сительно неподвижной оси, смещенной относительно оси вращения кожуха, а селектор режимов переключения ступеней состоит из поворотного рычага, прикрепленного к трубке Пито, фиксатора рычага и соединительных тяг, связанных с органом уиравления, расположенным, например, в кабине водителя.
На фиг. 1 дана принципиальная схема устройства; на фиг. 2 - разрез ио А-А на фиг. 1.
Устройство содержит клаиан 1 переключения фрикционного элемента 2 коробки передач, соединенный с гидравлическими цилиндрами этого элемента каналами 3 и 4, а также с источником 5 рабочей жидкости и сливом 6. Клапан 1 содержит поршень 7, расположенный в полости 8, и порщень 9, расположенный в полости 10. Поршни 7 и 9 имеют разные активные площади. Кроме того, клапан 1 содержит поршень 11, размещенный в полости 12. Между поршнями 9 и 11 устаповлен золотник 13.
Полость 12 соединена с датчиком 14 скорости, содержащим трубку Пито 15 и кожух 16 с рабочей жидкостью, расположенный соосно одному из валов 17 трансмиссии и связанный с ним. Трубка Пито 15 сообщается с полостью 12 каналом 18, а ее входной конец 19 размещен в рабочей жидкости, заполняющей кожух 16. Трубка Пито 15 расположена на валу 20, на неподвижной опоре 21 вращения, центр которой смещен относительно вала 17. Вал 20 соединен с селектором 22 программ переключения ступеней, имеющим поворотный рычаг 23 с фиксатором 24, фиксирующим рычаг 23, например, в двух положениях I и П (см. фиг. 2) Рычаг 23 соединен тягами 25 с оргаиом 26 управления, расположенным, например, в кабине водителя.
Полость 8, а через канал 27 также и полость 10 сообщаются через канал 28 с выходной полостью 29 датчика 30 нагрузки двигателя, входная иолость 31 которого каналом 32 соединена с источником 5 рабочей жидкости. Этот датчик содержит подпружиненный золотник 33, пружина 34 которого снабжена подвижным упором 35, обеспечивающим связь датчика 30 с педалью иодачи топлива посредством толкателя 36.
Предусмотрено ответвление 37 канала 28, соединяющее этот канал с полостью 38 перед торцом 39 зо.лотника 33.
Устройство работает следующим образом.
Изменение нрограммы переключения ступеней в различных дорожных условиях об еспечивается расположение. селектора 22 в положениях I или II.
В положении I селектора 22 входной конец 19 трубки Пито 15 располагается по отношению к оси вала 17 на расстоянии R, большем аналогичного расстояния г при положении II селектора 22. При этом выходное давление датчика 14 скорости обеспечивает параболическую характеристику давления жидкости.
отличающуюся от характеристики в положении П селектора 24 более резким возрастанием по мере увеличения скорости вращения вала 17. Эта характеристика при воздействии
давления жидкости через каиал 18 на поршень 11 клапана 1 в сочетании с воздействием по прямолинейным характеристикам на поршни 7 и 9 выходного давления датчика 30 нагрузки двигателя обеснечивает получение
улучшенных экономических показателей траиспортного средства, что является целесообразным режимом при длительном движении по шоссе.
Ввиду меньшей крутизны характеристики
выходного давления при расположении селектора 22 в положении II обеспечивается программа переключения, соответствующая получению улучшенных динамических показателей транспортного средства, что является
целесообразным при движении по бездорожью.
Соответствующим подбором величины смещения входного конца 19 трубки Пито 15 по отнощению к валу 17 можно получить оптимальиые экономические или динамические показатели транспортного средства или оптимальное сочетание этих показателей.
Формула изобретения
1.Устройство для автоматического управления фрикционными элементами ступенчатой коробки передач транспортного средства, содержащее клапан переключения фрикционных элементов, сообщающий их гидравлические цилиндры по заданным программам с источником рабочей жидкости и со сливом по
сигналу давления от датчика нагрузки двигателя и датчика скорости транспортного средства, состоящего из трубки Пито и кожуха с рабочей жидкостью, установленного на одном из вращающихся элементов трансмиссии
соосно ему, и селектор режимов переключения ступеней, отличающееся тем, что, с целью повышения точности получения заданных программ переключения в зависимости от дорожных условий, а также упрощения
конструкции и технологии изготовления, трубка Пито установлена с возможностью перемещения ее входного конца относительно оси вращения кожуха с помощью указанного селектора.
2.Устройство по п. 1, отличающееся тем, что трубка Пито выполнена поворотной в радиальной плоскости кожуха относительно неподвижной оси, смещенной относительно
оси вращения кожуха, а селектор режимов переключения ступеней состоит из поворотного рычага, прикрепленного к трубке Пито, фиксатора рычага и соединительных тяг, связанных с оргаиом управления, расположенным, например, в кабиие водителя. 1. Патент Англии 1964. 56 Источники информации, принятые во внимание нри экспертизе № 1040853, кл. F 2D,2. Авторское свидетельство СССР №393135 573204 кл. В 60К 41/06, 1973.
/7 12
35
1риъ.2
Авторы
Даты
1977-10-30—Публикация
1975-01-17—Подача