Изобретение относится к транспортной технике, а именно - к устройствам автоматического управления фрикционными элементами трансмиссии транспортных средств. Цель изобретения - повышение эффективности работы устройства путем обеспечения более точной настройки датчиков. На фиг. 1 дана принципиальная гидравлическая схема устройства; на фиг. 2 - вид А на фиг. .
Устройство содержит источник 1 давления рабочей жидкости, соединенный с гидроцилиндрами фрикционных муфт 2 и 3 через клапан 4 переключения фрикционных элементов, установленных в едином корпусе 5 с прикрепленным к нему кожухом 6. Клапан 4 содерж. Т 7 с полостями 8 - 14 и размещенным в нем золотником 15, а также - управляющие камеры 16 и 17 с поршнями 8 и 19, находящимися под воздействием давлений датчика 20 нагрузки двигателя и датчика 21 скорости транспортного средства. Между камерой 6 и корпусом 7 размещена перегородка 22, в которой подвижно установле.ч Ш гифт 23, контактирующий с 1Н)рш11ем 8 и золотником 15.
Датчик 20 нагрузки двигателя содержит корпус 24, в котором размещен подпружиненный aojiijTHHK 25, находящийся под воздействием зажимного элемента 2В, связанного через планку 27 с поворотным рычагом 28, имеюпхим привод от педали управления подачей топлива к двигателю (не показан). Планка 27 подвижно установлена на прикрепленном к корпусу 24 щтифте 29, ось которого параллельна оси нажимного элемента 26. В планке 27 соосно нажимному элементу 26 выполнено резьбовое отверстие, в котором установлен ви1гг 30 для регулировки осевого положения нажимного элемента 26 датчика 20. В нижней части планки 27 выполнена прорезь 31 и резьбовое отверстие 32 для фиксации осевого положения нажимного элемента 26 с помощью стопора 33.
Датчик 21 скорости выполнен в виде трубки Пито 34, установленной на валу 35, поворачивающимся в опоре 36 неподвижного корпуса 37, ось которой смещана относительно центра вращения оси 38 корпуса 5 фрикционных муфт 2 и 3.
Входной наконечник 39 трубки Пито 34 расположен в кожухе 6, заполненном рабочей жидкостью, а с валом 35 жестко связан рычаг 40, щарнирно связанный серьгой 41 с резьбовой тягой 42. Рычаг 40 снабжен оттяжной пружиной 43, один конец которой закреплен в выполненном в рычаге 40 отверстии 44, а другой - в выступе 45 неподвижного корпуса 37. Свободный конец 46 резьбовой тяги 42 снабжен регулировочной гайкой 47, контактируюп;ей с упором 48, ж стко связанным с неподвижным корпусом 37 и заглущенным крыщкой 49. Источник 1 давления рабочей жидкости каналом 50 сообщен с полостью 12 корпуса 7
клапана 4 переключения фрикционных элементов и далее каналом 51 с полостью фрикционной муфты 2, а каналом 52 - с полостью фрикционной муфты 3. Вход датчика
20 нагрузки двигателя каналом 53 сообщен с источником 1, а выход - каналом 54 через полости 8 и 9 корпуса 7 клапана 4 с управляющей камерой 16 клапана 4. Выход датчика 21 скорости каналом 55 сообщен с управляющей камерой 17 клапана 4.
Устройство работает следующим образом. После установки датчиков 20 и 21 на посадочные места, датчика 20 на плиту 56, а датчика 21 в отверстие корпуса 37, производится настройка их давлений на исходные (расчетные) значения.
При настройке датчика 20 регулировочный винт 30 вводится в контакт с нажимным элементом 26, перемещая который можно добиться настройки этого датчика на требуемую величину РЮ - исходного (наQ чальпого) давления датчика нагрузки двигателя
ПQlO
1|о --,
где Qio - усилие пружины датчика 20 при 5сжатии ее до требуемой величины регулировочным винтом 30; f - сечение золотника 25. Найденное осевое положение нажимного элемента 26 фиксируется с помощью стопора 33, вворачиваемого в прорезное резь- 0 бовое отверстие 32, выполненное в планке 27. После окончания регулировки поворотный рычаг 28 устанавливается таким образом, чтобы было обеспечено его силовое воздействие на планку 27 в соответствии с выбранной программой переключений пе5
реда1
Настройка датчика 21 скорости на номинальное значение давления соответствующего максимальной частоте вращения NiMSKc корпуса 5 фрикционных .муфт,
0 производится поворотом вала 35, связанного с ним с по.мощью внещнего привода. При этом меняется радиус расположения RTP наконечника трубки Пито, влияющий на величину . При регулировке усилием оттяжной пружины рычаг 40 сна5 чала поворачивается до упора влево (против часовой стрелки), а затем с помощью регулировочной гайки 47 рычаг 40 поворачивается в обратную сторону (по часовой стрелке) до положения, при котором обеспечивается исходная (расчетная) величина
0 Рзмакс. В указанном положении гайка 47 стопорится, например, с помощью кернения конца 46 наконечника 42 и закрывается крыщкой 49.
После этого отрегулированное устройство управления устанавливается на транспортное средство, обеспечивая переключение передач трансмиссии по заданным программам. Движение транспортного средства начинается на низщей передаче, поскольку при
работающем двигателе давление Рю, воздействуя последовательно на золотник 15 и поршень 18, устанавливает их в правое крайнее положение, показанное на фиг. 1 (П2 0). При этом источник 1 сообщен через клапан 4 с гидроцилиндром фракционной муфты 2 включения низщей передачи трансмиссии, на которой и начнется разгон с места.
По мере разгона с места в определенный момент времени, когда , где FI - сечение поршня 18; Рз - сечение поршня 19, золотник 15 начнет перемещаться влево. При этом примерно на середине хода золотника 15 полость перед порщнем 18 сообщится с гидробаком и разобщится с источником 1, вследствие чего
золотник ускоренно перейдет в левое крайнее положение, фиксируя состояние включенной повышающей передачи.
В случае замедления при увеличении дорожного сопротивления произойдет автоматическое включение понижающей передачи аналогично тому, как это имело место при разгоне с места.
44
47
Фт..
Устройство для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства | 1975 |
|
SU578204A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1986-03-30—Публикация
1984-12-11—Подача