И -обретение относится к машиностроению и может быть использовано в бесступенчатых передачах с гибкой связью транспортных средств.
Цель изобретения - увеличение диапазона и плавности работы вариатора путем снабжения его плоской кольцевой пружиной, установленной соосно оси ведущего шкива между кулачками, и выполнения распорных элементов в виде эллипсоидов вра- ш,ения.
На фиг. 1 изображен вариатор, общий вид; на фиг. 2 - схема взаимодействия распорных элементов с кулачками ведущего щкива.
Вариатор содержит ведущий 1 и ведомый 2 валы, установленные на них шкивы с подвижными 3 и неподвижными 4 дисками, охватывающий щкивы клиновой ремень 5. Ведущий шкив имеет центробежный регулятор, включающий неподвижный кулачок 6, жестко связанный со ступицей неподвижного диска 4, и подвижный кулачок, жестко связанный с подвижным диском 3. Между кулачками установлены соосно оси ведущего щкива кольцевая плоская пружина 7 и распорные элементы 8, выполненные в виде эллипсоидов вращения. Подвижный диск 3 ведущего щкива зафиксирован от проворота относительно неподвижного диска 4 при помощи, например, шлицевого соединения.
При вращении ведущего вала 1 момент с него передается на ведомый вал 2 посредством сил трения, возникающих между клиновым ремнем 5 и дисками 3 и 4. При увеличении числа оборотов ведущего вала 1 центробежная сила (Fue) выталкивает распорные элементы 8 на периферию. При этом диски 3 и 4 ведущего щкива сдвигаются, а диски ведомого щкива раздвигаются, уменьщая тем самым передаточное отношение вариатора.
Так как углы наклона фь ф2 кулачков подвижного и неподвижного дисков не равны по величине, то при перемещении распорных элементов 8 силы трения FI и р2, воз- никающие между распорными элементами 8 и кулачками дисков, также не равны по величине (фиг. 2).
Сила трения FI Nif , сила трения F2 Naf. В свою очередь NI P/cos ф1; N2 P/COS ф2. Т.е. NI ,N2, а FI р2, где f - коэффициент трения.
В связи с тем, что распорные элементы 8 выполнены в виде эллипсоидов вращения, то диски 3 и 4 ведущего шкива сближаются не только с воздействия центробежной силы (Fuo), но и от дополнительного момента Мкр (Fi-F2)r,, где г, - текущий радиус эллипсоида вращения. Эта добавка увеличивает силу сдвига дисков, что особенно важно при малых скоростях вращения ведущего вала 1, когда величина центробежной силы мала. При этом эксцентриситет эллипсоида вращения выбирается таким образом, чтобы момент Мкр (Fi -F2)ri не проворачивал эллипсоид относительно своей оси.
Кольцевая плоская пружина 7 не препятствует перемещению распорных элементов 8 при малых оборотах ведущего вала 1, так как установлена осесимметрично с гарантированным зазором относительно распорных элементов 8.
При больших оборотах ведущего вала 1, когда величина центробежной силы (Fue) становится настолько больщой, что необходимо ее уменьщить, распорные элементы 8 контактируют с пружиной 7, и ее реакция умень- щает величину силы, раздвигающей диски. Таким образом, происходит автоматическое регулирование передаточного отношения вариатора.
Составитель О. Климов
Редактор Е. КопчаТехред И. ВересКорректор В. Бутяга
Заказ 3798/39Тираж 880Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д, 4/5
Филиал ППП «Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Клиноременный вариатор | 1986 |
|
SU1375891A1 |
Бесступенчатый силовой привод | 1986 |
|
SU1499011A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР | 1992 |
|
RU2039901C1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ СИНХРОНИЗАТОР ОБОРОТОВ | 1973 |
|
SU408348A1 |
Пружинный привод | 1981 |
|
SU956836A1 |
Устройство для уплотнения основы на сновальном валике сновальной машины | 1987 |
|
SU1447949A1 |
Сновальная машина | 1990 |
|
SU1796705A1 |
Разбрасыватель минеральных удобрений | 1984 |
|
SU1289403A1 |
Автоматический клиноременный вариатор скорости | 1989 |
|
SU1758316A1 |
АВТОМАТИЧЕСКИЙ КЛИНОРЕМЕННЫЙ ВАРИАТОР | 1972 |
|
SU352057A1 |
Патент Великобритании № 1385823, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Патент США № 4179946, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Пронин Б | |||
А., Ревков Г | |||
А | |||
Бесступенчатые клиноременные и функционные передачи | |||
М.: Машиностроение, 1980, с | |||
Рельсовый башмак | 1921 |
|
SU166A1 |
Домовый номерной фонарь, служащий одновременно для указания названия улицы и номера дома и для освещения прилежащего участка улицы | 1917 |
|
SU93A1 |
Авторы
Даты
1986-07-15—Публикация
1982-07-28—Подача