Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при переключении зубчатых колес, например, в коробках передач. Целью изобретения является повы шение надежности и удобства включения шестерни. На фиг.1 показано размещение передвижной косозубой шестерни в коробке ьередач; на фиг.2 - передвижная косозубая шестерня с косозубым венцом внешнего и полумуфтой внутреннего зацеплений; на фиг.З передвижная косозубая шестерня с выделенным зубом полумуфты. .рС,,ви;га1,-1/ косозубая шестерня содержит косозубые венец 1 и жестко соединенную с ним полумуфту 2. Направление угла , наклона зубьев венца i совпадает с направление угла ;1 наклона зубьев полумуфты 2 значения углов наклона зубьев связ ны зависимостью , arctg (- -tg/lj где г L радиусы делительных цилиндров венца 1 полумуфты 2 соответственно. Углы /i и /Я р наклона противопо ложных боковых поверхностей зубьев полумуфты 2 различны и их разность составляет +1,5-6 . На ведомом валу 3 установлена передвижная косозубая шестерня , в данном случае заднего .«хода, котора приводится во вращение от промежуточного вала 4 через промежуточную шестерню (не показана) заднего ход Соединение с ведомым валом осущест вляется через соединительный элемент 5, жестко закрепленный на этом валу без возможности вращения и продольного перемещения. Для сцепления, например, передачи задн го хода необходимо переместить пер движную косозубую шестерню налево так, чтобы зубья полумуфты 2 перёдвю сной шестерни, могли входить в з цепление с зубьями соединительного элемента 5. Действующие усилия обозначены: Рц -- для зубчатого венца 1 и F. для зубьев полумуфты 2 и разделены параллелограммом сил на составляюгдие. Усилие Г, имеет в качестве составляющих осевые Рдц и окруж ные Рц , усилие Рц имеет в качестве составляющих осевые F и окружиые Рц . Одинаковое направление наклона в зубчатом венце 1 и зубьях полумуфты 2 приводит к уравновешиванию осевых усшшй, если угол наклона зубьев полумуфты 2 рассчитьтается по формуле . РК ( На фиг.З изображена передвижная шестерня с косым зубчатым венцом и зубьями полумуфты, обозначенный зуб имеет отклонение от угла наклона k для боковой стороны зуба 6 и результирующий угол наклона этой боковой стороны зуба Ар. Сплошной линией обозначены усилия в режиме тяги и штрихами в режиме толкания. Угол /if отличается от угла на величину с; . При работе передвижной косозубой шестерни одинаковое направление нак- лона зубьев венца 1 и полумуфты 2 обеспечивает уравновешивание осевых усилий, при этом угол наклона зубьев венца 1 и полумуфты 2 должно удовлетворять вышеприведенной зависимости. На примере поясняется расчет угла наклона зубьев. Зубья передачи и тем самым зубчатый венец, например, шестерни заднего хода, имеют угол 1, 12 и эксплуатационный диаметр 201.,724 мм (г, 100,86мм). Эксплуатационный диаметр зубьев полумуф-. ты 2 должен составлять 131,3 мм (г 65,65 мм). Р, arctg () 7,877. С таким углом наклона зубьев полумуфты 2 в этом примере обеспечивается точное урановешивание осевых усилий. По причине действующих допусков и явлений износа, которые могут привести к биениям передвижной шестерни и соединительного элемента 5 вследствие перекоса, целесообразно угол при вершине исходного конту-. ра зуба вьтолнять с отклонением относительно наклона. В качестве отклонения выбирается, например, угол + 2,8, так что оба угла: при исходного контура равны + 2,8 10,68 и ftf - 2,8 5,08 1200857 Выбор отклонения зависит от допусвершинеков на изготовлеиие, допустимого вероятного износа, легкости переключения и ширины зубьев.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Ведущий управляемый мост | 1980 |
|
SU1220564A3 |
Кулачковая сцепная синхронизирующая муфта коробки передач | 1988 |
|
SU1632378A3 |
Гидростатическое рулевое управление транспортного средства | 1980 |
|
SU1190980A3 |
Приводное устройство | 1990 |
|
SU1775020A3 |
ПЕРЕКЛЮЧАЕМАЯ КОСОЗУБАЯ ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА И РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА С ТАКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ | 2006 |
|
RU2392516C2 |
Поворотный золотниковый гидрораспределитель | 1980 |
|
SU1090268A3 |
Разъемное соединение валов коробки передач | 1980 |
|
SU1085513A3 |
РУЛЕВОЙ ГИДРОПРИВОД С РЕЕЧНОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ (ВАРИАНТЫ) | 1991 |
|
RU2068120C1 |
Гидравлический рулевой механизм транспортного средства | 1980 |
|
SU1022653A3 |
Поворотный золотниковый гидрораспределитель | 1980 |
|
SU1090269A3 |
1/г.2
.
Клапанный регулятор для паровозов | 1919 |
|
SU103A1 |
Способ очищения сернокислого глинозема от железа | 1920 |
|
SU47A1 |
Авторы
Даты
1985-12-23—Публикация
1981-03-26—Подача