I
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к многоосным транспортным средствам.
Известна система автоматического управления приводом ведущих колес многоосного транспо тного средства, содержащая оснокйой и дополнительные выключаемые ведущие мосты и систему автоматического включения и управления приводом дополнительных ведущих мостов, включающая в себя датчик нагруженности трансмиссии, установленный в приводе основного ведущего моста и состоящий из двух кулачковых полумуфт, одна из которых установлена неподвижно, а другая подпружинена относительно первой, основной золотниковый двухпоэиционный гндрораспределитель, вход которого связан с нагнетательной гкдролинией первый выход со сливной гидролинней, а золотник кинематически соединен с подпружиненной полумуфтой упомянутого датчика, и ги/цюподжимную фрикциоиную муфту, устаиовлеиную в приводе дополиительиого включаемого моста, полость управления которой гидравлически связана со вторым выходсм упомянутого гидрораспределителя, и педаль прину
дительного включения дополнительного моста, кинематически связанную с золотником упомянутого гидрораспределителя j; 1.
Недостатком данной системы является то, что при работе на мягких почвенных фонах колеса переднего моста движутся по более мягкому груйту, а задние по уплотненному, позтому при
10 одинаковом буксовании, а как правило задний мост .работает с большим буксованием, зффективность работы мостов и машины в целом снижается, так как касательная сила тяги зависит от веISличины буксования и плотности грунта.
Цель изобретения - повышение эффективности передвижения по мягким грунтам путем изменения угловой скорости вргицения колес дополнительного
20 ведущего моста.
Поставленная цель.достигается тем, что многоосное транспортное средство снабжено бесступенчатой передачей, установленной в приводе дополнитель25ного ведущего моста после фрикционной муфты, гидроцилиндром управления перемещением подвижного злемента упомянутой передачи, редукционным клапаном, вход которого связан гидролини30еи с управляющей полостью упомянуторо гидроцилиндра, дополнительным золотниковым двухпоэиционным гидрораспределителем, вход и первый выход которого гидролинией связаны со вторым выходом основного гидрораспределителя, второй выход - со входом редукционного клапана, а золотник кинематически сое. с упомянутой педалью. На чертеже представлена конструктивная схема многоосного транспортного средства.
Конструктивная схема многоосного транспортного средства содержит основной ведущий мост 1 и включаемый мост 2, датчик 3 нагруженности трансмиссии, гидроподжимную муфту 4 включения моста 2, источник 5 давления, основной золотниковый двухпозиционный гидрораспределитель, вход которого связан с нагнетательной гидролинией, подвижную кулачковую полумуфту 6 датчика 3, рычаг 8 основного гидрораспределителя 7 и редукционного клапана 9, неподвижную кулачковую полумуфту 10, вал 11 двигателя многоосного транспортного средства,гидролинию 12 слива, с которой связан первый выход основного гидрораспределителя 7, гидролинию 13, с которой связан второй выход основного гидрораспределителя, вход дополнительного гидрораспределителя 14, гидролинию 15, с которой связан выход редукционного клапана 9 и управляющей полости гидроцилиндра 16, поршень которого подпружинен пружиной 17, а шток 18 связан с подвижным элементом бесступенчатой передачи 20. Первый выход дополнительного гидрораспределителя 14 гидролиниёй 21 связан с гидролинией 13. Ведущие мосты связаны между собой валами 22-24.
Основной гидрораспределитель 7 и дополнительный гидрораспределитель 14 снабжен пружинами 25, 26 возврата и педалью 27 принудительного включения моста 2 и отключения бесступенчатой передачи 20.
Многоосное транспортное средство работает следующим образом.
При увеличении нагруженности вала 23 трансмиссии ведущего моста 1,приводимо го от вала 11 двигателя, подвижная кулачковая полумуфта б датчика 3 перемещается через рычаг 8,воздействует на основной гидрораспределитель 7 и редукционный клапан 9. Гидрораспределитель 7 перемещается и сообщает источник 5 давления с гидролиниёй 13 и 15. При этом фрикцион(;ая муфта 4 замыкается и включает передний, ведущий мост 2.
