Устройство для контроля кинематической погрешности зубчатых колес Советский патент 1980 года по МПК G01B5/20 G01B121/08 

Описание патента на изобретение SU729435A1

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ КИНЕМАТИЧЕСКОЙ ПОГРЕШНОСТИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Похожие патенты SU729435A1

название год авторы номер документа
Прибор для контроля кинематическойпОгРЕшНОСТи зубчАТыХ КОлЕС 1979
  • Камчаткин Николай Иванович
  • Луканов Борис Михайлович
  • Нежурин Игорь Петрович
SU796643A1
Прибор для контроля прерывной кинематической погрешности зубчатых колес 1987
  • Ситников Геннадий Аркадьевич
SU1402796A2
Прибор для контроля прерывной кинематической погрешности зубчатых колес 1984
  • Ситников Геннадий Аркадьевич
SU1232927A1
Устройство для контроля погрешностей профиля зуба конических колес 1975
  • Холмянский Игорь Антонович
  • Федоровых Геннадий Степанович
  • Рагозин Виталий Романович
  • Шульц Борис Михайлович
SU579533A1
Ленточно-шлифовальный станок 1980
  • Качан Алексей Яковлевич
  • Зацепин Григорий Николаевич
  • Мигунов Виталий Михайлович
  • Бакай Александр Федорович
SU942957A1
Ленточно-шлифовальный станок для обработки кромок пера лопаток 1980
  • Круковский Владимир Григорьевич
  • Качан Алексей Яковлевич
  • Мигунов Виталий Михайлович
  • Зацепин Григорий Николаевич
SU891366A1
Способ комплексного однопрофильного контроля зубчатых колес 1981
  • Нежурин Игорь Петрович
SU962751A1
Автомат для контроля линейных параметров дисков фрикционов 1975
  • Наринян Эдуард Сергеевич
  • Рагозин Леонид Степанович
  • Грановский Владимир Израилевич
SU766670A1
Шлифовальный станок 1980
  • Качан Алексей Яковлевич
  • Зацепин Григорий Николаевич
  • Мигунов Виталий Михайлович
SU889398A1
Ленточно-шлифовальный станок для скругления кромок пера лопаток 1980
  • Мигунов Виталий Михайлович
  • Качан Алексей Яковлевич
  • Зацепин Григорий Николаевич
SU872213A1

Иллюстрации к изобретению SU 729 435 A1

Реферат патента 1980 года Устройство для контроля кинематической погрешности зубчатых колес

