1
Изобретение относится к транс- портным средствам, в частности к устройствам для определения изменения условий движения транспортного средства.
Цель изобретения - повышение безопасности движения путем определения максимально допустимой скорости движения на повороте.
На фиг.1 дана принципиальная схема устройства, с помощью которог фиксируется критическая скорость по опрокидьшанию; на фиг.2 - схема движения автомобиля на повороте.
Определение аварийной ситуации транспортного средства по опрокидыванию на повороте осуществляется следующим образом.
При движении по кривой или йа повороте на пульте управления транспортного средства фиксируют линейную скорость движения на спидометре и критическую скорость по опрокидьюанию на приборе, который содержит тахогенератор 1, кинематически связанный с правым колесом, а тахогенератор 2-е левым, мост сопротивлений 3, вольтметр 4, включенный в одну из диагоналей моста, и ижалу критических скоростей, расположенную на шкале 5 вольтметра.
При определении критической скорости по опрокидыванию учитьшают что при заданньк для данного автомобиля постоянных величинах ширины В колеи и высоты центра тяжести h ( фиг.2) каждой критической скорости соответствует один радиус R поворота. Его можно определить из формулы подсчета критической скорости VHP. , если задаться величиной VKP.
3,6§F,
V,
кр.
Дальнейший расчет ведут, исходя из схемы движения автомобиля на повороте (фиг.2).
Дифференциал обеспечивает увеличение угловой скорости внешнего к центру О поворота колеса (соответственно линейной скорости VH) и уменьшение внутренней к центру поворота колеса угловой (А) и линейной V скоростей в пределах, соответ- .ствующих качению ведуп(их колес без скольжения. Скорость середины заднего моста равна
09487
V ;J.R,)
а линейные скорости колес на повороте равны
Vt, bJ (R + 0,5 В); (2) Vf, u) (R - 0,5 В), (3)
где uJ - угловая скорость вращения автомобиля при движении по криволинейной траектории с радиусом R , которая определяется из зависимости (1)
10
oJM
JLi/
-IПодставив величину cj в (2) и (3), определяют VH и Vjz,, а по ним - значения искомых угловых скоростей вращения наружных и внутренних к центру поворота колес
v oJ, Yt ,
k где 1 - радиус качения колеса.
Затем определяют разновидность угловых скоростей (uj - uJfe)- Поскольку напряжения тахогенераторов пропорциональны сОц и oJf, , вольтметр в мостике сопротивлений покажет напряжение, пропорциональное разности (uJi jJ6) При движении по прямой разность (uJn -cJfc) О, а на повороте, чем больше (ij , тем больше отклонение стрелки вольтметра от вертикали, т. е. нулевого значения.
Следовательно задаются последовательно значениями критических скоростей V , , УЗ и т.д., а по ним определяют радиусы поворота , Rj,, Кэ и т.д. Затем подсчитьшают uJn , jjg и разность ( при V , Vj, УЗ, ..., У. Каждой разности (uJn-uJgj соответствует напряжение L/ , фиксируемое вольтметром. Имея на шкале вольтметра значения напряжений U , Uj, УЗ, ..., Uf,, наносят против них критические скорости, построив шкалу критических скоростей У , Если скорость УС„ спидометра совпадает со скоростью, которую показьшает стрелка вольтметра, то это означает, что достигнута опасная критическая скорость и следует уменьшить скорость на повороте. Если же скорости не совпадают, то / водитель видит, какой запас остается, что способствует правильному выбору скорости для одновременного обеспечения безопасности и максимальной скорости, а следовательно, и производительности автомобиля.
УН
5
/
О
л
S:
Фиг. 2
Составитель В.Калмыков Редактор В.Иванова Техред М.Надь Корректор Г.Решетник
441/23
Тираж 648Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал 1ШП Патент, г.Ужгород, ул.Проектная,-f
Способ автоматической блокировки дифференциала ведущего моста колесной машины | 1975 |
|
SU544571A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1986-02-07—Публикация
1983-01-27—Подача