температура металла const , а варьируется скорость, то регулирование должно осущ ствляться в соответствии с зависимостью (j (Yi j . Подобная ситуация реальна в случаях, когда за счет применения межклетевого охлаждения полосы .обеспечивается стабиль ность температуры металла, прокатьтаемого с переменной скоростью. Пример. Предлагаемьй способ опробован на широкополосном стане горячей прокатки. Прокатываются полосы толщиной 2,2 мм из стали 08кп. Прокатку осуществляют по принятой на стане технологии без регулирования величины обжатия в последней клети стана в зависимости от скорости прокатки и температуры прокатываемого металла, а также по предлагаемому способу, когда при увеличении скорости прокатки величину обжатия уменьшают, а при увеличении температуры увеличивают, т.е. обжатие изменяют в обратной зависимости от скорости проката и в прямо зависимости ОТ температуры полосы. В первом случае при прокатке по известной технологии при изменении скорости прокатки от 8,5 (на переднем конце полосы) до 13 м/с на сред ней части полосы (прокатку ведут с ускорением 0,25-0,3 м/с) величину обжатия в последней клети оставляют неизменной и равной 17%. Не изменяют величину обжатия в последней клети стана и в функции изменения температуры прокатываемого металла. В результате такой прокатки получают высокую неравномерность структуры и механических свойств по длине полосы. Вчастности, струк тура металла переднего конца полосы состоит из зерен феррита 1014 -8. 11 балла, а величина предела текучести d) 30-32 кгс/мм . В средней частиполосы размер зерна феррита соответствует 6-7 баллу, а предел текучести металла (г 23-25 кгс/мм . При прокатке по предлагаемому способу при изменении скорости прокатки полосы от 8,5 до 13 м/с величину обжатия полосы в последней клети уменьшают от 20-22 до 15% в случае примерно постоянной температуры прокатываемой полосы (при 850°С). Следовательно, при увеличении скорости прокатки уменьшают величину обжатия полосы в последней клети стана и устанавливают ; величину обжатия, исходя из зависимости (1). В случае, когда температура металла возрастает на 20-25 С, величину обжатия в последней клети увеличивают на 3-4%, т.е. величину обжатия изменяют в обратной зависимости от скорости прокатки и в прямой зависимости от температзпры полосы. В результате регулиро« вания процесса прокатки по предлагаемому способу наблюдают существенное повышение равномерности и улучшение механических свойств металла по длине прокатываемых полос. А именно, на переднем конце полос размер зерна феррита увеличивается до 7-8 баллов, предел текучести снижается до 2527 кгс/мм. В средней части полосы i размер зерна феррита и величина предела текучести остаются примерно на том же уровне: зерно 6-7 балла, бт 23-25 кгс/мм. Таким образом, проведенное сравнение показывает преимущества предлагаемого способа регулирования процесса прокатки перед известным. Как видно из приведенных-данных, Предлагаемьй способ обеспечивает улучшение качества прокатной продукции за счет повьш1ения равномерности структуры и механических свойств полосы. Предлагаемый способ целесообразно использовать как при производстве горячекатаной тонколистовой стали товарного назначения, так и при производстве предельной продукции подката для станов холодной прокатки листа и жести. Как известно, улучшение равномерности структуры и механических свойств горячекатаного подката обеспечивает повьштение качества холоднокатаного металла (листовой

стали, предназначенной для изготовления деталей методом холодной штамповки , жести).

Для реализации предлагаемого способа может быть применено устройство, содержащее датчики скорости прокатки и температуры прокатываемого металла. Сигнал от этих датчиков поступает в вычислительное устройство, которое рассчитывает управляющее воздействие, требуемое в соответствии с зависимостью (1), и далее к исполнительному механизму, осуществляющему регулирование обжатия полосы в функции т емпературы полосы и скорости прокатки по предпагаемому способу. При неизменных величинах скорости прокатки и температуры металла величина обжатия в последней клети стана поддерживается постоянной. При изменении скорости прокатки и температуры прокатываемого металла управляющее вычислительное устройство по предложенной зависимоети находит такое значение величины обжатия, которое позволяет сохранить неизменной степень суммарного упрочнения прокатанного металла и в итоге высокую равномерность структуры и свойств металла по длине полосы. Изменение еличйны обжатия в последней клети стана потребует перераспределения величин обжатия в предьщущих клетях (при прО катке полос неизменной толщины). Однако изменение степени деформации

полосы во всех клетях чистовой группы стана, за исключением последней клети, несущественно сказьшается на структуре и свойствах готового : проката.

Предлагаемьй способ может быть использован также в случаях, когда прокатка одной полосы осуществляется с постоянной скоростью, но в пределах.партии полос скорость прокатки изменяется от одной полосы к другой. В этом случае необходимо изменять величину обжатия в последней клети стана при переходе к прокатке кажДой последукнцей полосы в соответствии с изменением скорости и. температуры прокатки.