Формула изобретения SU 729 435 A1

Изобретение относится к контролю изделий -машиностроения, а именно к контролю зубчатых, колес. Известно устройство для контроля кинематической погрешности зубчатых колес, состоящее из измерительной рейки, шпинделя с диском, предназначенного для установки контролируемого колеса, натяжного ролика и непрерывной ленты, охватывающей его и диск, продольной каретки, связанной со шпинделем посредством ленты и передвигаемой вдоль лент клиновой линейки, расположенной на карет ке, поперечной каретки с толкателем, упирающимся в ;клиновую линейку и расположенным на ней измерительHbnvc механизмом, щуп которого взаимодействует с рейкой l. Устройство работает следующим образом. На шпиндель устанавливают контроля- руамое колесо и вводят его в зацепление с измерительной рейкой, перемещая прюдопысую каретку с клиновой линейкой. сообщают движение поперечной каретке через гсткат чъ и шпиндель посредством непрерывной ленты. Измерение кинематической погрешности колеса производят путем замера рассогласования движения поперечной каретки и измерительной рейки, передвигаемой контре 1ируемым колесом. Однако такое устройство предназначено только для контроля мелкомодульных цилиндрических зубчатых колес. Известно устройство для контроля кинематической погрешности зубчатых колес, содержащее основание, размешенные на нем два диска, измерительное зубчатое колесо, два шпинделя, на одном из которых установлены измерительное зубчатое колесо один из дисков, а другой предназначен для установки контролируемого зубчатого колеса и другого дискп, натяжные ролики с охватьшаюшими их и диски непрерьшными лентами, рычаг и дпе каретки, одна из которых кинематически связана с соответствующим шпинделем и рьпагом, установленным на основать н взаимодействующим с другой кареткойр связанной с измерительным М8ханизмомГ21 Устройство работает следующим образом. Прнвод еращает ишиндель контропируе- мого колеса, а через ленту и связанную с ней каретку последняя роликом поворачивает рычаг, перемещающий второю ка ретку с индукционным датчиком, вторая половина которого прикреплена к ленте, связанной с измерительным капесом. Кинематические погрешности контролируе мого колеса вызывают отнсситепьное смешение элементов индукционного датчика, которые передаются на измеритель-™ HOS устройство с самопишущим приспособлением. Данное устройство является наиболее близким к изобретению но технической cyniHocTH к достигаемому результату Однако известное устройство предназ начено для контроля кинематической погрешности только цили -щрических зубчаты колес и не позволяет производить контрон конических, гипоидных, червячных, спироидиьр; и других колес. Целью изобретения является контроль зубчатых колес с пересекающимися, окрещ 5Бающщу1иея ипа мллатьными осямн. Это достигается тем, что устройство снабжено P.BJI-ASI стойкамиэ одна из которьрс выполнена в виде плиты, шарнирно связаи Юй с основанием поворотного стола и двух суппортов, один из которых установлен на плитеу на другом суппорте установлен один из шпинделей, а стод размещен между суппортами, другая ка с установленным на ней другим шпинделем выполнена регулируемой по BucoTO допсзлнательными роликаьга, установленными на основагти и охватываемыми лентами одна из которых ззаимодействует с кареткой, а другая - с рычагом измери тельного механизма, и предназначенными для ориентации лент параллельно направляющим каретки на участке замера; шарнирньг5 { соединением ленты у рьршга измератвпьного механизма, а шпиндели кинематически саязаиы между собой. Кроме того, что пшрнирное соединение выполнено в виде связанного с одним концом ле1гг171 корпуса с Т-образным пазо и пальцем длз соединения с рычагом измерительного механизма, размещенной в корпусе сферической шайбы н сферического упора, один конец которого опирсэтся 7 354 на шайбу, а другой связан с другим конном ле1{ты„ На фиг, 1 изображено предлагаемое устройство для контроля кот1ических колес; на фиг, 2 - то жег с располо к& нием шпинделей для: цилЕндричеС| ;их колес; на (Ьиг. 3 - вид по стрелке А фиг, 1 на фиг, 4 - узел I на фиг 2, Устройство содержит основание 1 на котором.установлены две стойки (на чертеже ив показаны), одна из которых состоит из регулируемой по высоте опары 2 с кронштейнами 3 шпинделя 4, а другая - из поворотной плиты 5 суппортов 6 и 7 со и1пиндедем 8 и поворотного стопа 9„ Шпи1щеяь 4j размещенный в подшипниках опоры 3j имеет приспособление для крепления зубчатого колеса 10и сменного диска 11 В шпиндель 8 также устанавливается зубчатое колесо 12 и крепится сменный диск 13, Размещение шпинделя 8 tia поворотной плите 5, нижнем 6 а верхнем 7 суппортах и позоротном столе 9 позволяет располагать его под любым углом между осями кодвс и на требуемом конусном расстоянии относительного положения колеСг причем поворотная ппита 5 и стоп позволяют выполнить двухшарнирпый разворот, а суппорты 6 я 7 - два радиальных перемещения контролируемого колеса относительно плиты 5 и стола 9„ После установки зубчатых копес и обкатки дисков и размещения