Изобретение относится к измериельной технике и может быть испольовано для измерения усилий и моента трения в плавающих невращаюихся подшипниках скольжения турбо- г омпрессоров.
Цель изобретения - снижение тру- оемкости путем выполнения измерений без демонтажа в работающей маине. 10
На фиг. 1 показана схема предлагаемого устройства для измерения усилий и момента трения в подшипниках; на фиг. 2 - разрез А-А на иг, 1; на фиг. 3 - схема выполне- J5 НИН упругих элементов.
Устройство содержит цилиндрический польш корпус 1, выполненный в виде фиксатора исг-следуемой машины, попарно радиально закрепленные од- 20 ними концами на нем в двух взаимно перпендикулярных плоскостях упругие элементы, выполненные в виде П-об- разных скоб 2 и 3 с поперечными пазами 4 и 5 на каждой из них, измери- 25 Тельные элементы, выполненные в виде наклеенных на скобах 2 и 3 тен- зорезисторов 6-8, и линейные подшипники, каждый из которых выполнен в виде закрепленной одним концом на скобах 2 и 3 пружины 9, коаксиально закрепленного на пружине 9 сепаратора 10 с шариками 11 и закрепленной на свободном конце пружины шайбы 12с центральным упором 13.Устройство снабжено размещаемыми в процессе подготовки к измерениям внутри канала 14 корпусе 1 цилиндрическим стержнем с двумя парами клинообразных выступов 16 и 17, на торце, расположенных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях и предназначенных для взаимодействия с поперечными пазами 4 и 5 скоб 2 и 3, благодаря чему центральные упоры смещаются к оси симметрии корпуса 1 и беспрепятственно проходят в отверстия среднего корпуса 18 и подишпни- ковой втулки 19 исследуемого .турбокомпрессора 20.
Устройство работает следующим образом.
В исходном состоянии вводят внутрь канала 14 корпуса 1 стержень 15 до взаимодействия его выступов 16 и 17 с пазами 4 и 5 скоб 2 и 3 и устанавливают корпус 1 в отверстия в сред- 55 нем корпусе 18 и подшипниковой втулке 19 исследуемого турбокомпрессора 20. Закрепляют корпус 1 в среднем
30
35
40
45
50
0 5
5
0
5
0
5
0
корпусе 18, извлекают из корпуса 1 стержень 15, при этом центральные упоры 13 разводятся и контактируют с поверхностью подшипниковой втулки 19. При измерении на работающем турбокомпрессоре 20 подшипниковая втулка 19 передает через центральные упоры 13 на П-образные скобы 2 и 3 осевые перемещения, пропорциональные измеряемым осевым усилиям и моменту трения, стремящемуся повернуть втулку 19. При перемещении подшипниковой втулки 19 только в осевом направлении центральные упоры 13 скобы 2 неподвижны относительно нее и передают на скобу 2 перемещение, деформируя ее, а центральные упоры 13 скобы 3 смещаются на шарнирах 11 по скобе, не вызывая ее деформации. При одновременном-осевом и вращательном движениях подшипниковой втулки 19 центральные упоры 13 передают на скобы 2 и 3 перемещения, соответствующие измеряемым усилиям и моментам.
Формула изобретения
1, Устройство для .измерения усилий и момента трения в подшипниках, содержащее цилиндрический полый корпус, попарно радиально закрепленные концами на одном из концов корпуса в двух взаимно перпендикулярных плоскостях упругие элементы, измерительные преобразователи и подключенный к ним регистрирующий блок, о т л и- чающееся тем, что, с целью снижения трудоемкости путем выполнения измерений без демонтажа в работающей машине, оно снабжено линейными подшипниками, каждьм .из которьк выполнен в виде закрепленной одним концом на другом конце упругого элемента пружины, ось симметрии которой перпендикулярна оси симметрии корпуса, коаксиально закрепленного на пружине сепаратора с шариками,контактирующими с упругим элементом, и закрепленной на свободном конце пружины и контактирующей с шариками шайбы с центральным упором на свободном торце., контактирующем в процессе измерения с исследуемым подшипником, упру- .гие элементы выполнены в виде П-об разных скоб с поперечными пазами на параллельных внутренних поверхностях, а измерительные преобразователи выполнены в виде наклеенных на этих скобах тензорезисторов.
2. Устройство по П.1, отличающееся тем, что, с целью обеспечения возможности его введения в исследуемый подшипник, оно снабжено размещаемым в процессе подготовки к измерениям внутри корпуса цилиндрическим стержнем с двумя парами клинообразных выступов на торце, расположенных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях и предназначенных для взаимодействия с поперечными пазами скоб.
Редактор С.Лисина
Составитель. В.Харитонов Техред В.Кадар
Заказ 4400/36 Тираж 778Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная,4
Фиг. 5
Корректор В.Бутяга
Изобретение может быть использовано для измерения усилий и момента трения в плавающих невращающихся подшипниках скольжения турбокомпрессоров. Цель изобретения состоит в снижении трудоемкости путем выполнения измерений без демонтажа в работающей машине. Устройство содержит корпус 1, выполненный в виде фиксатора турбокомпрессора 20, закрепленных на нем П-образных скоб 2 и 3 с пазами 4 и 5 и с тензорезисторами 6, 7, 8 и линейные подшипники, выполненные в виде закрепленных на концах скоб пружин 9, сепараторов 10 с упорами 13. Устройство снабжено стержнем 15 с выступами 16 и 17 на торце для подготовки скоб 2 и 3 и введению внутрь турбокомпрессора 20, Линейные подшипники обеспечивают самоустановку внутри отверстия подшипниковой втулки 19 в процессе измерений на работающем тypбoкo шpeccope 20. 1 з.п.ф-лы, 3 ил. I IS IS 20 (Л Фиг. 1
Устройство для измерения усилий имомента трения в подшипниках | 1974 |
|
SU509812A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1986-08-15—Публикация
1985-03-01—Подача