128
ванного в соответствии с износом изменения усилия затяжки пружи. Для этого муфта сцепления содержит размещенные в отверстиях 7 ведомой полумуфты 2 пальцы 8. Е1а одном из их концов установлены регулировочные элементы (РЭ) 9, контактирующие с нажимным Д 4. РЭ 9 имеют выступы 10, расположенные в выемках 11 на нажимном Д 4. Напротив выемок 11 выполнены метки со шкалой, одинаковой для каждого РЭ 9. Каждая шкала тарируется
1
Изобретение относится к машиностроению.
Целью изобретения является повышение срока службы муфты путем равномерного прижатия фрикционных дисков по окружности и точности регулировки усилия их прижатия за счет индукции тарированного в соответствии с износом изменения усилия затяжки пружин.
На фиг. 1 изображена многодисковая фрикционная муфта сцепления, общий вид J на фиг. 2 - вид А на фиг.1, на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - фиксирующий элемент} на фиг. 5 - гибкий фиксирующий элемент, вариант.
Фрикционная муфта сцепления содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты, фрикционные диски 3, размещенные между нажимным 4 и опорным 5 дисками. Опорный диск 5 установлен в кольцевом усилителе 6, ведомой полумуфты 2, жестко закрепленной на шлицевой части ведомого вала (не показано).
В отверстиях 7 ведомой полумуфты 2 размещены пальцы 8, на одном конце которых установлены регулировочные элементы 9, контактирующие с нажимным диском 4.- Регулировочные элементы 9 имеют выступы 10, которые входят в соответствующие выемки 11 на нажимном диске 4 Соответственно выемкам 11 на поверхности нажимного диска 4, контактирующей с регулировочными элементами 9, выполнены метки со шкалой 12,- одинаковой для каждого регулировочного элемента 9.
27
в соответствии с тарированным изменением усилия каждой нажимной пружины 18 при износе. На свободных концах пальцев 8 лысками расположен гибкий фиксирующий элемент 14. Он выполнен в виде шайб 15, соединенных гибкими перемычками. Для восстановления заданного передаваемого крутящего момента РЭ 9 поворачивают на равный угол по шкале. Гибкий элемент 14 фиксирует пальцы 8 от проворота. 1 3.п. ф-лы, 5 ил.
Свободные концы пальцев 8 имеют лыски 13, на которые надет гибкий фиксирующий элемент 14, представляющий собой шайбы 15, соединенные меж- ду собой гибкими перемычками 16.
Перемычки 16 в сочетании с лысками 13 фиксируют пальцы 8 от поворота, шайбы 15 и буртик 17 пальцев 8 фиксируют от перемещения в осевом .направлении. Между гибким фиксирующим элементом 14 и ведомой полумуф- Той 2 на пальцах 8 установлены пружины 18 с одинаковыми тарированными усилиями.
Б выключенном положении механизм выключения 19 отодвигает нажимной диск 4 от фрикционных дисков 3, размыкая их. При включении муфты осевое сжимающее усилие пружин 18 воспринимают пальцы 8, так как ведомая полумуфта 2 в осевом направлении остается неподвижной. Через пальцы 8 и связанные с ними регулировочные элементы 9 усилие пружин 18 передается на нажимной диск 4, который под действием этого усилия перемещается в осевом направлении в сторону пакета дисков 3, сжимая их.
Первоначальный момент трения обеспечивается навинчиванием на пальцы 8 регулировочных элементов 9 до момента начала сжатия дисков 3. Фиксируется положение элемента 9 (наносится на нем риска). Относительно контроль- ной метки на нажимном диске 4 (метка 0), далее навинчиванием каждого регулировочного элемента 9 на одно и то же число оборотов, совмещая рис
31
ку на регулиротзочном элементе 9 с установочной меткой , на нажимном диске 4. Установочная метка Y, удовлетворяет условию получения требуемого усилия данного комплекта тариро- ванных пружин 18. Наличие выступов 10 на рег улировочных элементах 9, взаимодействующих с соответствующими выемками 11 на нажимном диске 4, позволяет автоматически осуществлять стопорение элемента 9 от самоотвинчивания. Возможны и другие способы стопорения регулировочного элемента 9, например отгибными шайбами (не изображено). При этом достигается плавная регулировка усилия прижатия дисков 3 с заданной точностью.
При износе фрикционных дисков 3 уменьшается натяжение пружин 18, а следовательно, и их давление на нажимной диск 4. Натяжение пружин 18 .восстанавливается фиксированным по воротом на равную величину, определяемую экспериментально, регулировочных элементов 9. Для восстановления .первоначального усилия и значит первоначального, т.е. заданного коэффициента запаса муфты, необходимо повернуть регулировочные элементы 9, совместив их риски с компенсационной меткой K,Q , соответствующей первому километражу пробега, равному приблизительно 10 т«км пробега. Вторая компенсационная метка К jo соответствует приблизительно 20 т.км про бега.
Следовательно, натяжение пружин 18 после того, как машина пройдет примерно 20 , вторично восстанавливается путем совмещения риски
O
5
5
35
0;
0
5
0
Tia регулировочных элементах 9 с компенсационной меткой К„р .
Формула изобретения
1.Фрикционная муфта сцепления, содержащая ведомую и ведущую полумуфты с пакетом фрикционных дисков, нажимной диск, пальцы, свободно размещенные в отверстиях ведомой полумуфты, регулировочные элементы, установленные на концах пальцев и контактирующие с нажимным диском, фиксирующий элемент, установленный на пальцах с упором в осевом направлении и с возможностью их фиксации от проворота, пружины, установленные
на пальцах между фиксирующим элементом и ведомой полумуфтой, отличающаяся тем, что, с целью повышения срока службы путем обеспечения равномерного прижатия дисков по окружности и точности регулировки усилия прижатия, фиксирующий элемент выполнен гибким, а регулировочные элементы установлены с возможностью фиксированного поворота на заданный угол, соответствующий изменению усилия затяжки пружин при износе фрикционных дисков,
2.Муфта по п. 1,отличаю- щ а я с я тем, что пружины выполнены с одинаковыми тарированными уси- ЛИЯМИ, а на поверхности нажимного диска, контактирующей с регулируемыми элементами, выполнены метки с тарированной шкалой, одинаковой для каждого регулировочного элемента и соответствукщей тарировке пру - жин.
Б-Б
фиъ.З
Фиъ.г
ю
15
Фиг.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Фрикционная предохранительная муфта | 1984 |
|
SU1244412A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1989 |
|
SU1762018A1 |
Устройство для получения тарированного крутящего момента | 1985 |
|
SU1328184A2 |
ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ФРИКЦИОННАЯ МУФТА-ТОРМОЗ | 1973 |
|
SU383921A1 |
Центробежная муфта | 1976 |
|
SU666331A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1986 |
|
SU1425375A1 |
Фрикционная предохранительная муфта | 1979 |
|
SU947501A1 |
Предохранительная фрикционная муфта | 1982 |
|
SU1128010A1 |
Устройство для получения тарированного крутящего момента | 1986 |
|
SU1460459A1 |
ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНАЯ МУФТА | 1998 |
|
RU2160397C2 |
Изобретение относится к машиностроению, а именно к фрикционным муфтам сцепления с регулируемым усилием нажимных пружин. Целью изобретения является повьшение срока службы муфты путем равномерного прижатия фрикционных дисков (Д) 4 по окружности и точности регулировки усилия их прижатия за счет индикации тарироА fS (Л иг. J
14
Фиг. 5
Фрикционная муфта | 1978 |
|
SU718648A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-12-30—Публикация
1985-05-31—Подача