05 00 О СЛ
О5
1
Изобретение отГюситгя к коробкам перемены передач трянспортпых средств, например зерноуборочных комбайнов, в которых переключение передачи осуществляется после остановки движения комбайна.
Известно устройство автоматической б.поки)овки коробки перемены передач транспортно1о с|)едства, содержащее механизм блокировки самовыключения шесте)еп, связанный с недалью выключения муфты сцепления, силовой электроматннт мехаНизма блокировки безударного включения шестерен, электрически связанны-й-с электронной схемой управления, нормально разомкнутый выключатель в цепи питания электронной схем) и рычаг переключения передач 1.
Недостатком известного устройства является снижение безопасности управле зия транспортным средством, проявляющееся, в Невозможности в.1ключить (а следовательно, и включить дf)yгyю) передачу при ускоренном движении трансггортного средства под уклон или при движении в гору. При таком движении только переход на низшую передачу может ликвидировать ситуацию, расцениваемую в подобных случаях как аварийную. Причирюй .этого недостатка является воздйствие блокировки на первую фазу процесса переключения передачи - ее выключение, В этом случае, после отключения муфты сцепления (разъединения первичного вала коробки перемены передач с двигателем), вал продолжает вращаться, приводимый в движение колесами транспортного средства, блокировка управляемая электронной схемой, реагирует на вращение щестерен и при этом остается закрытой, переключение передачи невозможно.
Другой недостаток, вызванный совмещением блокировок самовь ключения и безударного включения и проявляющийся при движении транспортного средства в обычных условиях приводит к следующему. ПолНое выключение сцепления, а затем небольщая выдержка, необходимая для остановки вращающихся по инерции щестерен, вызывают открытие блокировки и поворот кулачка блокировки. Естественным проявлением со стороны оператора в этот момент является некоторое .ослабление усилия выключения сцепления. Это может вызвать частичное включение сцепления, муфту «ведет Электронная схема, реагируя на вращение шестерен, должна закрыть блокировку, но поверпувщийся кулачок мещает этому. Между тем оператор, выключив передачу, включает другую. Включение происходит беспрепятственно, поскольку блокировка остается открытой, но сопряжение вращаюишхся и неподвижных шестерен приводит к торцовому износу зубьев. Полное закрытие блокировки, невозможное при промежуточных положениях педали, произойдет только при
гк.1Л 10стьк) включенном CHeri.iennii, что являстся с;1сдствисм ззггимоз.чннсимпсти блоKHJJOBOK.
iiue одь:им недостатком является отказ механизма переключения передач, в случае неполадок в 5лсктркн--еской части системы блокировк -; (Bpj.xo.a из строя Bt iключателя, элект)омагнита, обрыв проводов пли ослабление крепления электрических клемм, отсутствие напряжения питания). В этом случае исклю1-;ае хи л.озможность вывода блокировки из заблокированного 1Юложения, и как следстиие - исключение возмо кнос:ти перек, юч1-иия передач, что создает угрозу аварийной ситуа ии. Причина этого недостатка Зоключается в нормально заблокированном положении механизма блокировки.
Следующим недостатком является необходимость- и.меть ) повышенных габарито-в, рассчитанный на больп1ее время работь, чем необходимо для безударного переключения передачи. Это объясняется тем, что после выполнения блокировкой своих функций обмотка электромапгита остается запитаипой.
Цель т13обретения - гювыше.чиё надежности путем обеспечения возможности аварийного переключения передач на ходу.
Поставленная цель достигается тем, чт(; в устройстве автоматической блокировки коробки перемены (гспедач транспортното средстгза, содержащем меха л из ч блокировки самовыключепня шестерен, связа(ный с педалью тзключения муфты сцепления, силовой электромагнит механизма блокировки безударного включений шестерен, электрически связанный с электронной схемой управления, нормально разомкнутый выключатель в цепи питания электронной схемы и рычаг переключения передач, ме.ханизм блокировки безударного включения шестерен включает в себя валик управления, один конец которого кинематически связн с рычагом переключения передач, а в другом выгюлпена выточка для взаимодейстнкя с выточкой ijiTOKa механизма б..:окировки, связанного с силовым электромагнитом, при этом в цепи питания электронной схемы установлел нормально замкнутый выключатель, кинематически связап1 ый с рычагом переключения передач.
