.« 1
Изобретение относится к промрыбо- лов ству, в частности к приборам контроля параметров трала, а именно к устройствам для определения перекоса устья рыболовного трала,
Цель изобретения - повышение точности определения путем исключения влияния боковых горизонтальных: течений,
На11)иг,1 показано данное устройство, план; на фиг,2 и 3 - положение датчиков перекоса при отсутствии перекоса устья трала для двух противоположных направлений (левого на фиг. 2 и правого иа фиг,3) бокового горизонтального течения, на фиг,4 и 5 то же при наличии перекоса устья трала с положительным углом перекоса для левого (фиг.4) и правого (фиг,5) направлений бокового горизонтального течения, на фиг.6 и 7 - то же при наличии перекоса устья трала с отрицательным углом перекоса для левого (фиг,6) и правого (фиг.7) направлений бокового горизонтального течения Устройство для определения перекоса устья трала содержит датчик перекоса, закрепленный в середине подборы 1 трала 2 и выполненный электрохимическим, состоящим из элементов 3 и 4 Г-образной формы, имеющих конусные насадки 5 и установленных так, что одни колена б и 7 элементов 3 и 4 направлены вдоль подборы в разные стороны а другие колена 8 и 9 - перпендикулярно подборе 1. Кроме того, устройство содержит также два усилителя 10 и 11, закрепленные на подборе 1, приемник сигнала, выполненный в виде двух записывающих приборов 12 и 13, и канал 14 связи между датчиком перекоса и приемником сигнала. Входы усилителей 10 и 11 соединены С элементами 3 и 4 датчикГа перекоса, а выходы усилителей 10 и 11 - с приемником сигнала. Каждый из записывающих приборов 12 и 13 соединен с выходом одного из усилителей 10 и 11 Канал 14 связи между элeмeнтa ш 3 и 4, усилителями 10 и 11 и записы вающими прибораьш 12 и 13 выполнен в ввде проводов, соединяющих элементы 3 и 4 с усилителями 10 и 11 и кабель-троса с жилами 15,16 и 17, проложенного в воде между судном 18 и тралом 2. Крепления элементов 3 и 4 и усилителей 10 и 11 к подборе 1 не показаны. Судно 18 буксирует
2535562
трал 2 по оси координат У, При от- сутствии переко са устья трала средний участок подборы 1 направлен по оси X координат. Направление 5 среднего участка подборы 1 во время работы ( буксировки) трала 2 показано осью 0-0, составляющей в общем случае угол d с осью X координат ,
10 Электрокинетический датчик генераторного ти1.а имеет две полости, разделенные пористой перегородкой 19 и заполненные полярной жидкостью, например морской водой. По обе сто- 15 РОНЫ пористой перегородки 19 установлены электроды 20. При протекании жидкости через перегородку 19 на электродах 20 возникает электрическое напряжение, величина которо- 20 го пропорциональна скорости протекания жидкости. Элементы 3 и 4 изготовлены из стеклянной трубки, они могут иметь на концах (в раскрыве конусных насадок 5) упругие мембра- , 25 ны и использоваться как датчики давления воды на эти мембраны.
Во время буксировки трала 2 на электродах 20 элементов 3 и 4 воз7 никают напряжения И и И . соответст- 30 венно, если через пористые перегородки 19 этих элементов протекает морская вода. Вода протекает через элементы 3 и 4 при наличии перекоса устья трала 2 (угол d Q) или бокового горизонтального течения (У 0), или при наличии того и другого. При отсутствии перекоса устья трала 2 (угол ) скорость буксировки Vg не вызывает протекания воды через элементы 3 и 4j если колена 8 и 9 направлены к кутку 21 трала 2 (фиг,1),при перемене направления протекания воды через элементы 3 и 4 изменяется полярность напряжений
.Пусть угол , скорость боково-1
го течения V. меньше нуля, тогда напряжение И 0,напряжение И. больJт
ше нуля (фиг.2).
Пусть угол , скорость бокового течения V больше нуля, тогда напряжение И больше нуля, напряжение (фиг.З).
