Система комбинированного управления муфтой сцепления,тормозком первичного вала коробки передач и устройством блокировки переключения коробки передач транспортного средства Советский патент 1986 года по МПК B60K41/22 

Описание патента на изобретение SU1209476A1

1

1209476

Изобретение относится к коробкам перемены передач транспортных средств, например зерноуборочных комбайнов, в которых переключение передачи осуществляется после остановки движения комбайна.

Цель изобретения - повышение надежности работы путем обеспечения возможности аварийного переключения передач на ходу.

На чертеже изображена кинематическая схема устройства автоматической блокировки коробкн перемены нередач транспортно1 о средства.

Устройство автоматической блокировки коробки перемены передач транспортного средства включает .механизм 1 блокировки самовыключения н естерен, механизм 2 блокировки безударного включения шестерен, тормозок 3 первичного вала 4, гидравлическую систему 5 управления муфтой 6 снен- ления, тормозком 3 нервичного вала 4, ме- ханиз.мом 1 блокировки самовыключения п естерен, управляемую педалью 7 выключения муфты 6 сцепления.

Гидравлическая систе.ма 5 унрав 1е1И1я включает 1 лавный цилиндр 8, соединенный с исг1о;ц|ительны.1 гидроцилиндром 9 механизма 1 блокировки самовыключения, гидро- цилиндро.м 10 муфты сценления б, гидроцилиндром 11 тор.мозка 2.

Механизм 1 блокировки самовыключения 1иестерен включает валик 12, ноднружинен- ный относительно крышки 13 пружиной 14.

Механизм 2 блокировки безударного включения HjecTepeH включает штоки 15 и 16 нереключерп1я передач, фиксаторы 17 и 18, запирающие элементы 19 и 20, валик 21 управления и пружину 22.

Тормозок 3 нервичного вала 4 включает стуницу 23 ведомых дисков 24, свободно установленную на цанфе 25, фрикционные накладки 26 на ведущем диске 27, установленном на первичном валу 4.

Ступица 23 поередетво.м тяги 28 и двуплечего рычага 29 через толкатель 30 кине- .матически связана с валико.м 21 управле- пия.

Для выбора люфтов служит оттяжная пружина 31.

Устройство автоматической блокировки коробки перемены передач транспортного с|: едства работает следующим образом.

Переключение передачи в обычных дорожных условиях происходит так. Водитель нажимает педаль 7 выключения муфты сцепления 6, при этом в процессе ее выключения в гидравлической системе 5 нарастает давление. Соотношение усилий пружин 22 и 14 выбрано таким образом, что при возрастании давления первым срабатывает гидро- ц.линдр 11 тормоза 3. При этом ведомые дис ки 24 смыкаются, фрикционные накладки 26 увлекают за собой ступицу 23 в направлении, указанно.м стрелкой. Последняя, пово

0

15

0

5

5

0

5

0

5

0

2

рачиваясь на нанфс 25 через тягу 28, двуплечий рычаг 29 и толкатель 30 сдвигает иа;1ик 21 управления внраво до упора в корпус.

Запирающие э.чемепты 19 и 20, смещаемые вверх валиком 2 управления, б. юкиру- ют П1ТОКИ 15 и 16 переключения, включение передачи с этого мо.мента становится невоз- .можным.

В эт(} вре.мя тормозок 3 первичного вала 4 выполняет свое основное назначение - продолжает останавливать его.

Ме.жду тем водитель все еще воздействует на педаль 7 и последним срабатывает гидроцилиндр 9 механизма 1 блокировки самовыключения, в результате чего валик 12 управления смепдается вниз до упора в крьпп- ку 13, сжимая пружину 14. С этог о мо.мента блокировка 1 самовыключения передач открыта, поскольку фиксаторы 17 и 18 разблокированы.

Пос. и по. пюй остано ки первичного вала 4 TopMO3K(j.M 3 исчезнет момент трения, удерживающий стут1ицу 23 в крайнем левом положении и no;i действием пружишз 22 система возвраигается в первоначальное но- ложение. При этом валик 21 унравле1п-1я смендается влево, открывая блокировку 2 безударного 1}ключения шестерен. Запирающие элементы 19 и 20 освобождают штоки 15 л 16 переключения, не препятствуя включению передачи.

После включения передачи отпускается педа.ль 7 сцеп.тения и давление в гидравлической системе 5 падает до йуля.

Под действием пружины 14 валик 12 воз- вран1,ается в первонача.тьное но. южение, б. юкируя фикеаторы 17 и 18, что исключает выключение передачи под нагрузкой.

При движении транспортного средства под уклон необходимо в целях безопасности перейти на 1н-1зшую передачу.

Предлагаемое устройство позволяет это сделать следующим образом. После отк;1ю- чения муфты 6 сцепления первичный вал 4 будет врап|.аться, приводимый в движение от колес транснортпого средства через коробку II с р е м е н )1 пер ед а ч.

