Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в зубчатых приводах, работаюп ;их при высокой или низкой температурах.
Цель изобретения - повышение надежности и долговечности передачи за счет обеспечения эффективной смазки.
На фиг. 1 изображена зубчатая передача, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-. на фиг. 1.
Зубчатая передача состоит из колес 1 и 2. Колесо I выполнено из двух клинообразных дисков 3 и 4, между которыми с возможностью поворота вокруг колеса 1 установлен твердосмазочный зубчатый элемент эллипсообразной формы, образующая зубьев которого совпадает с образующей зубьев клинообразных дисков 3 и 4. Зубчатый твердосмазочный элемент 5 выполнен, например, из графита. Клинообразные диски i3 и 4 установлены на шлицевом валу 6 и стянуты гайкой 7. На валу 6 между клинообразными дисками 3 и 4 размещены дистанционные приставки 8, толщина которых больше толщины зубчатого твердосмазочного элемента 5, в результате чего между торцовыми поверхностями последнего и клинообразными дисками 3 и 4 образован воздушный зазор 9. На торцовых поверхностях твердосмазочного зубчатого элемента 5 выполнено четное число дугообразных сквозных пазов 10, с поверхностями 11 которых взаимодействуют направляюш.ие 12, закреп.тенные в отверстиях 13 клинообразных дисков 3 и 4. В каждом дугообразном пазу 10 установлен упругий элемент 14, который воздействует на направляющую, а другим концом упирается в торец дугообразного паза 10.
При сборке колеса 1 в твердосмазочном элементе 5 в дугообразных пазах 10 устанавливают упругие элементы 14 и смещают твердос.мазочный элемент 5 на угол У (из положения С в положение d, фиг. 2).
После этого вводят в зацепление колесо 1 с колесом 2 для обеспечения упругого поджатия твердосмазочного элемента 5 к зубьям колеса 2.
Зубчатая передача |)аботает следующим образом.
При вращениии зубчатых колес 1 и 2 твердосмазочный элемент 5, благодаря упругому элементу 14, прижимается к различным точкам зубьев колеса 2 и смазывает их. Благодаря тому, что твердосмазочный элемент 5 установлен под углом 2 к плоскости, перпендикулярной оси колеса, зуб колеса 2 при каждом новом обороте контактирует с зубом твердосмазочного элемента 5 новым своим участком.
В результате пленка из твердосмазочного материала образуется по всей щирине зуба.
Твердосмазочный элемент 5 выполняет функцию смазывания до тех нор, пока его зубья не износятся, после чего заменяется 0 новым.
Формула изобретения
Зубчатая передача , содержащая зубча5 тые колеса, по крайней мере одно из которых выполнено из двух клинообразных зубчатых дисков и твердосмазочного зубчатого элемента эллипсообразной формы, размещенного между дисками, отличающаяся тем, что, с целью новышения надежности
0 и долговечности передачи, твердосмазочный элемент установлен с возможностью поворота вокруг оси колеса и на торцовых поверхностях его выполнено четное число дугообразных сквозных пазов, в клинообразных дисках на плоскостях, обращенных друг к
5 другу, перпендикулярно к ним выполнены отверстия, сумма которых равна числу дугообразных пазов, колесо снабжено взаимодействующими с дугообразными пазами и закрепленными в отверстиях дисков паправQ ляющими и упругими элементами, установленными каждый в одном из дугообразных пазов и воздействуюп1ими на направляющую.
фие-2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Планетарная передача с твердой смазкой | 1978 |
|
SU781463A1 |
Упругое зубчатое колесо | 1987 |
|
SU1456672A1 |
Планетарный редуктор | 1979 |
|
SU945537A1 |
Многоступенчатая безлюфтовая зубчатая передача | 1978 |
|
SU911080A2 |
Волновой зубчатый редуктор | 1983 |
|
SU1147884A1 |
Колесо зубчатое упругое | 2016 |
|
RU2619880C1 |
Многоступенчатая безлюфтовая зубчатая передача | 1977 |
|
SU744177A1 |
Устройство для смазывания реборды кранового колеса | 1990 |
|
SU1782831A1 |
Торцовая передача | 1990 |
|
SU1758313A1 |
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ ГРЕБНЕЙ КОЛЕС ПОДВИЖНОГО СОСТАВА | 2001 |
|
RU2189024C1 |
Изобретение относится к машиностроению и используется в зубчатых передачах. работающих при высокой или низкой температурах. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности передачи за счет обеспечения эффективной смазки. Это достигается тем, что в колесе 1 твердосмазочный зубчатый элемент 5 установлен между клинообразными дисками 3 и 4 с возможностью поворота вокруг оси колеса. При этом зубья твердосмазочного элемента 5 будут упруго поджаты к зубьям колеса 2. В результате этого будет равномерно и интенсивно смазываться поверхность зубьев зубчатой передачи. 2 ил. сл to о 4 о: СО
Авторы
Даты
1986-11-15—Публикация
1985-07-26—Подача