На фиг. 1 изображена коробка перемены переда-;, оборудовалпчая предлагаемым устройством автоматической б.-юкировки при выключенной передаче к включенной муфте сцеплепия, разрез; ita фиг-. 2 припципнальная электрическая схема устройства автоматической блок1 раики с положением выключатетей на фиг. i.
Устройство автоматической блокировки коробки пере.мены г/ередач траьспортиого средства (фиг. ) зк,ючае механизм 1
6vioKnpoBK;-i самовык/ючеиия .кестерен, iiравляе.гую педаль 2 выключения муфты Л сцепления, элсктр(Я1ную схему 4, управляк;щую силовыми электромагнитом 5 механизма 6 блокировки безудэрього Г5ключе11ия шестерен, и рычаг 7 переключения . Тормозок 8 первичного нзала 9 управляется педалью 2 выключения муфты 3 сцепления. Электронная схема 4 связана с индуктивным датчиком 10 скорости вращения шестеtepHH 11 первичного вала 9 и запитана от источника 12 питания через нормально замкнутый выключатель 13, управляемый рычагом 7 переключения передач. Последовательно с указанным выключателем 13 в цепи находится нормально разомкнутый выключатель 14, срабатывающий при выключении муфты 3 сцепления. Электромагнит 5 связан со И1ТОКОМ 15 механизма блокировки, и.меющнм выточку 16. Валик 17 управления, кинематически связанный с рычагом 7 переключения передач; при переключении передачи (смешение и естерни Н) одновременно перемепдает 1пток 18, являющийся одной из деталей механизма блокировки самовыг:лючения. Валик 17 управления имеет выточку 19, совпадающую с выточкой 16 при выключенной передаче и разблокированном положении механиз . б блокировки безударного включения.
Механизм 1 блокировки самовыключения как и муфта 3 сцепления имеют гидравлический привод. Нормально разомкнутый выключатель 14 замыкается при повь1щении давления х идкости, сопровождающем вЪ1ключение педали 2 мусрты сцепления.
Устройство автоматической блокировки коробки пере.мйны передач работает следующим образом.
Перек.тючение передачи в обычных дорожных условиях происходит так. Водитель выжимает педаль 2 выключения муфты 3 сцеплениия, в результате чего муфта выключается, механизм I блокировки самовыключения разблокируется.
Рычйг 7 переключения передач переводится р нейтральное положение. о Поскольку педаль 2 выключения муфты сцепления остается выжатой, замкнут выключатель 14 (фиг. 1 и 2), а рычаг 7 переключения передач, переведенный в нейтраль, также замыкает выключатель 13. Как видно из фиг. 2, цепь питания электронной схемы 4 замкнута и индуктивный датчик 10 угловой скорости вращения шестерен, реагируя На враи1ающиеся по инерции шестерни отключенного первичного вала 9, включает механизм б блокировки безударного включения илестерен. Электромагнит 5 смещает шток 15 блокировки, запирая валик 17. управления своей цилиндрической частью. Сг ещение валика 17 управления при этом заблокировано, т.е. включение передачи невозмо.ж-но. После снижения частоты вращеьня не 1пич1 ого вала 9 до м;1кснмаль 1о д()1устимой з/1ектро1пи и( б/юк отключает электромагнит 5, с.мещая IHTOK 15, разблокир я ге.м самым механ1 зм 6 б.токировки без дарн(1го включе1игя. Во.аите.чь, перемещая ры-:аг 7 переключении r.:ri:- n4, пзключает передачу, без ударов вводя щестерни в задепление.
