1
Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым мач. там.. .
Известна судовая мачта, содержащая трубчатую стойку с установленной на ней реей, несущей сигнально-отличительные средства 1 .
Недостатком указанной судовой мачты является повышенная трудоемкость ее обслуживания и большая масса.
Цель изобретения - снижение трудоемкости обслуживания мачты и уменьшейие ее- массы.
Поставленная цель достигается тем, что стойка снабжена,механизмом перемещения реи и направляющими/ жестко прикрепленными вдоль нее, а часть реи, сопряженная qo стойкой, выполнена с направляющими, сопряженным с направляющими стойки, причем рея соединена с механизмом перемещения канатом.
Кроме того, для исключения перекоса реи по дъеме она снабжена трубкой, стойка в верхне й части.снабжена обводными роликами, а канат механизма перемещения реи пропущен последовательно через упомянутую трубку, обводные ролики, расположеннне- на верху стойки, и закреплен на рее в верхней ее части.
На фиг. 1 схематически изображена судовая мачта (шгрих-пунктирными линиями показана ре в опущенном гюложении) ; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1,на фиг. 3 - вариант устройства крепления реи,; на фиг. 4 - разрез Б-Б на фиг. 2 (устройство- крепления .реи
10 в крайнем поднятом на мачте положении, общий вид); на фиг. 5 - разрез В-В на фиг. 1; на фиг. б - установка мачты на площадке верхнего строения судна (в данном случае плавучего,
15 грузоподъемного крана).
Судовая мачта представляет собой стальную трубчатую стойку 1, жестко закрепленную на площадке 2 судна, вдоль которой по обе стороны жестко
20 закреплены полосы 3. На стойке 1 с возможностью перемещения смонтирована трубчатая рея 4, содержащая кожух 5, внутри которого установлены, направляющие 6, охватывающие полосы 3.
25 На верхнем конце стойки 1 на кроншteйнax 7 установлены обвоДйые элементы - ролики 8, вокруг которых проведен канат 9, пропущенный через трубу 10, смонтированную на рее 4,
30 причем, одним концом он закреплен на
I Обух 11 реи 4, а другим - намотан
на механизм перемещения реи 4, в данном случае ручную лебедку 12, расположенную у нижней части стойки 1 на расстоянии от площадки 2, удобном для выполнения с ней работ. Для жесткого удержания реи 4 в
,крайнем верхнем положении мачта снабжена двумя Устройствами 13 для крепления, которые установлены на кожухе 5 с противоположных сторон стойки 1. Устройство 13 содержит корпус 14, в торцовых пазах которого смонтированы кулачки 15, сидящие свободно на осях 16, которые закреплены неподвижно в корпусе 14. На продолжеНИИ корпуса 14 установлен двуплечий рычаг 17, который под действием пружин 18, стягивающих кулачки 15, находится в постоянном контакте с выступами 19 кулачков 15. В верхней части стойки 1 смонтирован кронштейн 20 в виде перевернутого стакана, в котором выполнен упор 21 для воздействия на рычаг 17. На концах реи 4 закреплены крюки 22, за которые подвешены блоки 23 с пропущенным через них фалами 24. На фалах 24 установлены сигнально-отличительные огни 25 и фигуры 26. ;
Устройства 13 предназначены для жесткого крепления реи 4 в верхнем, поднятом на стойке 1 положении. Но это необходимо лишь в том случае, когда рея имеет значительную массу и воспринимает большие ветровые усилия и инерционные нагрузки при качке. В данном случае мачта установлена на плавучем кране. Плавучие краны в зависимости от категории плавания имеют ограничения по удалению от порта-убежища, по допустимой балльности ветра и волнения,, при это нагрузки, действующие на рею с учетом ограничения, невелики, т.е. установку устройств 13 не производить либо выполнить их максимально упрощенными, например, внутреннюю поверхность кронштейна 20 выполнить в виде конуса 27, а на корпусе 14 смонтировать конусный штьрь 28, входящий в кронштейн 20 при подъеме реи 4 (см.фиг.З).
Р&рта и обслуживание мачты производится следуиядим образом.
