10
I1237896
Изобретение относится к машиностронию, а именно к средствам контроля убчатых колес.
Цель изобретения - расширение функиональных возможностей устройства 5 утем обеспечения контроля продольной инии зубьев спироидного колеса.
На фиг. 1 показана конструктивная хема устройства для контроля: линии убьев колеса; на фиг . 2 - то же, ринципиальная схема; на фиг. 3 - метрологическая схема измерения.
Устройство включает основание 1 , поперечную каретку 2, установленную на основании, шпиндель 3, размещенный 15 на поперечной каретке 2, сменный диск А, закрепленный на шпинделе 3, оправку 5 для установки контролируемого колеса 6. связанную со шпинделем 3 продольную каретку 7, расположенную на 20 основании 1, планку 8, закрепленную на продольной каретке 7 и кинематически связанную со сменньм диском 4, из- мерительньп рычаг 9, одним концом контактирующий с контролируемым колесом 6, индикатор 10, кинематически свя- яанньм со свободным концом измерительную4 в 8. низ так тел чей ние
ку рыч зуб вен 25 цил , чив рит кос пов 10 пол
ного рычат а 9. салазк и 11, установленные на продольной каретке 7 с возможностью поперечного перемещения, микрометрический механизм, 12, закреп ленньш на продольной каретке; 7 и кинематически связанный с салазками 11, а измерительный рычаг 9 установлен на салазках 11.
Для пояснения рабо гы устройства на фиг. 1 обозначены: 13 - кольца, 14 - винт, 15 - лимб, а на фиг. 3 обозначены: 16 - воспроизводимая устройство эталонная линия, 17-реальная продоль- ная линия зуба, 18 - номинальная продольная линия зуба, 19 - точка начала измерения линии зуба.
Устройство работает следующим образом.
Контролируемое колесо 6 устанавливают на оправку 5. Изменяя толщину кольца 13, добиваются того, чтобы измерительный рычаг 9 входил во впадину между зубьями колеса на глубину, рав
ную осевому модулю ь-,витков червяка и отсчитываемую от поверхности вершин зубьев колеса. На шпиндель 3 устанавливают сменный диск 4, радиус i которого определяют по формуле
w
г a,(0, 1,0018), (1)
где а , - межосевое расстояние спиW
роидной передачи,, колесо
которои контролируется; угол подъема делительной линии витка червяка, сопряженного с контролируемым колесом. винт 14, перемещают попереч0
5
15 20 30Lj
ную каретку 2 так, чтобы сменный диск 4 вошел в соприкосновение с планкой 8. С помощью микрометрического механизма 12 устанавливают салазки 11 в такое положение, при котором измерительный рычаг 9 будет удален от рабочей поверхности планки 8 на расстояние Ь , которое равно
О - при контроле правой поверхности зуба колеса; а,(1 ,916ic}t+ 0,0473) - при контроле левой поверхности зуба колеса.
Затем перемещают продольную каретку 7 до тех пор, пока измерительный рычаг 9 не войдет во впадину между зубьями колеса 6 с заданной стороны венца (например, со стороны внешнего 25 цилиндра диаметра rf 5 Затем, повора- , чивая контролируемое колесо 6, измерительный рычаг 9 приводят в соприкосновение с контролируемой боков()й поверхностью зуба колеса. Индикатор 10 и лимб 15 устанавливают в нулевое положение.
В процессе контроля перемещают продольную каретку 7 и закрепленную на ней планку 8. При этом планка 8 за счет фрикционных сил поворачивает диск 4 и связанные с ним шпиндель 3, оправку 5 и контролируемое колесо 6 на угол , отсчитываемый по лимбу 15. В результате этих движений измеритель- ньй рычаг 9 должен описать в простран- . стве, связанном с колесом 6, эталонную хсинию 16 (см. фиг.З), являющуюся конволютой (удлиненной или укороченной эвольвентой в зависимости от L) .
Но поскольку указанньпЧ измерительный 9 скользит по боковой поверхности зуба контролируемого колеса 6 вдоль- продольной линии 17, то индикатор 10, связанный с измерительным рычагом 9 показывает величину отклонения дф реальной продольной линии 17
от эталонной линии 16 (эталонной конволюты),, воспроизводимой устройством. Полученное отклонение аФ сравнивают с расчетным отклонением ДР номинальной
продольной линии TS-OT эталонной линии 16 определяемым по формуле
лр Ч (К,Ч К,) (2) где К, 0,02;
К2 ( в)-0,02.
Коэффициенты айв определяются по формулам:
для правой (выпуклой) поверхности зуба колеса ; 7S
0 « «-К--2о:ттзв - 0,045;
Ча- 16,716 для левой (вогнутой) поверхности зуба
колеса ;
Ь/.Ь -in а
а7,02
в 2,27 и,,- 6,28
и,2 передаточное отношение передачи, колесо 6 которой контролируется;
. v; /(o,5d) - ( L)2 /г,
где d2-диаметр цилиндра, соосного с колесом и проходящего через отсчетную начальную точку 19, в которой касается измерительный рычаг боковой поверхности зуба колеса 6 в начальный момент контроля (принимаютd dp , где dg,- диаметр внешнего цилиндра колеса);
. и L определяются по вышеприведенным формулам.
По величине разности д между дЧ и 4р, являкяцейся отклонением фактическо
0
5
0
5
0
продольной линии 17 зуба колеса b от номинальной линии 18, судят о качестве контролируемого колеса.
Использование изобретения позволяет контролировать продольную линию зуба спироидных передач при любых соотношениях их параметров.
Формула изобретения
Устройство для контроля продольной линии зубьев колеса, содержащее основание ,- поперечную каретку, установленную на основании, шпиндель, размещен- ньй на поперечной каретке, сменный диск, закрепленный на шпинделе, оправку для установки контролируемого колеса, связанную со шпинделем продольную каретку, расположенную на основании, планку, закрепленную на продольной каретке и кинематически связанную со сменным диском, измерительный рычаг, одним концом контактирующий с. контро- лнруе14э1м колесом, индикатор, кинематически связанный со свободным концом измерительного рычага, о т л и ч а ю- щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей, устройство снабжено салазками, установленными на продольной каретке с возможностью поперечного перемещения, и микрометрическим механизмом, закрепленным на продольной каретке и кинематически связанным с салазками, а измерительный рычаг установлен на салазках.
фие.1
12
Редактор Н.Киштулинец
физ.З
Составитель Б.Афонский
Техред Л.Олейник Корректор О.Луговая
Заказ 3277/41Тираж 670 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к машиностроению, а именно к средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей устройства путем обеспечения контроля продольной линии зуба спироидного колеса. Это обеспечивается за счет введения в устройство салазок, на которых размещен измерительный рычаг, причем измерительный рычаг совершает заданное эталонное движение посредством микрометрического механизма и обкатного диска с линейкой, а за отклонение линии зуба принимают показания индикатора с учетом введения поправки на погрешность аппроксимации номинальной линии зуба указанным механизмом устройства. 3 ил. ю оо -N| 00 со О)
ПРИБОР ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПРОДОЛЬНОЙ линии ЗУБЦАКОЛЕСА | 0 |
|
SU353127A1 |
Авторы
Даты
1986-06-15—Публикация
1984-01-27—Подача