Похожие патенты SU1199314A1

название год авторы номер документа
Способ автоматического регулирования ширины горячекатаных полос 1990
  • Колесников Игорь Анатольевич
  • Сковородов Николай Алексеевич
  • Каракин Юрий Сергеевич
  • Сергеев Евгений Павлович
  • Тимченко Леонид Федорович
  • Глухов Владимир Васильевич
SU1722636A1
Способ непрерывной горячей прокатки полос 1987
  • Коцарь Сергей Леонидович
  • Поляков Борис Алексеевич
  • Третьякова Наталия Зиновьевна
  • Белянский Андрей Дмитриевич
  • Лизунов Владимир Иванович
  • Халеев Вячеслав Иванович
  • Третьяков Владимир Аркадьевич
SU1431880A1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ПОЛОСЫ НА ШИРОКОПОЛОСНОМ СТАНЕ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ 2014
  • Мишнев Петр Александрович
  • Палигин Роман Борисович
  • Филатов Николай Владимирович
  • Кухтин Сергей Николаевич
  • Николаев Никита Юрьевич
  • Михайлов Игорь Геннадьевич
  • Мохорт Артем Владимирович
RU2556174C1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ГОРЯЧЕКАТАНЫХ ПОЛОС ИЗ НИЗКОУГЛЕРОДИСТОЙ СТАЛИ 2008
  • Алдунин Анатолий Васильевич
RU2396134C2
Способ прокатки рельса (варианты) 2021
  • Соловьев Владимир Николаевич
  • Мазур Игорь Петрович
  • Белолипецкая Елизавета Сергеевна
RU2776314C1
Способ регулирования процесса прокатки стальной полосы на непрерывном многоклетевом стане 1981
  • Чернов Павел Павлович
  • Мазур Валентина Александровна
  • Первухин Александр Александрович
  • Мазур Валерий Леонидович
  • Бендер Евгений Александрович
  • Виноградов Виктор Иванович
  • Куликов Виктор Иванович
  • Дитц Александр Александрович
  • Козлов Леонард Николаевич
  • Ноговицын Алексей Владимирович
SU995923A1
Система регулирования температуры полосы на выходе стана горячей прокатки 1981
  • Дружинин Николай Николаевич
  • Дружинин Андрей Николаевич
  • Закржевский Валерий Витольдович
  • Сапожников Григорий Борисович
  • Мельников Владимир Михайлович
  • Шевченко Евгений Павлович
  • Тишков Виктор Яковлевич
  • Торгов Вадим Иванович
  • Зимин Николай Михайлович
  • Леонидов-Каневский Евгений Владимирович
  • Колядич Владимир Миронович
  • Сергеев Евгений Павлович
SU971543A1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА РУЛОНОВ ГОРЯЧЕКАТАНОЙ НИЗКОЛЕГИРОВАННОЙ СТАЛИ 2010
  • Голубчик Эдуард Михайлович
  • Кузнецов Алексей Владимирович
  • Васильев Иван Сергеевич
  • Стеканов Павел Александрович
RU2455088C2
Способ регулирования процесса горячей прокатки металлических полос 1980
  • Приходько Эдуард Васильевич
  • Мазур Валерий Леонидович
  • Наугольникова Лидия Михайловна
  • Левченко Геннадий Васильевич
  • Марков Василий Федорович
  • Фирсов Петр Афанасьевич
  • Фельдман Борис Абрамович
  • Медведев Владимир Владимирович
SU908447A1
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА РУЛОНОВ ГОРЯЧЕКАТАНОЙ ПОЛОСЫ ТРУБНЫХ МАРОК СТАЛИ 2008
  • Денисов Сергей Владимирович
  • Смирнов Павел Николаевич
  • Голубчик Эдуард Михайлович
  • Торохтий Валерий Петрович
RU2393933C1

Реферат патента 1985 года Способ горячей прокатки стальной полосы

СПОСОБ ГОРЯЧЕЙ ПРОКАТКИ СТАЛЬНОЙ ПОЛОСЫ, включающий обжатие в непрерывном многоклетевом стане и регулирование относительного обжатия в последней клети в пределах 5-25% в функции скорости и температуры прокатки в этой клети при изменении скорости в диапазоне 8-30 м/с и температуры в диапазоне 780-920 0, отличающийся тем, что, с целью повышения равномерности структуры и механических свойств полосы, регулирование обжатия осуществляют в соответствии с зависимостью / V, / т т ) W Tj - соответственно ./о где зовое обжатие, скорость и темпера(Л тура прокатки, Т - текущие значения тех же параметров; а 0,6 п 1,0, 2 т 5. е

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1199314A1

Мелешко В.И., Качайлов А.П., Мазур В.Л
Прогрессивные методы прокатки и отделки листовой стали
М.: Металлургия, 1980, с.55-66.

SU 1 199 314 A1

Авторы

Мазур Валерий Леонидович

Чмелев Александр Андреевич

Мазур Валентина Александровна

Сосковец Олег Николаевич

Попов Борис Евгеньевич

Чернов Павел Павлович

Сосулин Виктор Павлович

Бендер Евгений Александрович

Медведев Владимир Владимирович

Фирсов Петр Афанасьевич

Даты

1985-12-23Публикация

1983-12-20Подача