35
50
Пусть угол ot больше нуля, ско- 55 рость бокового течения V меньше нуля, TofRa напряжения И и И, больше нуля (фиг.4). Уменьшение длины левого ваера 22 дает увеличение напряжения и и уменьшение напряжения И , поэтому для устранения перекоса усть трала 2 надо увеличивать длину левог веера 22 или уменьшать длину правого ваера 23 до равенства нулю напря- жёния И J (дальнейшее увеличение длины ваера 22 приведет к изменению полярности напряжения И ), при И 0 (как на фиг.2). Пусть,угол dt, больше нуля, скорость бокового течения V больше нуля, тогда напряжение И больше нуля, напряжение И. меньше нуля, так как вода заходит в колено 9 и выходит из колена 7 элемента 4, фиг.5). Уменьшение длины ваера 22 дает увеличение напряжения И (если .) и уменьшение напряжения И (увеличение по модулю). Длину ваера 22 надо увеличивать до устранения перекоса, когда напряжение И, равно нулю (дальнейшее увеличение длины ваера 22 приведет к изменению полярности напряжения И.(так как
т
вода будет заходить в колено 7, выходить из колена 9), при И боль- ше нуля (как на фиг.3),
Пусть угол Ы меньше нуля, скорость бокового течения V меньше нуля, тогда напряжение И, меньше нуля, так как вода заходит в полость элемента 3 через колено 8, выходит через колено 6), напряжение И больше нуля (фиг.6). Уменьшение длины ваера 22 дает увеличение напряжения
И Jдо нуля, когда нет перекоса устья трала , при этом напряжение И больше нуля (как на фиг.2).
Пусть угол о меньше нуля, скорость бокового течения V больше ну- Q ля, тогда напряжения И и И больше нуля (так как вода заходит в полости
5 10 t5 20
25
ЗО
5
Q
элементов 3 и 4 через колена 6 и 7, фиг.7). Уменьшение длины ваера 22 или увеличение длины ваера 23 дает уменьшение напряжения И до нуля, когда нет перекоса устья трала 2, при этом напряжение И , больше нуля (как на фиг.З).
В любом случае равенство нулю напряжения на одном из элементов 3 и 4 говорит об отсутствии перекоса устья трала, наличие положительного напряжения на одном из этих датчиков при отсутствии напряжения на другом датчике говорит об отсутствии перекоса устья трала 2 и наличии бокового горизонтального течения со стороны того датчика, на котором есть напряжение.
Величины напряжений, возникаюпр1х на электродах 20 элементов 3 и 4, усиливаются усилителями 10 и 11 и подаются на записывающие приборы 12 и 13. Текущие показания этих приборов позволяют команде судна 18 устранять перекосы устья трала 2. Кроме того, они позволяют уменынить боковые горизонтальные течения, деформирующие трал 2, и добиваться такого положения, когда трал 2 буксируется навстречу горизонтальному течению, что обеспечивает значительное увеличение уловистости трала.
Изобретение обеспечивает получение достоверной визуальной информации о наличии перекоса устья трала и бокового горизонтального течения и устраняет перекосы устья трала и выбирать курс судна таким образом, чтобы он совпал с вектором течения, что позволяет повысить точность определения перекоса трала, избежать деформации формы трала и повысить улов.
гг
л
фи. 1
Составитель Г. Богачова Редактор М, Дьшын Техред и.Верес Корректор Л. Патай
Заказ 4652/6 Тираж 679Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
По делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул. Проектная, 4
фиг. 7
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ХОДА ТРАЛА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ ХОДА ТРАЛА | 2004 |
|
RU2281649C2 |
Устройство для горизонтального раскрытия трала | 1990 |
|
SU1725795A1 |
Трал для лова рыбы /его варианты/ | 1984 |
|
SU1248581A1 |
Трал для лова рыбы | 1983 |
|
SU1158134A1 |
ТРАЛ ДЛЯ ЛОВА РЫБЫ | 1973 |
|
SU385566A1 |
СИСТЕМА ВООРУЖЕНИЯ ТРАЛА | 2001 |
|
RU2215412C2 |
Трал для лова рыбы | 1991 |
|
SU1797457A3 |
Способ и устройство контроля ведения промысловых работ с использованием трала при осуществлении мониторинга судов рыбопромыслового флота | 2017 |
|
RU2666170C1 |
ТРАЛОВАЯ ДОСКА | 2001 |
|
RU2203543C2 |
Устройство для лова водных организмов | 1988 |
|
SU1613083A1 |
ВСЕСОЮЗНАЯ1".^^^:<и';-'К.-:;;г^;Г'ЩЯ | 0 |
|
SU362604A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1986-08-30—Публикация
1983-08-24—Подача