Давление в гидравлической системе 5, BoruuiKUJee при выключении муфты 6 сцен- лепия, откроет блокировку 1 самовыключения шестерен, блокировка 2 безударного включения шестерен также будет открЕ)1та, . 1ьку включенной нсредаче соответствует перемещение одного из штоков 15 и 16, блокируюнхие элементы 19 и 20, утапливаясь в выточке валика 21 управления, занирают его.

Выключению нерсдачи ничто не нрепят- ствует, и ноеле нереведения рычага нере- к. 1ючения нередач (не ноказан) в нейтраль валик 21 управления перемен ается вправо, поскольку поворачивается ступица 23 за :чет освобождения двуплечего рычага 29

указанным валиком. С этого момента происходит торможение первичного вала 4, отключенного от коробки перемены передач и вращающегося по инерции. Блокировка 2 безударного включения передач при этом будет закрыта. После остановки первичного вала 4 блокировка 2 безударного включения передач открывается (валик 21 управления смещается влево), включение передачи с этого момента возможно независимо от того, движется транспортное средство или нет.

Повыщение надежности устройства автоматической блокировки происходит за счет того, что блокировка 2 безударного включения щестерен находится в разблокированном

состоянии, имеет отдельный привод и выполнена незави симой от блокировки 1 самовыключения шестерен.

Повын1ение надежности за счет исключения регулировок происходит потому, что детали, определяющие крайние положения блокировок (валик 21 управления и валик 12), выполнены с высокой точностью, (детали имеют .малые размеры), упоры также выполнены на точных корпусных деталях.

Детали находятся внутри корпуса в масляной ванне и не подвержены засорению и износу, поскольку элементы, опреде,ляюп1.ие точность блокировки (валики 21 и 12), не имеют шарниров.

12 Iff

2

Похожие патенты SU1209476A1

название год авторы номер документа
Устройство автоматической блокировки коробки перемены передач транспортного средства 1982
  • Ярмашев Юрий Николаевич
  • Шумаков Борис Викторович
  • Панов Анатолий Дмитриевич
  • Фрид Виталий Моисеевич
  • Дрожжин Владимир Кириллович
SU1063656A1
Система управления коробки передач 1987
  • Ивлиев Константин Константинович
  • Львовский Кива Яковлевич
  • Карлов Владимир Георгиевич
  • Румянцев Виктор Александрович
SU1438970A1
Устройство блокировки переключения передач транспортного средства (его варианты) 1982
  • Городецкий Константин Исаакович
  • Князькова Ольга Алексеевна
  • Халецкий Александр Борисович
SU1087377A1
Трансмиссия транспортного средства 1987
  • Голубчик Семен Фроимович
  • Зеликовский Леонид Михайлович
  • Коганзон Петр Израилевич
  • Макурин Виктор Андреевич
SU1521628A1
Система комбинированного управления муфтой сцепления,тормозком первичного вала коробки передач и устройство блокировки переключения передач транспортного средства 1983
  • Ярмашев Юрий Николаевич
  • Шумаков Борис Викторович
  • Панов Анатолий Дмитриевич
  • Фрид Виталий Моисеевич
SU1087378A1
Система комбинированного управления муфтой сцепления,тормозком первичного вала коробки передач и устройством блокировки переключения передач со штоками переключения передач 1981
  • Шаткус Дореан Иванович
  • Ярмашев Юрий Николаевич
  • Фрид Виталий Моисеевич
SU1028536A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ 2012
  • Рассоха Владимир Иванович
  • Исайчев Владимир Тимофеевич
RU2495301C1
Система переключения передач ступенчатой коробки передач транспортного средства 1984
  • Абдурахманов Абдулмумин Абдулкадырович
  • Савельев Геннадий Степанович
SU1276534A1
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОТРАНСПОРТНОМУ СРЕДСТВУ 2015
  • Исайчев Владимир Тимофеевич
RU2603702C1
ЧЕТЫРЁХСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ К АВТОБУСУ 2016
  • Исайчев Владимир Тимофеевич
RU2628349C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 209 476 A1

Реферат патента 1986 года Система комбинированного управления муфтой сцепления,тормозком первичного вала коробки передач и устройством блокировки переключения коробки передач транспортного средства

Формула изобретения SU 1 209 476 A1

Редактор В. Иванова Заказ 403/22

ВНИИПИ Государственного комитета СССР

по делам изобретении и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Филиал ППП «Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Составитель .Л. Барыков

Те.хред И. ВересКорректор И. Эрдейи

Тираж 648Подписное

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1986 года SU1209476A1

Система комбинированного управления муфтой сцепления,тормозком первичного вала коробки передач и устройством блокировки переключения передач со штоками переключения передач 1981
  • Шаткус Дореан Иванович
  • Ярмашев Юрий Николаевич
  • Фрид Виталий Моисеевич
SU1028536A1
Способ получения молочной кислоты 1922
  • Шапошников В.Н.
SU60A1

SU 1 209 476 A1

Авторы

Ярмашев Юрий Николаевич

Шумаков Борис Викторович

Панов Анатолий Дмитриевич

Фрид Виталий Моисеевич

Даты

1986-02-07Публикация

1983-11-16Подача