Упорный подшипник турбомашины Советский патент 1986 года по МПК F16C17/06 F01D25/16 

Описание патента на изобретение SU1219845A1

f

1219845.

10

15

Изобретение относится к турбома- шиностроению, в частности к упорным подшипникам паровых и газовых турбин и турбокомпрессоров.

Цель изобретения - повышение эфективности работыупорного подшипника индивидуальным подводом масла в коодку, упрощение его конструкции иулучение технологичности изготовления.

На фиг. 1 показан упорный подшип-- ник, продольный разрез; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.З - се- чеиие Б-Б на фиг.2.

Упорный подшипник турбомашины содержит корпус 1, в котором расположены .упорные колодки 2 и 3, установленные соответственно на подкладных кольцах А и 5. Средства для индивиду- ального подвода и слива смазки (масла) вьтолнены в виде смежно расположенных камер 6 и 7 индивидуального подвода и слива смазки зацело из тела 8 колодок 2 и 3 и размещены между колодками 2 и 3 и упориым диском 9 в межколодочном пространстве 10 с центральным углом П подшипника. Камеры 6 и 7 подвода и слива смазки разделены перегородкой 12 и ограничены соответственно стенками 13 по наружному диаметру 14 колодок 2 и 3 ЗО и стенками 15 по внутреннему диаметру 16 колодок 2 и 3.

.Упорный диск 9 ротора 17 с направлением вращения по стрелке 18 ограничивает камеры 6 подвода смазки в колодки 2 и 3 и камеры 7 слива смазки из колодок 2 и 3 по высоте 19. Между ротором (валом) 17 и колодками 2 и 3 имеется кольцевое пространство 20 ля подвода свежей смазки по каналам 21 и кольцевьт протокам 22 корпуса, а между корпусом 1 и колодками 2 и 3 по их наружному диаметру 14 образовано сливное кольцевое пространство 23 (каналы для вывода масла из подшипни- 45 ка условно не показаны). Колодки 2 3 имеют ширину 24 и установлены с заданным осевым зазором 25 относительно упорного диска 9.

При работе упорного подшипника 50 вежаЯ смазка под давлением из кольевого пространства 20 поступает в амеры 6 подвода. При этом стенка 15 репятствует проходу смазки в камеру

20

25

35

40

Так как камера слива 7 связана с колодкой 3, температура масла слива в этой камере 7 может служить критерием для контроля работоспособности подпгипника и по показанию термометра сопротивления, установленного в этой камере 7 (не показан) , можно предотвратить аварийные режимы ра-

7 слива, а стенка 13 перек1 1вает сво- боты поцпатнкка, что упрощает конструк- бодный проток свежей смазки в слив- цию защитных средств турбомашины, функ- ,.ное пространство 23. Под действием ционирующих в зависимости от величины насосного эффекта упорного диска 9 температуры элементов подшипника.

смазка нагнетается в камеру 6 подвода и по всей ширине 24 колодок 2 и 3, и входит в зазор 25, образуя несущий масляный клин. Дополнительное количество смазки входит в клин по внутреннему диаметру 16 колодок 2 и 3. Вследствие малой величины проходного (живого) сечения масляного клина в направлении движения смазки расход ее получается минимальным. Отработанная в клине смазка сливается в камеру 7 слива и в сливное пространство 23 и эвакуируется из корпуса 1 упорного подшипника. Насосный эффект упорного диска 9 способствует при этом быстрому отводу отработанного масла (смазки) из камеры 7 слива, создавая в этой камере тенденцию к пониженному давлению. Через зазор 25

между перегородкой 12 и упорным диском 9 часть смазки перетекает из камеры 6 подвода в камеру 7 слива навстречу нагретому слою смазки, переносимому упорным диском 9 из предвдущей колодки 2 или 3, нейтрализуя путем эффективного теплосъема вредное вл ияние отработанного горячего масла на работу следующей колодки 2 или 3.