Если нагружаемость растет, то рычаг 8 взаимодействует с редукционным клапаном 9 и изменяет давление в гидролинии 15, при этом шток 18 перемещается, сжимает пружину 17 и изменяет угол наклона подвижного элемента 19 бесступенчатой передачи 20, при
этом обороты колес переднего ведущего моста 2 увеличиваются, т.е. увеличивается их буксование по отношению буксования колес моста 1.
При уменьшении нагруженности подвижная часть кулачковой .полумуфты
6датчика 3 перемещается и смыкается с неподвижной частью 10 кулачковой полумуфты. Гидрораспределитель
7при этом под действием пружины 25 возвращается в исходное положение и сообщает гидролинии 13 и 15 со сливом. Давление рабочих полостей гидроподвижной муфты и гидроцилиндра 16 падает и включаемый мост 2 отключа ется. Под действием пружины 17 шток 18 гидроцилиндра 16 перемещается и устанавливает подвижный элемент 19 бесступенчатой передачи 20 в первоначальное положение.
Для принудительного включения ведущего моста, что необходимо при движении по твердой поверхности с малым коэффициентом сцепления, водитель нажимает педаль 27. При этом основной гидрораспределитель 7 перемещается и включает передний ведущий мост 2 независимо от положения подвижной полумуфты 6 датчика 3, а дополнительный гидрораспределитель 14 отключает гидролинию 15 от источника 5 давления.
Конструкция предлагаемого многоосного транспортного средства обеспечивает изменение угловой -скорости колес переднего ведущего моста в зависимости от нагруженности трансмиссии.
Формула изобретения
Многоосное транспортное средство, содержащее основной и дополнительные включаемые ведущие мосты и систему автоматического включения и управления приводом дополнительных ведущих мостов, включающая в себя датчик нагруженности трансмиссии, установленный в приводе основного, ведущего моста и состоящий из двух кулачковых полумуфт, одна из которых установлена неподвижно, а другая подпружинена относительно первой, основной золотниковый двухпозиционный гидрораспределитель, вход которого связан с нагнетательной гидролинией, первый выход - со сливной гидролинией, а золотник кинематически соединен с подпружиненной полумуфтой упомянутого датчика, и гидроподвижную фрикционную муфту, установленную в приводе дополнительного включаемого моста, полость управления .которой гидравлически связана со вторым выходом упомянутого гидрораспределителя, и педаль принудительного включения дополнительного моста, кинематически, связанную с золотником упомянутого гидрораспределителя, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности передвижения по мягким грунтам путем изменения угловой скорости вращения колес дополнительного ведущего моста, оно снабжено бесступенчатой передачей, установленной в приводе дополнительного ведущего моста после упомянутой фрикционной муфты, гидроцилиндром управления перемещением подвижного элемента упомянутой передачи, редукционным клапаном, вход которого связан с гидролинией с управляющей полостью упомянутого гидроцилиндра.
дополнительным золотниковым двухпозиционным гидрораспределителем, вход и первый выход которого гидроли нией связаны со вторым выходом основного гидрораспределителя, второй выход - со входом редукционного , а золотник кинематически соединен с упомянутой педалью.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, Авторское свидетельство СССР
0 по заявке № 2580305/27-11, кл. В 60 К 17/36, 13.02.78 (прототип) .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Система автоматического управления приводом ведущих колес многоосного транспортного средства | 1978 |
|
SU706262A1 |
Многоосное транспортное средство | 1979 |
|
SU846332A1 |
Колесное транспортное средство | 1981 |
|
SU948704A1 |
Многоосное транспортное средство | 1986 |
|
SU1342763A1 |
Привод ведущего моста | 1990 |
|
SU1729841A1 |
Привод ведущего моста | 1990 |
|
SU1724489A1 |
Транспортное средство | 1986 |
|
SU1397321A1 |
Колесное транспортное средство | 1981 |
|
SU958150A1 |
Колесное транспортное средство | 1980 |
|
SU893606A1 |
Трансмиссия полноприводной само-ХОдНОй МАшиНы | 1978 |
|
SU795999A1 |
Авторы
Даты
1981-08-23—Публикация
1979-12-04—Подача