Изобретение относится к судостроению и касается конструирования движителей, использующих энергию морских волн.
Цель изобретения создание тяги за счет реактивной струи нри использовании энергии морских волн.
На фиг. схематично изображен судовой волновой движитель, общий вид; на фиг. 2 - - то же, .момент, когда волна подняла корму; на фиг. 3 ----- то же, момент когда во;1на опустила корму; на фиг. 4 - - то же, вид сверху; на фиг. 5 - кормов-ая часть судового волнового движителя, вид сбоку.
Судовой волновой движитель состоит из носовой 1 и кормовой 2 частей корпуса, сое- ди11е1нП)х частично, что позво;1яет кормовой части 2 (корме) производить колебательные движения в вертикальной плоскости, отно сительно носовой части 1. Между носовой ) и кормовой 2 частями образуется клиновидный зазор 3, который со стороны бортов и снизу закрыт кожухом 4. Кожух 4 внизу содержит носовой обратный кланан 5, который имеет возможность отклоняться внутрь зазора 3 и открывать внускное отверстие 6 нри движении кормовой части 2 корпуса вверх. К кормовой части 2 корнуса снизу пшрнирно крепится кормовой обратный кланан 7, который нри движении кормовой части 2 корнуса вниз, отклоняется и открывает выпускное отверстие 8. В кор.мовой части 2 корпуса внизу по бортам установлены n.-iaa- никовые движители 9. На оси нлавниковых движителей 9 с внен1ней стороны прикрен- лены кривощжнз 10. К кривощинам 10 с возможностью неремещения по оси и развор01 а в горизонтальной и вертикальной плоскос;- тях присоединены Н1атуны П. Перемещение п атунов 11 по своей оси ограничивают предохранительные нружины 12. Шатуны 11 передним концом соединены с ползунами 13., установленны.ми с возможностью перемеп1е- ния но нанравляюн;им 14 с помощью нриво- да, состоящего из винтового вала 15 со нггур- валом 16 и гайки 17, соединенной с ползуном 13. Нри этом длина шатунов 11 может регулироваться с номощью привода, сос- тоянхего из вала 18 со штурвалом 19 и зубчатой передачи 20. С целью аккумуляции энергии волн во время стоянки наверху носовой части 1 закренлена гребенка 21, которая входит в зацег1ление с щестерней 22, сидящей на валу электрогенератора 23, установленного ta кормовой части 2 корпуса. Во время колебания кормовой части 2 гребенка 21 вращает электрогенератор 23. На стоянке судна носовой обратный 5 и кормовой обратный 7 клапаны нри помоп и i-ii6- ких тяг (не показаны) устанавливаются в горизонтальное ноложение для создания нулевой тяги.
Судовой волновой движитель работает следующим образом.
Нри набегании волны кормовая часть 2 корпуса поднимается, поворачиваясь на щарнире относительно носовой части 1. При этом клиновидный зазор увеличивается. Вода поворачивает носовой обратный клапан 5 и через впускное отверстие заполняет клиновидный зазор 3. Кормовой обратный клапан 7 в этот момент перекрывает выпускное отверстие 8. Нри опускании кормовой части 2 корпуса во внадину волны клиновидный зазор 3 уменьщается и вода из него, открыв кормовой обратный клапан 7, выталкивается через BbiiiycKHoe отверстие 8, создавая реактивную силу. Носовой обратный кланан 5 в этот момент перекрывает
впускное отверстие 6.
Плавниковые движители 9 работают следующим образом. При опускании кормовой части 2 корпуса нштуны 11, упираясь в ползун 13 и носовую часть 1 корпуса, за кривошип 10 поворачивают нлавниковые движители 9 внутрь - происходит гребок. Нри подъеме кормовой части 2 щатунЕ) 11 за крнвоншны 10 поворачивают плавниковые движители 9 наружу - нроисходит следуюИЛИЙ гребок. Для того, чтобы изменить тягу плавникового движителя нужно вал 15 Н1турвалом 16 повернуть в ту или другую сторону. Вращение передается через гайки 17 ползунам 13. Нри опускании нолзу- нов 13 вниз щатуны 11 передними конца.ми
также онускаются вниз. Такое положение ща- тунов 11 вызывает более энергичные движения нлавниковых движителей 9 и наоборот п(л,ъем ползунов 13 уменьщает амплитуду колебаний плавниковых движителей 9. Для того, чтобы повернуть судно в ту или дру1 ую сторону, нужно вал 18 управления щтур- валом 19 поворачивать в соответствующую сторону. Вал 18 посредством зубчатой передачи 20 удлиняет или укорачивает щатуны 11, изменяя направление вектора тяги
плавниковых движителей 9. Регулирование амплитуды колебания кормовой части 2 по отнощению к носовой части 1 корпуса осуществляется гибким тросом 24, который при необходимости может притянуть кормовую часть 2 к носовой части 1 - исключить колебания. При спокойном море судно может двигаться при помощи гребного винта 25, а плав}гиковые движители в этом случае играют роль рулей. При необходимости для движения судна могут использоваться одповременно нлавниковые движители и гребной винт. Во время стоянки судна нри волнении моря клапаны 5 и 7 устанавливаются в горизонтальное положение, тем са.мым впускпое и BtiHiycKHoe отверстия остаются открытыми. В таком положении клапанов
реактивная тяга равна нулю. Клапаны 5 и 7 открываются в случае использования всей энергии волны на привод плавниковых движителей 9. Это необходимо при крутых поворотах судна во время маневрирования. При штилевом море клапаны 5 и 7 не работают и чтобы уменьшить сопротивление во время движения судна, клапаны устанавливаются в горизонтальное положение.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СУДНО, ПИТАЕМОЕ И ДВИЖИМОЕ ЭНЕРГИЕЙ КАЧКИ СВОЕГО КОРПУСА | 2006 |
|
RU2365520C2 |
Судовой волновой движитель | 1982 |
|
SU1093621A1 |
Волноход Тарасова | 1980 |
|
SU962097A1 |
Кормовая оконечность стабилизированного для штормового плавания корабля | 2015 |
|
RU2607135C2 |
ВОЛНОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ-ДВИЖИТЕЛЬ | 1998 |
|
RU2143377C1 |
КАЧЕХОД И КАЧЕПРИВОДНОЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 2008 |
|
RU2392177C1 |
МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬ - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО | 2015 |
|
RU2603818C1 |
Волновая силовая установка плавсредства, преимущественно морского буксира | 1979 |
|
SU895808A1 |
Волновой движитель многокорпусного судна | 2020 |
|
RU2736552C1 |
ПОПЛАВКОВОЕ СУДНО | 1993 |
|
RU2065370C1 |
Фиг. 5
ЕМКОСТЬ ДЛЯ СТОКОВ | 2007 |
|
RU2364535C2 |
Ударно-долбежная врубовая машина | 1921 |
|
SU115A1 |
Авторы
Даты
1986-01-15—Публикация
1983-04-15—Подача