Вследствие того, что масло упорным диском 9 нагнетается в камеру 6 подвода, в ней гарантируется постоянное раличие масляной ванны в той зоне, где она необходима, при этом обеспечивается образование устойчивого масляного клина по всей рабочей поверхности колодок 2 и 3 и осесим- метричность работы колодок 2 и 3 относительно упорного диска 9 ротора. 17 по гидродинамическим параметрам. В то же время вследствие того, что масляна я ванна занимает лишь около половины объема пространства, окружающего упорный диск 9, существенно уменьшаются механические потери в упорном подшипнике за счет снижения доли дисковых потерь..

Так как камера слива 7 связана с колодкой 3, температура масла слива в этой камере 7 может служить критерием для контроля работоспособности подпгипника и по показанию термометра сопротивления, установленного в этой камере 7 (не показан) , можно предотвратить аварийные режимы ра-

боты поцпатнкка, что упрощает конструк цию защитных средств турбомашины, функ ционирующих в зависимости от величины температуры элементов подшипника.

/3

14

п

/3

.З ВНИИПИ Заказ 1309/46 Тираж 777 Подписное

Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Похожие патенты SU1219845A1

название год авторы номер документа
Упорный подшипник турбомашины 1985
  • Муратов Ханафи Ибрагимович
  • Кондратов Владимир Николаевич
  • Кринский Арнольд Александрович
  • Бойнович Анатолий Донович
SU1383024A2
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ ВАЛА ТУРБОМАШИНЫ 2005
  • Лисянский Александр Степанович
  • Егоров Николай Павлович
  • Спиридонов Александр Федорович
  • Шкляров Михаил Иванович
  • Сухоруков Евгений Михайлович
  • Митин Виктор Никитич
  • Чупрова Лия Израйлевна
  • Егоров Виталий Николаевич
RU2282067C1
Упорный подшипник турбомашины 1987
  • Бойнович Анатолий Донович
  • Муратов Ханафи Ибрагимович
  • Темиров Анатолий Магомедович
  • Филаретов Владимир Павлович
SU1434158A1
Опорно-упорный подшипник скольжения 1973
  • Титов Владимир Семенович
SU796503A1
СЕГМЕНТНАЯ СОСТАВНАЯ КОЛОДКА 1973
  • М. Г. Вишнивецкий, Е. И. Зарецкий И. Д. Усачев
SU364772A1
ОПОРНО-УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ 1972
SU338698A1
Способ регулирования осевогоуСилия B ТуРбОМАшиНЕ 1979
  • Балах Владимир Яковлевич
SU806884A1
СПОСОБ ВЫРАВНИВАНИЯ ОСЕВЫХ НАГРУЗОК ПО НЕСУЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ УПОРНЫХ ПОДШИПНИКОВ И УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2014
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Сутормина Виктория Николаевна
  • Носова Оксана Анатольевна
RU2578938C2
Способ регулирования осевого усилия в турбомашине 1971
  • Архипов Владимир Викторович
  • Варшавский Алексей Александрович
  • Герасимов Борис Яковлевич
  • Капланский Аркадий Фридманович
  • Коренблит Изя Яковлевич
SU469815A1
РЕВЕРСИВНЫЙ УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2019
  • Марцинковский Василий Сигизмундович
  • Прокопенко Андрей Алексеевич
  • Любченко Константин Юрьевич
  • Лазаренко Андрей Дмитриевич
RU2722222C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 219 845 A1

Реферат патента 1986 года Упорный подшипник турбомашины

Формула изобретения SU 1 219 845 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1986 года SU1219845A1

Паровые и газовые турбины: Атлас конструкций./ Под ред
Кантора С.А
Л.: Машиностроение, 1970, с
Транспортер для перевозки товарных вагонов по трамвайным путям 1919
  • Калашников Н.А.
SU102A1
Сережкина Л.П., Зарецкий Б.И
ТКАЦКИЙ СТАНОК 1920
  • Шеварев В.В.
SU300A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
С.М.Кирова, 1977, №10667, с
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Способ восстановления хромовой кислоты, в частности для получения хромовых квасцов 1921
  • Ланговой С.П.
  • Рейзнек А.Р.
SU7A1

SU 1 219 845 A1

Авторы

Архипов Владимир Викторович

Муратов Ханафи Ибрагимович

Саранцев Кир Борисович

Филаретов Владимир Павлович

Даты

1986-03-23Публикация

1985-01-10Подача