В нижнем опущенном положении рея 4 опирается на ручную лебедку 12, причем крюки 22, а соответственно, и блоки 23 расположены от площадки 2 на удобной для их обслуживания высоте. В этом положении производится осмотр и при необходимости ремонт и смазка блоков 23, а также заводка через блоки 23 фалов 24, на которых на определенном расстоянии друг от друга навешиваются необходимые сигнально-отличительные огни 25 и фигуры 26, после его начинают вращать ручную лебедку 12 и в канате
9 создается натяжение, под действие которого рея 4 начинает подниматься по стойке 1 вверх. Труба 10, внутри которой движется натянутый канат ,9, не дает рее 4 перекоситься на стойке 1/ а полосы 3, ограниченные с двух сторон направляющими 6, предотвращают разворот реи 4, т.е. создаютстрогую ориентацию реи 4 относительйо основных осей плавкрана. Подъем производится до тех пор, пок устройства 13 крепления не произведут надежное стопорение реи 4 в кра. нем поднятом положении. Это произойдет тогда, когда рычаг 17 достигнет упора 21 и утопится, при этом-он нажимает на выступы 19 кулачков.15, в результате чего сферические поверности кулачков 15 стремятся войти в контакт с внутренней поверхностью кронштейна 20. После касания всеми кулачками 15 поверхности кронштейна 20 дальнейшее перемещение кулачков становится невозможным. Продолжающа 1ействовать сила Р от натяжения каната 9 производит автоматическое закреплеН11е кулачков 15 на осях 16. В этом положении ручная лебедка 12 стопорится для создания, в канате 9 постоянного, натяжения. Возникающая в результате раскачивания реи 4 под действием инерционных сил при качке и сил ветрового воздействия сила Р, приложенная посредством кронштейна 20 к сферической поверхности кулачка 15, вызывает- перемещение корпуса 14, а следовательно, и реи 4 в направлении действия силы Р лишь в случае превышения сил трения, созданных действием силы Р между кулачками 15 и осями 16.
Для спуска реи 4 необходимо с помощью ручной лебедки 12 ослабить канат 9, при этом сила Р уменьшается до нуля, Кулачки 15 и рычаг 17 под действием пружин 18 занимают исходное положение, после чего рея 4 по полосам 3 съезжает вниз под действием собственного веса.
Предлагаемая конструкция мачты значительно уменьшает трудоемкость по обслуживанию узлов реи, рангоута и такелажа, то вызвано тем, что. в данной мачте производится подъем и спуск на канате только реи, в то время как в известной мачте производится подъем и спуск всей верхней трубчатой конструкции, поэтому усилие, прилагаемое к рукоятке ручной лебедки, значительно меньше по сравнению с усилием, прилагаемым к шестерне. В Мачте известной конструкции усилие на рукоятке яривода шестерни (без применения специальных понижакндих редукторов) может достигать величины, в.несколько раз превышаКнцей требуемую санитарную норму по Технике безопасности. При этом скорость выполнения операций по навешиванию и подъему сигналь но -отличи тельных огней и фигур. в предлагаемой конструкции возраста ет примерно в 2 раза. Сечение мачты, по сравнению с известной, уменьшено, так как в известной мачте использован телескопический принцип уменьшения высотного габарита, т.е. мачта состоит из нескольких труб разных диаметров, при; чем к основанию маЧты диаметр трубы растет, что необходимо для складыва.ния мачты-трубы верхней ее части .в трубы нижней. Формула изобретения 1. Судовая-мачта, содержащая труб чатую стойку с установленной на йей реей, несущей сигнально-отличительные средства, отличающаяс я тем, что, с целью снижения трудоемкости обслуживания мачты и
Л . //
Р .. |k-Ji.
фиг. / уменьшения ее массы, стойка снайлсена механизмом перемещения реи и направляющими, жестко прикрепленными вдоль нее, а часть рби, сопряженная со стойкой, выполнена с направляющими, сопряженными с (аправляющими стойки, причем рея соединена с механизмом перемещения канатом. 2. Мачта по п.1, отличающаяся тем, что, с целью исключения перекоса-реи при подъеме, она снабжена трубкой, стойка в верхней части снабжена, обводными роликами, а канат механизма перемещения реи пропущен последовательно через упо..тую трубку, обводные ролики, расположенные -на верху стойки, и закреплённа рее в верхней ее части. Источники информации, принятые во -внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР №186867, кл. В 63 В 15/02, 1966 (прототип) . 1, .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Судовая мачта | 1979 |
|
SU850494A1 |
Судовая мачта | 1981 |
|
SU1028555A2 |
Судовая мачта | 1981 |
|
SU1017584A2 |
Строительный подъемник | 1981 |
|
SU958290A1 |
Судовая мачта | 1981 |
|
SU1000339A2 |
Судовая мачта | 1983 |
|
SU1158433A2 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ ЗАЩИТНЫЙ КОНТЕЙНЕР | 2015 |
|
RU2596848C1 |
Грузоподъемный кран плавучего средства | 1988 |
|
SU1521704A1 |
Судовой грузоподъемный кран | 1979 |
|
SU1039862A1 |
Буровая установка | 1982 |
|
SU1046467A1 |
Авторы
Даты
1981-07-15—Публикация
1979-10-04—Подача