Мачта маломерного моторного судна Советский патент 1986 года по МПК B63B15/02 

Описание патента на изобретение SU1248888A1

S-.

гг

17

1чЭ

1

00 00

00 00

Фиг.

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции мачты маломерного моторного судна.

Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей мачты путем обеспечения возможности использования ее для парусного вооружения.

На фиг. 1 схематично изображена мачта судна, общий вид; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - размещение мачты на судне; на фиг. 4 - судно, оснащенное парусом.

Судовая сигнальная мачта маломерного рыболовного судна, например промыслового бота, содержит две полые стойки - носовую 1 и кормовую 2. Стойки 1 и 2 имеют

очередь прикреплено парусное полотно- грот 24.

К стойке 2 на кронщтейне (не обозначен) крепится гафель-гард-таль 25.

К ноку гафеля 23 крепится дирик-фал 26,

5 являющийся снастью парусного вооружения,

нижний конец дирик-фала 26, пропущенный

через систему блоков (не обозначены), в том

числе через блок 7, закрепляется на утке 9.

К бащмаку 16, расположенному в нижней 10 части стойки 2, щарнирно крепится гик 27.

Мачта, содержащая стойки 1 и 2, раскреплена с помощью щтага 28 и вант 29. Штаг закреплен нижним концом на носу судна, а ванты крепятся на его бортах. Верхние концы этих снастей закреплены в отодинаковую длину и могут быть выполнены 15 верстиях книц 4.

из труб одинакового диаметра. Верхние тор-К щтагу 28 может быть прикреплен парус

небольшого размера

цы стоек закреплены, например, с помощью сварки на общем для обеих стоек верхнем фланце 3. Для придания жесткости конструкции фланец 3 и стойки 1 и 2 раскреплены кницами 4, в которых выполнены отверстия (не обозначены).

Стойки 1 и 2 расположены параллельно одна другой. Расстояние между ними выбрано из условия обеспечения возможности

20

стаксель 30.

Устройство работает следующим образом.

При постройке маломерного рыболовного судна на крыше рубки предусматривается место для устаноки мачты. На мачту, содержащую стойки 1 и 2, закрепленные торцами на фланцах 3 и 10, устанавливают на кронштейнах 17 фонари сигнально-отличитель- ных огней 18-20. На фланце 3 устанавливаскольжения по кормовой стойке 2 ракс-буге- 25 ют фонарь огня 21. Внутри стойки 1 проводят

ля 5, выполненного в форме стакана.

В верхней части стойки 1 снаружи закреплен блок 6. На стойке 2 в прорези верхней части закреплен блок 7. В нижней части стоек 1 и 2 приварены утки 8 и 9. Нижние

кабели для питания фонарей. Их концы пропускают через стаканы сальников 22. Концы этих кабелей после установки мачты на судне подсоединяют к источнику питания.

Подготовленная таким образом мачта

торцы стоек закреплены на общем фланце 10. 30 устанавливается на свое основание. При этом Жесткость конструкции обеспечивается на- на втулки 13, приваренные к фланцу 10,

40

личием книц 11, приваренных к фланцу 10.

Фланец 10 имеет три паза 12 (фиг. 2), служащих для заводки откидных болтов (не показаны), с помощью которых производится крепление фланца 10 к основанию 35 мачты (не показано), т. е. фиксация мачты в вертикальном положении.

К фланцу 10 приварены две втулки 13, которые установлены на ось 14 шарнира, закрепленную в основании мачты. Ось 14 шарнира служит осью заваливания мачты, которая установлена на рубке 15 судна.

В нижней части стойки под уткой 9 закреплен с помощью сварки башмак 16.

На носовой стойке 1 закреплены с помощью сварки на определенном расстоянии 45 один от другого и от палубы судна три кронштейна 17 для установки фонарей сиг- чально-отличительных огней 18-20. Четвертый сигнально-отличительный огонь 21 расположен на фланце 3.

заводится ось 14. Таким образом обеспечивается шарнирное соединение фланца 10 с основанием мачты. В боковые пазы 12 на фланце 10 заводятся откидные болты (не показаны), соединенные с основанием мачты. С их помощью фланец 10 закрепляется на основании мачты, т. е. осуществляется фиксация мачты в вертикальном положении.

Для того, чтобы мачта выдерживала силу ветра, действующего на поднятый парус, она раскрепляется с помощью штага 28 и вант 29,

Перед выходом судна в море парусное вооружение крепится по-походному. На мачте на кронштейнах 17 закреплены фонари сигнально-отличительных огней 18-20, на фланце 3 выставлен сигнальный огонь 21.

Перед- проходом судна под мостом возникает необходимость заваливания мачты, т. е. приведение ее в горизонтальное положение. Для этого с помощью талрепов (не 50 обозначены) освобождаются нижние концы штага 28 и вант 29. Из пазов 12 выводятся откидные болты, с помощью которых фланец 10 прикреплен к основанию мачты. Мачта поворачиваются вокруг оси 14 и укладывается своим верхним концом на корме судна.

Внутри стойки 1 размещаются кабели (не показаны) для питания фонарей, вывод кабелей на стойки осуществляется через стаканы сальников 22, расположенных над кронштейнами 17.

Судно оснащено парусным вооружением гафельного типа - к раке-бугелю 5 закреплен гафель 23 (фиг. 4), к которому в свою

очередь прикреплено парусное полотно- грот 24.

К стойке 2 на кронщтейне (не обозначен) крепится гафель-гард-таль 25.

