f
1219845.
10
15
Изобретение относится к турбома- шиностроению, в частности к упорным подшипникам паровых и газовых турбин и турбокомпрессоров.
Цель изобретения - повышение эфективности работыупорного подшипника индивидуальным подводом масла в коодку, упрощение его конструкции иулучение технологичности изготовления.
На фиг. 1 показан упорный подшип-- ник, продольный разрез; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.З - се- чеиие Б-Б на фиг.2.
Упорный подшипник турбомашины содержит корпус 1, в котором расположены .упорные колодки 2 и 3, установленные соответственно на подкладных кольцах А и 5. Средства для индивиду- ального подвода и слива смазки (масла) вьтолнены в виде смежно расположенных камер 6 и 7 индивидуального подвода и слива смазки зацело из тела 8 колодок 2 и 3 и размещены между колодками 2 и 3 и упориым диском 9 в межколодочном пространстве 10 с центральным углом П подшипника. Камеры 6 и 7 подвода и слива смазки разделены перегородкой 12 и ограничены соответственно стенками 13 по наружному диаметру 14 колодок 2 и 3 ЗО и стенками 15 по внутреннему диаметру 16 колодок 2 и 3.
.Упорный диск 9 ротора 17 с направлением вращения по стрелке 18 ограничивает камеры 6 подвода смазки в колодки 2 и 3 и камеры 7 слива смазки из колодок 2 и 3 по высоте 19. Между ротором (валом) 17 и колодками 2 и 3 имеется кольцевое пространство 20 ля подвода свежей смазки по каналам 21 и кольцевьт протокам 22 корпуса, а между корпусом 1 и колодками 2 и 3 по их наружному диаметру 14 образовано сливное кольцевое пространство 23 (каналы для вывода масла из подшипни- 45 ка условно не показаны). Колодки 2 3 имеют ширину 24 и установлены с заданным осевым зазором 25 относительно упорного диска 9.
При работе упорного подшипника 50 вежаЯ смазка под давлением из кольевого пространства 20 поступает в амеры 6 подвода. При этом стенка 15 репятствует проходу смазки в камеру
20
25
35
40
Так как камера слива 7 связана с колодкой 3, температура масла слива в этой камере 7 может служить критерием для контроля работоспособности подпгипника и по показанию термометра сопротивления, установленного в этой камере 7 (не показан) , можно предотвратить аварийные режимы ра-
7 слива, а стенка 13 перек1 1вает сво- боты поцпатнкка, что упрощает конструк- бодный проток свежей смазки в слив- цию защитных средств турбомашины, функ- ,.ное пространство 23. Под действием ционирующих в зависимости от величины насосного эффекта упорного диска 9 температуры элементов подшипника.
смазка нагнетается в камеру 6 подвода и по всей ширине 24 колодок 2 и 3, и входит в зазор 25, образуя несущий масляный клин. Дополнительное количество смазки входит в клин по внутреннему диаметру 16 колодок 2 и 3. Вследствие малой величины проходного (живого) сечения масляного клина в направлении движения смазки расход ее получается минимальным. Отработанная в клине смазка сливается в камеру 7 слива и в сливное пространство 23 и эвакуируется из корпуса 1 упорного подшипника. Насосный эффект упорного диска 9 способствует при этом быстрому отводу отработанного масла (смазки) из камеры 7 слива, создавая в этой камере тенденцию к пониженному давлению. Через зазор 25
между перегородкой 12 и упорным диском 9 часть смазки перетекает из камеры 6 подвода в камеру 7 слива навстречу нагретому слою смазки, переносимому упорным диском 9 из предвдущей колодки 2 или 3, нейтрализуя путем эффективного теплосъема вредное вл ияние отработанного горячего масла на работу следующей колодки 2 или 3.
Вследствие того, что масло упорным диском 9 нагнетается в камеру 6 подвода, в ней гарантируется постоянное раличие масляной ванны в той зоне, где она необходима, при этом обеспечивается образование устойчивого масляного клина по всей рабочей поверхности колодок 2 и 3 и осесим- метричность работы колодок 2 и 3 относительно упорного диска 9 ротора. 17 по гидродинамическим параметрам. В то же время вследствие того, что масляна я ванна занимает лишь около половины объема пространства, окружающего упорный диск 9, существенно уменьшаются механические потери в упорном подшипнике за счет снижения доли дисковых потерь..
Так как камера слива 7 связана с колодкой 3, температура масла слива в этой камере 7 может служить критерием для контроля работоспособности подпгипника и по показанию термометра сопротивления, установленного в этой камере 7 (не показан) , можно предотвратить аварийные режимы ра-
боты поцпатнкка, что упрощает конструк цию защитных средств турбомашины, функ ционирующих в зависимости от величины температуры элементов подшипника.
/3
14
п
/3
.З ВНИИПИ Заказ 1309/46 Тираж 777 Подписное
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Упорный подшипник турбомашины | 1985 |
|
SU1383024A2 |
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ВАЛА ТУРБОМАШИНЫ | 2005 |
|
RU2282067C1 |
Упорный подшипник турбомашины | 1987 |
|
SU1434158A1 |
Опорно-упорный подшипник скольжения | 1973 |
|
SU796503A1 |
СЕГМЕНТНАЯ СОСТАВНАЯ КОЛОДКА | 1973 |
|
SU364772A1 |
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ | 1972 |
|
SU338698A1 |
Способ регулирования осевогоуСилия B ТуРбОМАшиНЕ | 1979 |
|
SU806884A1 |
СПОСОБ ВЫРАВНИВАНИЯ ОСЕВЫХ НАГРУЗОК ПО НЕСУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ УПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ И УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2014 |
|
RU2578938C2 |
Способ регулирования осевого усилия в турбомашине | 1971 |
|
SU469815A1 |
РЕВЕРСИВНЫЙ УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2019 |
|
RU2722222C1 |
Паровые и газовые турбины: Атлас конструкций./ Под ред | |||
Кантора С.А | |||
Л.: Машиностроение, 1970, с | |||
Транспортер для перевозки товарных вагонов по трамвайным путям | 1919 |
|
SU102A1 |
Сережкина Л.П., Зарецкий Б.И | |||
ТКАЦКИЙ СТАНОК | 1920 |
|
SU300A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
С.М.Кирова, 1977, №10667, с | |||
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов | 1921 |
|
SU7A1 |
Авторы
Даты
1986-03-23—Публикация
1985-01-10—Подача