жин и позволяет увеличить долговечность амортизатора з а счет уменьшения внутренних напряжений в упругом элементе (УЭ) 6. Амортизатор включает корпус 1 и вал 2, образующие кольцевую полость для размещения пакета металлических обойм 4 и 5. Наружные обоймы 4 связаны с корпусом а внутренние 5 - с ваЛом 2. Между обоймами 4 и 5 пакета металлических обойм установлены и привулканизиро- ваны к ним УЭ 6 друг над другом. В каждом ряду УЭ 6 выполнен в виде отдельных секторов, равномерно расположенных по окружности и установленных в каждом ряду и между ними с за
1
Изобретение относится к буровой технике и может быть использовано при бурении глубоких нефтяных и газовых скважин.
Цель изобретения - увеличение долговечности амортизатора за счет уменьшения внутренних напряжений в упругом элементе.
На фиг. 1 показан надцолотньй амортизатор, общий вид; на фиг.2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг.3-разрез Б-В на фиг. 2 на фиг. 4 - металлическая обойма с упругим элементом, общий вид.
Наддрлотный амортизатор содержит корпус 1 и полый вал 2, которые образуют кольцевую полость для размещения пакета металлических обойм 3, причем наружные обоймы 4 связаны с корпусом 1, а внутренние 5 - с валом 2. Между обоймами 4 и 5 расположены привулка- низированные к ним ряды упругого элемента 6, установленные друг под другом, причем упругий элемент в каждом ряду выполнен в -виде отдельных секторов 7, равномерно расположенных по окружности и установленных в каждом ряду и между рядами с зазором относительно друг друга, а сектора упруго- го элемента смежных рядов смещены в осевом направлении. Пакет металлических обойм 3 сжат в корпусе 1 посредством верхнего 8 и нижнего 9 перевод89980
зором друг относительно друга. Сектора УЭ 6 смежных рядов смещены в осевом направлении. В процессе работы амортизатора крутящий момент передается от буровой колонны через обойму 4, УЭ 6, обойму 5 и вал 2. Возникающие при этом продольные колебания передаются валу 2, смещающемуся относительно корпуса 1 в резонансе с пиковыми нагрузками на долоте. При этом сектора УЭ 6 деформируются в осевом и радиальном направлениях . При снятии пиковых нагрузок на долото вал 2 возвращается в исходное положение . 4 ил.
ников, а на валу 2-е помощью гайки 10 и регулировочного кольца 11. Б корпусе 1 закреплено ограничительное кольцо 12 посредством втулок 13 и 14, причем между ограничительным кольцом 12 и гайкой 10 образован зазор h,. В нижней части устройства выполнена кулачковая муфта, содержащая нижний переводник 9 и подвижную (относительно корпуса 1) полумуфту 15 с резьбой 16, закрепленную на валу 2. Для установления величины зацепления кулачковой муфты между нижним переводником 9 и пакетом металлических обойм 3 установлено регулировочное кольцо 17. Кулачковая муфта установлена с осевым hji и боковым зазорами между рабочими поверхностями кулачков, причем величина зазора выбирается из расчета предельно допустимой деформации упругих элементов. I
Устройство работает следующим образом.
С помощью верхнего переводника 8 и полумуфты 15 с резьбой 16 амортизатор включают в компоновку бурильной колонны, соединяя его с долотом и бурильными трубами. Передача крутящего момента от верхнего присоединительного переводника 8 к полумуфте 15 осуществляется через наружную ;обойму 4, упругий элемент 6, внутреннюю обойму 5 и вал 2. Силы трения
между металлическими обоймами, необходимые для передачи крутящего момента, обеспечиваются за счет сборки деталей с осевьм .натягом с помощью присоединительного переводника 8 и гайки 10.
При работе долота на забое возникают интенсивные продольные колебания, которые передаются валу 2 амортизатора. Вал 2, имея сравнительно небольшую массу, смещается относительно корпуса 1 в резонансе с пиковыми нагрузками на долоте. При этом сектора 7 упругих элементов деформируются как в осевом, так и в ради- апьном направлениях. При снятии пиковой нагрузки на долото вал 2 амортизатора возвращается в исходное положение .
Когда долото по тем или иным причинам работает с повышенным тормозным моментом, передача крутящего момента осуществляется посредством вступающей в работу кулачковой муфты. При этом бo coвoй зазор с между рабочими поверхностями кулачков снижается до нуля, дальнейшая деформация упругих элементов прекращается и тем самым предупреждается их разрушение .
В тех случаях, когда на долото действует осевая нагрузка, превы9980
/0
J5
20
25
30
тающая рабочий режим его нагружения, например в аварийной ситуации, осе- :вое смещение вала 2 относительно корпуса 1 не превьш1ает заданных (безопасных, для упругого элемента) величин осевых зазоров между рабочими поверхностями кулачков (h) и торцовыми поверхностями ограничительного кольца 11 и гайки 10 (h,).
Формула изобретения
Надцолотный амортизатор, включающий корпус и вал, образующие кольцевую полость для размещения пакета металлических обойм, наружные из которых связаны с корпусом, а внутренние с валом, расположенные между обоймами и привулканизированные к ним ряды упругого элемента, установленные друг под другом, отличающийся тем, что, с целью увеличения долговечности амортизатора за счет уменьшения внутренних напряжений в упругом элементе, упругий элемент в каждом ряду выполнен в виде отдельных секторов, равномерно расположенных по окружности и установленных в каждом ряду и между рядами с зазором относительно друг друга, причем сектора упругого элемента смежных рядов смещены в осевом направлении.
/} /)
фиг.2
б- 6
X
.
tf)
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Амортизатор бурильной колонны | 1979 |
|
SU796382A1 |
Шпиндель-амортизатор | 2002 |
|
RU2224865C1 |
АМОРТИЗАТОР | 1992 |
|
RU2039197C1 |
ТУРБОБУР-РЕДУКТОР | 2002 |
|
RU2198994C1 |
Наддолотный амортизатор | 1980 |
|
SU912908A1 |
БУРОВОЙ АМОРТИЗАТОР | 1992 |
|
RU2046925C1 |
Винтовой забойный двигатель | 2002 |
|
RU2224078C2 |
Виброгаситель | 1979 |
|
SU881290A1 |
Кулачковая муфта сцепления | 1989 |
|
SU1813941A1 |
ШПИНДЕЛЬ ТУРБОБУРА | 2001 |
|
RU2176015C1 |
Изобретение относится к бурению глубоких нефтяных и газовых скваСО to 00 ;D QD 00
Копылов В.Е | |||
и Артюшкин В.Н | |||
Быстроразъемные и упругие соединения бурильных труб | |||
Тюмень, ТГУ, 1983, с | |||
Способ приготовления пищевого продукта сливкообразной консистенции | 1917 |
|
SU69A1 |
Способ очищения сернокислого глинозема от железа | 1920 |
|
SU47A1 |
Наддолотный амортизатор | 1980 |
|
SU912908A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1987-02-15—Публикация
1985-08-09—Подача