Изобретение относится к предохра- нительньм устройствам, применяемым в машиностроении для ограничения величины передаваемого реверсивным приводом крутящего момента путем полного расцепления муфты при перегрузке.
Цель изобретения - повышение надежности и точности срабатывания устройства за счет обеспечения принудительной фиксации ncBopoTHbix элементов в расцепленном состоянии (в момент выхода из зацепления с полумуфтой) и исключения их осевого перемещения в процессе срабатывания.
На фиг.1 изображено устройство, общий вид; на фиг,2 - разрез А-А на фиг.1 (положение полумзп|)т,, пальца и поворотного элемента); на фиг.З - разрез .Б-Б на фиг,1 (положение шариков и упругих элементов на полумуфте относительно поворотного элемента и пальца); на фиг.4 - разрез В-В на фиг.2 (расположение канавок на поворотном элементе, один из вариантов вьшолнения).
Муфта содержит полумуфту }, например ведомую (принципиально ведомой может быть любая из , т.е. муфта является обратимой) с фланцем 2, полумуфту 3 (в данном примере ведущую), вьшолненную в виде центральной шестерни, жестко соединенные с фланцем 2 аксиальные пальцы 4, на которых установлены с возможностью поворота поворотные элементы 5 с вьтолненными на них зубчатыми сеторами 6, контактирзпощими с зубчатым венцом ведушей полумуфты 3, и узлы фиксации поворотных элементов относительно ведомой полумуфты 1, вьтолнен- ные в виде установленных с возможностью осевого перемещения в гнездах 7 подпружиненных посредством упругих элементов 8 тел качения, наприм:ер в виде шариков 9, контактирующих с фик- cиpyющliмн канавками 10 (в рабочем положении) и имеющими возможность взаимодействия со смежными фиксирующими канавками 11, расположенными по отношению к канавкам 10 под углом, рав- ным половине центрального угла об зубчатого сектора 6. Канавки 10 и П выполнены в виде прямолинейных профилированных пазов, продольные оси которых пересекаются на оси вращения соответствующего поворотного элемента.
Устройство также может быть снабжено резьбовыми элементами 12, обес328722
печивающтнми регулировку величины передаваемого крутящего момента путем изменения усилия сжатия упругих элементов 8.
5 В данном примере фиксирующие канавки и гнезда под тела качения выполнены на взаимообращенных торцах noBopoTHbtx элементов 5 и фланца 2 соответственно,, однако очевидно, что
их расположение может быть и обратным, т.е. канавки могут быть вьшол- нены на фланце 2, а гнезда - на поворотных элементах.
Кроме того, в данном примере
115 (фиг.4) представлен вариант исполнения узла фиксации, выполненный в виде двух тел качения и четьфех пазов (по два для каждого шарика), однако . данный узел может быть вьшолнен-, ра.т,
JO , с тремя и более фиксирующими элементами (телами качения), при этом количество фиксирующих пазов при соответствующем выборе центрального угла зубчатого сектора равно коли 5 честву тел качения, что упрощает кон- стр: тсцию устройства в целом (не показано) .
Устройство работает следующим об0 разом.
При отсутствии перегрузок вращение передается от центральной ведущей щестерни 3 через зубчатый сектор 6 поворотного элемента 5 и щарики 9
j на ведомую полумуфту . При перегрузке, т.е. остановке ведомой полумуфты , В1едущая щестерня 3 продолжает вращаться в прежнем направлении, и силовое взаимодействие зубьев ведуQ щей щестерни с зубчатым сектором 6 приводит к вращению поворотных элементов 5 на пальцах 4, В дальнейщем ведущая шестерня не контактирует с зубьями элементов 5 и вращается вхо. лосгукз. При повороте поворотных элементов 5 расположенные в их канавках О шарики 9 под действием возросщего момента сопротивления заталкиваются в цилиндрические гнезда 7 во фланце 2, а при дальнейшем повороте элемента 5 шарики 9 заскакивают в фиксирующие канавки 11 и удерживают элемент 5 от проворота.
Дан приведения муфты в рабочее со- 5 стояние после срабатывания ведущая шестерня 3 сдвигается по валу вправо, поворотный элемент 5 поворачивается до заскакивания шариков 6 в диаметральную канавку 10 и ведущая шестерня возвращается в исходное положение. Технико-экономические преимущества муфты заключаются в повьппении надежности, точности срабатывания и упро- щения конструкции. Эти преимущества стали возможными благодаря тому,что сведена до минимума величина мертвого хода при реверсе, исключено поступательное движение пальца, проис- ходящее в известной муфте при воздействии Вредных сил трения и перекосах.
не происходит раскрытия стыка между ведомой полумуфтой и поворотным элементом и связанной с этим возможной потери шариков. Обеспечено надежное фиксирование поворотного элемента после срабатьшания, благодаря чему исключена аварийная ситуация, связанная с поломкой деталей муфты. Канавки под тела качения выполнены прямыми, что значительно упрощает их изготовление на станпартном оборудовании.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Предохранительная муфта | 1981 |
|
SU1008534A1 |
Предохранительная муфта | 1976 |
|
SU602709A1 |
Зубчатая сцепная муфта | 1975 |
|
SU530127A1 |
Предохранительная муфта | 1990 |
|
SU1760207A1 |
МАШИНА ПО ПРОИЗВОДСТВУ ЛЕНТОЧНЫХ ГИБКИХ МАТЕРИАЛОВ | 1991 |
|
RU2019614C1 |
Предохранительная муфта | 1972 |
|
SU472217A1 |
Ударный гайковерт | 1977 |
|
SU806393A1 |
Привод стыковочного патрубка перегрузочной машины | 1982 |
|
SU1086964A1 |
УПРУГАЯ МУФТА | 1970 |
|
SU259573A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1981 |
|
SU1040241A1 |
V
Ведомый дал
Y/f//////.
VCJ/
Ведущий бал
Фиг.2
Размер под ключ
ФигЗ В В
Фиг.Ч
Составитель Б.Иванов Редактор Н.Яцола Техред И.Попович Корректор Г.Решетник
Заказ 2753/37 Тираж 880 Подписное ВНИШИ Государственного комитета СССР
по делам изобрет«гний и открытий 113035, Москва, Ж-33, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие,г.Ужгород,ул.Проектная,А
Предохранительная муфта | 1981 |
|
SU1008534A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-05-23—Публикация
1984-06-26—Подача