К ноку гафеля 23 крепится дирик-фал 26,

являющийся снастью парусного вооружения,

нижний конец дирик-фала 26, пропущенный

через систему блоков (не обозначены), в том

числе через блок 7, закрепляется на утке 9.

К бащмаку 16, расположенному в нижней части стойки 2, щарнирно крепится гик 27.

Мачта, содержащая стойки 1 и 2, раскреплена с помощью щтага 28 и вант 29. Штаг закреплен нижним концом на носу судна, а ванты крепятся на его бортах. Верхние концы этих снастей закреплены в отК щтагу 28 может быть прикреплен парус

небольшого размера

стаксель 30.

Устройство работает следующим образом.

При постройке маломерного рыболовного судна на крыше рубки предусматривается место для устаноки мачты. На мачту, содержащую стойки 1 и 2, закрепленные торцами на фланцах 3 и 10, устанавливают на кронштейнах 17 фонари сигнально-отличитель- ных огней 18-20. На фланце 3 устанавливакабели для питания фонарей. Их концы пропускают через стаканы сальников 22. Концы этих кабелей после установки мачты на судне подсоединяют к источнику питания.

Подготовленная таким образом мачта

заводится ось 14. Таким образом обеспечивается шарнирное соединение фланца 10 с основанием мачты. В боковые пазы 12 на фланце 10 заводятся откидные болты (не показаны), соединенные с основанием мачты. С их помощью фланец 10 закрепляется на основании мачты, т. е. осуществляется фиксация мачты в вертикальном положении.

Для того, чтобы мачта выдерживала силу ветра, действующего на поднятый парус, она раскрепляется с помощью штага 28 и вант 29,

Перед выходом судна в море парусное вооружение крепится по-походному. На мачте на кронштейнах 17 закреплены фонари сигнально-отличительных огней 18-20, на фланце 3 выставлен сигнальный огонь 21.

Перед- проходом судна под мостом возникает необходимость заваливания мачты, т. е. приведение ее в горизонтальное положение. Для этого с помощью талрепов (не обозначены) освобождаются нижние концы штага 28 и вант 29. Из пазов 12 выводятся откидные болты, с помощью которых фланец 10 прикреплен к основанию мачты. Мачта поворачиваются вокруг оси 14 и укладывается своим верхним концом на корме судна.

При необходимости постановки паруса, например, для увеличения скорости хода

судна или при движении с выключенным двигателем производят следующие операции: расчехляют парус, верхнюю сторону парусного полотна прошнуровывают слаблением к гафелю 23, один угол полотна закрепляют на ноке гика 27, а другой - на башмаке 16. Затем снимают с утки 9 ходовой конец дирик- фала 26 и выбирают его. Под действием силы, приложенной к дирик-фалу 26 с помощью гафель-гардели (не показана), пропущенной через гафель-гард-таль 25, по стойA-J

ке 2 скользит вверх ракс-бугель 5 и вместе с ним поднимается гафель 23.

При подъеме гафеля 23 производится растягивание парусного полотна 24. Во время подъема гафеля 23 один член экипажа слаблинем (не показан) пришнуровывает переднюю шкаторину паруса к стойке 2.

Движению ракс-бугеля 5 по стойке 2 не препятствуют расположенные на стойке 1 кронштейны 17 для установки фонарей сиг- нально-отличительных огней.

фиг 2

21

Похожие патенты SU1248888A1

название год авторы номер документа
Устройство для изгиба мачты парусного судна 1986
  • Якимов Юрий Львович
  • Якимов Андрей Юрьевич
SU1369987A1
Парусное вооружение 1990
  • Макаров Михаил Иванович
  • Муртазин Шамиль Рашидович
SU1837032A1
ПАРУСНОЕ СУДНО ТИПА "МОТЫЛЕК" 2004
  • Дмитриев В.Л.
RU2255877C1
Разборное парусное вооружение судна 1987
  • Прудников Светослав Михайлович
SU1615029A1
Разборное парусное вооружение 1989
  • Синьковский Юрий Леонидович
  • Иванов Валерий Анатольевич
  • Пизина Валентина Дмитриевна
SU1654129A1
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ 2006
RU2378151C2
Парусное вооружение 1986
  • Якимов Юрий Львович
  • Босак Иван Моисеевич
  • Леонов Владимир Николаевич
  • Якимов Андрей Юрьевич
SU1384476A1
ПАРУСНОЕ СУДНО 2002
  • Троицкий Г.Н.
RU2265546C2
РАЗБОРНОЕ СУДНО 1990
  • Хоров Валерий Павлович
RU2013283C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ МАЧТЫ ПАРУСНОГО СУДНА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1995
  • Троицкий Г.Н.
RU2145291C1

Иллюстрации к изобретению SU 1 248 888 A1

Реферат патента 1986 года Мачта маломерного моторного судна

Формула изобретения SU 1 248 888 A1

Фиг. J

2it

28

30

Фиг.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1986 года SU1248888A1

Судовая мачта 1979
  • Арзамасцева Алла Федоровна
  • Гершкович Ефим Львович
  • Жолик Зинаида Васильевна
  • Ярославцев Василий Всеволодович
SU846379A1
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета 1915
  • Настюков А.М.
SU63A1

SU 1 248 888 A1

Авторы

Гультяев Владимир Пахомович

Абрамов Валерий Иванович

Кухаренко Ирина Александровна

Даты

1986-08-07Публикация

1984-12-20Подача