шпинделей 4- и 8 в нун-гнЬм взаимном положении на обкатные диски 11 и 13 и натяжные ролики 14 и 13 надевают гибкие ленты 16и 17f причем последнюю перекидьюают через от1шоняющйе ролики 18 и 19, Вдопь ленты 16 расположен столик 2О с лентой для записи отклонений и направляющими :(на чертеже не показано), по которым перемещается поводком 21 лепты 16 каретка 22 с измерительным механизмом 23, С другой лентой 17 через палец 24 связан рычаг 25 измерительного ме7 ;анизма 23, имеюш,8го перо 26 для записи от шонений на пентуо Натяжение лент 16 и 17 обеспечивается пружннаivffi 27, Д/1Я устранения влияния перегиба ленты ролика 18 в зоне рычага 25 измерительного механизма 23 установлен шарнир 28, в котором сферический упор 29, связанный с кошюм ленты, идущим от натяжного ролика 15 опирается на сферическую шайбу ЗО, сидящую в ко| пусе 31, соединенном со вторым концом ленты 17 от ролика 18, Для обеспечения сборки шарнира корпус 31 имеет Т-образный паз, через который устанавливают шайбу 30 и упор 29. Натяжны ролики 15 и 14 установлены на кронштейнах 32. Вращение колеса осуществляется при водом 33. Устройство работает следующим образо В шпиндели 4 и 8 устанавливают контролируемые зубчатые колеса 10 и 12 (или контролируемое и измерительно Оси шпинделей 4 и 8 ставят в заданное положение. При этом, если колеса 10 и 12 со скрещивающимися осями, то, изменяя размер между стойками, устанавливают шпиндель 4 на заданную высоту межосевого расстояния от шпинделя 8 и отклоняют роликом 19 ленту 16 пара лельно направляющим каретки 22. После установки шпинделя 8 на задан ный угол и расстояние с помощью допол нительных роликов 18 располагают ленту 17 параллельно направляющим каретки 22, соединяют пс;дец шарнира 24 с рычагом 25 измерительного механизма 23s одно из колес приводя во вращение с помощью привода 33. Поскольку диски 11 и 13 выполнены с заданным передаточным отношением колес, то при отсутствии кинематической погрешности ле ты 16 и 17 будут перемещаться с одина ковой скоростью и каретка 22 с измерительным механизмом 23, передвигаемая лентой 16, будет перемещаться синхронно пальцу 24 шарнира 28 центы 17. В случае появления кинематической погрешности соотношение в углах поворо та ведущего и ведомого колес 1О и 12 за один и тот же промежуток времени нарушится, при этом лента 16 будет либо отставать, либо обгонять ленту 17, возникшее рассогласование перемещения лент приводит к отклонению рычага 25 измерительного механизма 23, который фиксирует кинематическую погрешность. Применение предлагаемого устройств в промышленности для контроля конических, гипоидных и других передач с пересекающимися, скрещивающимися и параллельными осями позволяет значительно повьгсить качество изготовления колес, что увеличивает ресурс и надежность высокооборотньрс передач. Формула изобретения 1. Устройство для контроля кинематическо погрешноеги зубчатых колес, со356держащее основание, размещенные на нем два диска, измерительное зубчатое колесо, два шпинделя, на одцом из которых установлены измерительное зубчатое колесо я один из дисков, а другой предназначен для установки контролируемого зубчатого колеса и другого диска, натяжные ролики с охватывающими их и диски непрерывными лентами, рычаг и две каретки, одна изкоторых кинематически связана с соотвеггствующим шпинделем и рычагом, установленным на основании и взаимодействующим с другой кареткой, связанной с измерительным механизмом, отлкчающее ;я тем, что, с, целью контроля зубчатых колес с пересекающимися с скрещивающимися и параллельными осями, оно снабжено двумя сточками, одна из которых выполнена в виде плиты, шарнирно связанной одним концом с основанием, поворотного стола и двух суппортов, один из которых установлен на плите, на другом суппорте установлен один из шпиЕщелей, а стол размещен между суппортами, другая стойка с установленным на ней другп) i шпинделем выполнена регулируемой по Bi icoTej; дополнительными роликами, установленными на основании и охватьшаемыми лентами, одна из которых взаимодействует с кареткойг а другая - с рычагом измерительного механизма, и предназначенным для ориентации лент параллельно направляющим каретки на участке замера шарнирным соединением ленты у рьиага измерительного механизма, а шпиндели кинематически связаны между собой. 2. Устройство по п. 1, о т л и ч а ющ е е с я тем, что шарнирное соединение выполнено в виде связанного с одним концом ленты корпуса с Т-образным пазом и пальцем для соединения с рыча гом измерительного механизма, размеенной в корпусе сферической шайбы и ферического упора, один конец котоого опирается на шайбу, а другой свяан с другим концом ленты. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе1. ТайЦ Б. А. Точность и контроль убчатьрс колес. М., Машиностроение 972, с. 222-227. 2. Марков И. П. Зубоизмерительные риборы. М,, Машиностроетте, I0d5, - 141-142.

SU 729 435 A1

Авторы

Холмянский Игорь Антонович

Рагозин Виталий Романович

Солос Григорий Абрамович

Пархоменко Дмитрий Емельянович

Даты

1980-04-25Публикация

1976-06-15Подача