При движении транспортного средства под уклон необходимо в целях безонасности перейти на передачу. Предлагаемое устройство позволяет это сделать следуюИ1ИМ образом. После отключения муфты пер ччный вал 9 будет врац.1аться, приводимый в движение от колес транспортного средства через коробку перемены передач. Электронная схема 4 бездействует, поскольку передача не выключена и В151ключатель 13 разо.кнут. После , выключения передачи при за.мкнутой муфте 3 сцепления цепь питания электронной схемы 4 замкнется, 1еханизм 6 блокировки безударного включения сработает, предотвра1цая переключения передачи до остановки первичного вала 9. После остановки последнего тормоз чО 8 механизм 6 блокировки разблокируется независимо от того, движется машина или ос гнновлена, и включение передачи станет и :;можны.м.
Повын1ение надежности устройства авто.матической блокировки происход1;т за счет того, что механизм 6 блокировки безударного включения постоянно находится в разблокированном положении, т.е. таком положении, когда ее элементы не препятствуют переключению передачи. Если происходит обрыв провода, другие отказь: э. ектросхемы или с транспортного средства снят источник э.лектрического питания, положение блокировки не изменяется и не препятствует переключению передачи.
Нормально разомкнутый вь1ключатель 14, управляе.мый муфтой 3 сцепления, препятствует запитыванию электромагнита 5 при стоянках транспортного средства с вьн-:люченной передачей. Нормально за.мкнутый выключатель 14, управляемьп 1 рычаго.м 7 переключения передач, препятствует знпитыванию электромагнита 5 при включенной передаче, когда муфта 3 с1.; 11ления выжата. Поскольку выключатели регламентируют работу электромагнита в строго определенные моменты и в процессе движения транспортного средства он выключен, а при нейтральной передаче время его работы ограничено временем остарювки первичного вала тормозко.м, обеспечена меньшая тепловая напряженность силового электромагнита.
Технико-экономическая эффективность устройства заключается в пов|)1П1ении степени безопасности управления транспортным средством, повыгиении надежности работы авто.матической блокировки и механизма переключения.
JLA
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система комбинированного управления муфтой сцепления,тормозком первичного вала коробки передач и устройством блокировки переключения коробки передач транспортного средства | 1983 |
|
SU1209476A1 |
Трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1521628A1 |
Устройство управления трансмиссией транспортного средства | 1985 |
|
SU1468788A1 |
Система управления двигателя внутреннего сгорания транспортного средства | 1987 |
|
SU1537858A1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСМИССИЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2077997C1 |
Устройство блокировки переключения передач транспортного средства (его варианты) | 1982 |
|
SU1087377A1 |
БЛОКИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2229033C1 |
Устройство управления коробкой передач | 1984 |
|
SU1418100A1 |
Двухрежимная трансмиссия транспортного средства | 1989 |
|
SU1708669A1 |
ГИДРОПЕРЕДАЧА ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ | 2000 |
|
RU2185968C2 |
УСТРОЙСТВО АВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКИ КОРОБКИ ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержашее механизм блокировки самовыключения шестерен, связанный с педалью выключения муфты сцепления, силовой электромагнит механизма блокировки безударного включения шестерен, электрически связанный..с электронной схемой управлен|1Я, нормально разомкнутый выключатель в цепи питания электронной схемы и рыч :г переключения передач, отличающееся тем, что, с целью повышения надежное-, ти путем обеспечения возможности аварийного переключения передач на ходу, механизм блокировки безударного включения tuecTepeH включает в себя валик управления, один конец которого кинематически связан с рычагом 11ереключения передач, а в дру-. гом выполнена выточка для взаимодействия с выточкой штока механизма блокировки, связанного с силовым электромагнитом, Лри этом в цепи питания электронной схемы установлен нормально замкнутый выклюQ чатель, кинематически связанный с рычаS гом переключения передач. (Л
r
12
/
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
УСТРОЙСТВО для АВТОМАТИЧЕСКОЙ БЛОКИРОВКИ КОРОБКИ ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ | 0 |
|
SU264175A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1983-12-30—Публикация
1982-08-18—Подача