Изобретение относится к зимним транспортным средствам и может быть использовано при создании моторных снегоходов с движителями .различного типа.
Цель изобретения - улучшение эксплуатационных свойств.
На фиг. 1 изображена схема шасси снегохода, общий вид; на фиг. 2 - то же, вид спереди при прямолинейном движении; на фиг. 3 - то же, вид спереди при повороте; на фиг. 4 - схема шасси при наезде на нрепятств1 е поддерживающего элемента; на фиг. 5 - схема щасси при повороте; на фиг. 6 - то же, при скольжении на поддерживающих э.лементах; на фиг. 7 - то же, при скольжении на несущей лыже.
Шасси снегохода содержит (фиг. 1) не- суп.ую лыжу 1 с рычагами 2 и 3 управления, тягами 4 и 5 и рычагами 6 и 7 подвески, П-образную раму с горизонтальной полкой 8 и вертикальными стойками 9 и 10, связанными ишрнирно с рычагами 6 и 7 подвески, тороидальный пнев.матический баллон 11 с опорными пластинами 12 и 13, соединенный хомута.ми 14 и 15с пяточной и носочной частями лыжи 1, а опорными пластинами 12 и 13 HjapHHpHO связанный соответственно с рычагами 6 и 7 подвески, при этом вертикальная стойка 9 связана с горизонтальной полкой 8 жестко, а вертикальная стой: а К) - птарнирно с возможностью по- 1Н) в вертикальной поперечной плосKOCTii.
iSoKOBbie кромки несущей лыжи 1 выполнены в расходящимися к концам по дугам постоянного радиуса R, а кривизна ее профиля в вертикальной плоскости установлена из расчета размещения боковых кромок в наклонных плоскостях С-С (фиг. 2), что обеспечивает при повороте минимальное сопротивление скольжению.
Устройство работает следующим образом.
Для обеспечения прямолинейного движения рыча1 и 2 и 3 управления устанавливают в верхнее положение (фиг. 1), усилие от них передается через тяги 4 и 5, горизонтальную полку 8, вертикальные стойки 9 и 10 опорным пластинам 12 и 13, которые поджимают с одинаковьЕМ усилием боковые стороны баллона 11 к опорной поверхности, при этом несущая лыжа 1 располагается параллельно опорной поверхпоети (фиг. 2). Стабилизация прямолинейного движения осуществляется продольным желобом или высту пом (подрезом) на несущей лыже. Для снижения сопротивления скольжению на твердом ровном покрытии можно поднять боковые стороны баллона 11 (фиг. 7), опустив рычаги 2 и 3 управления в нижнее положение, при этом рычаги 6 и 7 подтягивают
боковые стороны баллона 11 к несущей лыже 1, уменьшая габаритную ширину щасси. При наличии не1)овностей по курсу какой-либо боковой сто|)оны баллона 11 (фиг. 4) достаточно снять усилие с рычага управления этой стороной и вертикальное перемещение не будет передаваться на несущую лыжу 1, предотвращ.ая опрокидывание щасси, при этом упругий баллон 11 существенно умень- Hjaer динамические нагрузки на рычаги 2 и 3 управления. При наличии неровностей по курсу несущей лыжи i ук;жно, переведя рычаги 2 и 3 управления в кп; Й1;ее верхнее положение, распределить всю массу снегохода только на боковые сто) пневг-юбал- лона 11 (фиг. 6), т.е. вы;ичи-. ь г,есуи1.ую лыжу 1 над опорной поверхиосгью. ,Цл5-1 полнения поворота (например, вправо) рычаг 3 управления переводят в верхнее но ложение, при этом левая сторона несунлей лыжи 1 подтягивается к горизонтальной полке 8 до поворота лыжи относительно продольной оси на угол а (фиг. 3}, а правая боковая кромка лыжи 1 совмещается с опорной поверхностью, формируя криволинейную траекторию, заданную радиусом R кривизны боковых кромок. Взаимное расположение эле- .менггоБ шасси при повороте на твердом покрытии показано на фиг. 5 (пунктирные линии). При повороте на рыхлом покрытии для предотврапдения сноса с граектории лыжу 1 наклоняют путеги опускания рычага 2 управления и частичного подъема рычага 3 управления, при этом правая боковая сторона баллона 11 поднимается, обеспечивая большую глубину погружения несущей лыжи 1 в снежный покров, т.е. повышая силу сопротивления боковому смещению (фиг. 5, сплошные линии).
Таким образом, в предлагаемом устройстве сочетаются высокие показатели устойчивости и управляемости на рыхлом и твердом снежных покровах с повышенной плавностью хода, лучщей пассивной безопасностью. Соединение опорных элементов - боковых сторон баллона с рычагами подвески и niap- нирное соединение только одной стойки рамы с полкой позволило устранить дополнительные шарнирные связи и упругий элемент, что в целом позволяет снизить материалоемкость устройства. Кроме того, щасси может быть использовано без каких-либо принципиальных изменений и для создания амфибийного транспортного средства, для чего достаточно соединить водонепроницаемой эластичной оболочкой края несущей лыжи с пневматическим баллоном, при этом поворот на водной поверхности также обеспечивает боковая кромка несущей лыжи, работая как дугообразный киль плавсредства.
/////////////////// л/т//////// ///// / //// /
фиг. г
//
XVW/VXX /X
// //// / / / / //// / / / ///Z/ f
Фиг. 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Лыжное шасси снегохода | 1983 |
|
SU1102700A1 |
Лыжное шасси снегохода | 1984 |
|
SU1191349A1 |
Шасси снегохода | 1985 |
|
SU1298123A1 |
Шасси снегохода | 1987 |
|
SU1541100A1 |
Система контроля положения лыжи для движения двухколесного транспортного средства по снегу | 2018 |
|
RU2738397C2 |
Лыжное шасси снегохода | 1983 |
|
SU1100180A1 |
Лыжное шасси снегоходного транспортного средства | 1984 |
|
SU1142354A1 |
Снегоход со снежным щитком | 2017 |
|
RU2752048C2 |
ПОДВЕСКА РУЛЕВОЙ ЛЫЖИ СНЕГОХОДА | 1990 |
|
RU2043232C1 |
Разборный снегоход | 2016 |
|
RU2641370C1 |
10
,
X
фиг.
10
./
фиг. 5
фиг. 7
Лыжное шасси снегохода | 1984 |
|
SU1191349A1 |
Способ крашения тканей | 1922 |
|
SU62A1 |
Авторы
Даты
1986-06-07—Публикация
1985-01-21—Подача