Изобретение относится к тракторостроению, в частности к строительным мелиоративным, добычным и сельскохозяйственным машинам, может быть также использовано на любом агрегате, работающем на пониженных скоростях перемещения.
Цель изобретения - повышение надежности и эффективности путем расширения кинематического диапазона тяговых усилий на ведущих колесах транспортного средства.
На фиг.1 изображена гидрокинематическая схема трансмиссии трактора (с волно- вы.ми ходоуменьшителями); на фиг.2 - вид на передний мост с трансмиссией транспортного средства со стороны переднего тракторного кардана; на фиг.З - вариант изготовления входного вала моста трактора, выполненный заодно с ведомым жестки.м колесом волновой передачи.
В гидрокинематическую систему трактора (фиг. 1), включающую двигатель 1, коробку 2 перемены передач, раздаточную коробку 3, редуктор 4 вала 5 отбора мощности, передний 6 и задний 7 карданы, передний 8 и задний 9 мосты соответственно с попарно устаноЕ ленными передними 10 и 11 и задними 12 и 13 пневмоколесами, маслобак 14, насосы 15, 16 и 17, распределитель 18, гидроцилиндр 19, встроены предлагаемой конструкции волновые ходоуменьшители. Механическая часть волнового ходоуменьшителя включает вал генератора 20, на котором установлен по подвижной посадке генератор волн 21 кулачкого типа с гибким подшипником, зубчатое гибкое колесо 22, жесткое колесо 23. На конце вала 20 установлена на шлицах кулачковая муфта переключения 24. Жесткое колесо 23 закреплено неподвижно со входным валом 25 переднего 8 или заднего 9 моста. Гибкое колесо 22 закреплено неподвижно с корпусом волновой передачи. Для зацепления кулачковой муфты 24 с жестки.м колесом 23 служат кулачки 26, а с генератором волн 21 - кулачки 27. Для поддержания определенного давления в гидросистеме трактора применен дроссель 28, который облегчает процесс включения вторичного вала 29 коробки перемены передач.
Осуществление пониженных рабочих скоростей перемещения трактора через волнов1)1е ходоуменьшители осуществляется следующим образом.
При заведенном двигателе 1 получает первичный вал и связанный с ним какой-либо навесной рабочий орган через редуктор 4 вала отбора .мощности 5.
Затем вводится в зацепление кулачковая муфта 24 с кулачками 27 генератора волн 21. После этого включается вторичньп вал 29 коробки перемены передач 2 путем включения гидромуфты 30 (или 31, или 32, или 33) и соответственно зубчатых колес 34 (или 35, или 36, или 37). в результате этого вращение от двигателя 1 передается с
уменьшенной скоростью на жесткое колесо 23, входные валы 25 переднего 8 и заднего 9 моста и на ходовые пневмоколеса 10 и 11 и 12 и 13.
Движение трактора с транспортной скоростью осуществляется путем зацепления кулачковой муфты 24 с кулачками 26 жесткого колеса 23. При этом жесткое колесо 23, вращаясь вхолостую, заставляет через зубья гибкого колеса 22 вращаться генератор волн
21 в режиме мультипликатора.
Путем изменения оборотов двигателя 1, а также переключением ступеней коробки перемены передач осуществляется изменение рабочих скоростей передвижения трактора в необходимых пределах.
При небольших коэффициентах сцепления тяговые усилия можно повысить путем включения ходоуменьщителя переднего моста 8 и пневмоколес 10 и 11. Это достигается введением в зацепление шестерни 38
с колесом 39. В этом случае с передачей вращения от кардана 6 на передние колеса Ю и 11 и вращением через колеса 38 и 39, заднего кардана 7 и задних колес 12 и 13, через волновые редукторы, трансмиссии переднего 8 и заднего 9 мостов и бортовых передних редукторов 40 и 41 и задних аналогичных редукторов 42 и 43 можно существенно повысить тяговые усилия трактора.
Путем выключения кулачковой муфты 24 от генератора волн 21 и включения ее напрямую с жестким колесом 23, а следовательно с входным валом 25 можно включать транспортные скорости трактора от двигателя 1 через коробку перемены передач 2. Конструктивное исполнение трансмиссии транспортного средства, содержащего коробку перемены передач, карданы привода переднего и заднего мостов движителя, в которой между передним карданом и передним мостом, задним карданом и задним .мостом установлены волновые демультипликаторы,
заключается в следующем (фиг.2 и 3).
Механическая трансмиссия волнового демультипликатора включает генератор волн 21 кулачкого типа с напрессованным гибки.м подшипником 44, зубчатое гибкое колесо 22, ведомое жесткое зубчатое KOvieco 23, промежуточный вал 20, на концах которого установлены на шлицах кулачковая муфта переключения скоростей 24 и полумуфта кардана переднего или заднего моста трактора. Вал 20 установлен на двух радиальных шариковых подшипниках качения 45, размещенных в крышке 46 корпуса 47 волновой передачи.
Жесткое колесо 23 прикреплено неподвижно к входному шлицевому валу 25 веду щего переднего или заднего .моста трактора при помощ,и четырех болтов 48. Гибкое зубчатое колесо 22, имеющее подвижное щ лице- вое соединение, надежно удерживается от
осевого смещения пружинным кольцом 49, вставленным в кольцевую проточку (канавку) корпуса редуктора 47. Кулачковая муфта 24 перемещается по щлицам вала 20 с помощью отводки 50, закрепленной к кольцу 51 через шток 52 гидроцилиндра 53, который жестко соединен с корпусом редуктора 47 с помощью трех болтов 54. Корпус 47, в свою очередь, неподвижно закреплен щестью
болтами 55 к переднему или заднему мосту трактора. Полумуфта переднего или заднего кардана установлена на щлицах и закреплена с валом 20 с помощью шайбы и двух болтов. В конструкции волнового демультипликатора для простоты монтажа ходоумень- щителя предусмотрен вариант выполнения жесткого колеса 23 заодно с валом 20 (фиг.З).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидроходоуменьшитель транспортного средства | 1983 |
|
SU1164090A1 |
КОЛЕСНЫЙ ТРАКТОР | 2004 |
|
RU2303546C2 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1987 |
|
SU1521621A1 |
ГУСЕНИЧНЫЙ ТРАКТОР | 2004 |
|
RU2267432C2 |
Гидромеханический ходоуменьшитель землеройной машины | 1980 |
|
SU918401A1 |
МЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2326772C1 |
Гидромеханическая трансмиссия транспортного средства | 1988 |
|
SU1593991A2 |
МЕХАНИЧЕСКИЙ ХОДОУЛ'\ЕНЬШИТЕЛЬ ДЛЯ ЗЕМЛЕРЕЗНЫХ УСТАНОВОК, СМОНТИРОВАННЫХ НА ТРАКТОРАХ | 1973 |
|
SU380499A1 |
ЛЕСНАЯ МАШИНА | 1995 |
|
RU2118262C1 |
Транспортное средство повышенной проходимости | 1987 |
|
SU1428605A1 |
Ч 53ч
52
4ii 21 22 49 il ЧВ
/ / I
Фиг.2
Cpus.3
Многоосное транспортное средство | 1979 |
|
SU856870A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1986-04-30—Публикация
1985-01-28—Подача