f
Изобретение относится к ма1лино- строению и может быть использовано в различных узлах трения машин-и .механизмов с жидкостной смазкой, особенно при высоких скоростях скольжения.
Целью изобретения является повышение несущей способности подшипника.
На фиг. 1 - показана втулка подшипника скольжении; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг,. Ij на фиг.З - сечение Б-Б на фигЛ на фиг, 4 - се чение В-В на фиг „I; на фиг, 5 - схе; ма смазки подшипника с микроканав- кой о
Подшипник скольжения содержит втулку 1, на поверхности которой вЫ полнена -система непрерывных микроканавок 2 шириной Ь , имеющих глуби ну, уменьшающуюся от середины втул 1Ш 1 h, к концам И, и расположенных под переменным равномерно изменяющимся углом об к оси втулки, прИ чем в середине втулки канавки парал лельны оси (X., , а на концах втулки перпендикулярны ее оси oi j , В середине втулки выполнена кольцевая канавка 3 с отверстиями 4 для подачи смазки.
Подшипник работает следующем об разом.
Смазка из кольцевой канавки 3 с помощью микроканавок 2 распределяется по поверхности втулки 1 При этом угол Л наклона канавок к оси втулки в значительной мере влияет на расход смазки. На участках, расположенных около кольцевой канав-, ки 3, смазка хорошо распространяется на поверхности. С увеличением угла наклона М1кроканавок 3 распределение смаз1си по поверхности замедляется и при (х; j . 90 дальнейшее распределение смазки по рабочей поверхности затруднено, так как в этом случае гдакроканавки играют роль гидродинамического радиаль ного уплотнения. Таким образом, в зазоре между втулкой и цапфой вала 5 образуется масшяный слой тол- Ь с с меняюш ейся величиной давления и повьш енной несущей способностью.
Изменение давления в смазочном 55и для конфузорного участка
слое в зависимости от глубины hk мик-.
роканавок можно определить следую- dP Ь/u-V- об
щим расчетом.dx h ((Х. Ь/2-о.
032552
На фиг.6 приведена схема смазки поверхности втулки,, на которой имеется смазочная . канавка и цапфы вала 1„ Так как ширина канавки -fe
5 имеет величину значительно меньшую по сравнению с образующей рабочей поверхности втулки, участки втулки 1 и вала 5 представлены в виде прямых. Поверхность вала 5 движется со ско-
SO ростью V параллельно поверхности втулки 1 , Оси координс1Т фиксированы относительно поверхности втулки 1. Заменив дуги, образуюпсие сечение поверхности канавки, хордами, рас15 смотрим течение смазки на диффузор- ном и конфузорном участках, образованных поверхностями: микроканав- ки 2 вала 5. Давление р в смазочном слое между гладкими поверхностями
20 примем равным 0. .Давление во всех :остальных точках микроканавки 2 неизвестно. В связи с малой протяженностью сечения микроканавки 2 в направлении скольжения принимаем, что 25 , I ll - динамический коэффициент вязкости смазки и Я - плотность смазки постоянны.
На диффузорном участке при толсщна смазочного слоя h hj. (l
30 -о . х) на конфузорном участке при b/2s xib толщина смазочного слоя li
НД1 + 2ос oi x),.
где л 2h ;/b h - коэффициент, характеризующий наклон поверхности микроканавки 3,
Уравнение течения смазки в тонком слое
iL.
dxl |U dx I dx
40 ..Интегрируя это уравнение, найдем изменение давления смазки вдоль оси X
dp 6 V / р,-Ь, -
35
45
d)
(p.h
При постоянной плотности смазки последнее уравнение с учетом двух приведенных условий для диффузор- ного участка смазочной щели запишется
JP e/U V Oi. х,-х
dx . he (-Oi xf
Устанавливаем граничные услови
при у О V, V,; Vy 0 при ц h V, О, Vy О при х 0. Р 0
Интегрируя уравнения для обоих участков смазочной щели, получаем для диффузорного участка при -| Ь ..Ь
t 4 М
б/ц.у
ьГ
, -2- +
l4ot x 2 (i+.ot x) 2
3 :
ДЛЯ конфузорного участка при -г- « b
Р:
А-А
2 Фиг. 2
32554
Результаты расчетов по приведенным формулам для масляных канавок различной глубины h при прочих равных условиях показывают, что с 5 увеличением глубины Ь микроканавки 3 падение давления в слое смаз- J ки увеличивается (следовательно, несущая способность повышается) .
10
:
15
Таким образом, выполняя на ра бочей поверхности подшипника систему смазочных микроканавок, одновременно изменяющих угол наклона к оси втулки от й| О до oij 90 и глубину канавки 3 от h, до hj , можно в значительной мере повысить несущую способность подшипника (до 1,5 - 2,0 раза).
ff-ff
Фиг,
. Pacfo8 маеав t м
30 15
го tf to
1530 tS во75
Ф. 5
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Пневматическое уплотнение шпинделя | 1985 |
|
SU1295116A1 |
Опора скольжения реверсивного вала | 1986 |
|
SU1395861A1 |
Опорный подшипник скольжения | 1991 |
|
SU1791631A1 |
ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 2008 |
|
RU2370679C1 |
Опорный подшипник скольжения | 1990 |
|
SU1739098A1 |
Способ обработки поверхности трения | 1987 |
|
SU1521569A1 |
ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 2009 |
|
RU2422689C1 |
Манжетное уплотнение и способ его изготовления | 1981 |
|
SU976169A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАССЛОЕННОГО ТЕЧЕНИЯ ЖИДКОСТИ В МИКРО- И МИНИКАНАЛАХ | 2022 |
|
RU2796381C1 |
Пневматическое уплотнение шпинделя | 1989 |
|
SU1651001A1 |
Редактор А.Ворович
Составитель Б.Моисеева Техред М.Пароцай
8398/38 Тираж 811. Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ПГШ Патент, г.Ужгород, ул.Проектная, 4
Корректор, г, Реше тник
РАКЕТНЫЙ РАЗГОННЫЙ БЛОК | 2001 |
|
RU2205138C2 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-01-07—Публикация
1984-02-22—Подача