Изобретение относится к гидротехническому строительству, в частности к батопортам, и служит для перекрытия пролета судо- пропускных отверстий.. Оно может использоваться также в качестве сухого дока.
Цель изобретения - повышение удобства в эксплуатации за счет воспринятия напора воды пролетным строением одновременно с двух сторон канала.
На фиг. 1 изображено судопропускное сооружение, вид сверху при закрытом пролетном строении; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - судопропускное сооружение при открытом пролетном строении, вид сверху; на фиг. 5 - разрез В-В на фиг. 4; на фиг. 6 - разрез Г-Г на фиг. 4; на фиг. 7 - канал с пролетным строением во время транспортировки, поперечный разрез; на фиг. 8 - сухой док с пролетным строением, вид сверху.
Пролетное строение судопропускного сооружения состоит из двух подпорных элементов 1 с цилиндрическими внешними поверхностями и круглого основания, образованного нижней частью элементов , боковыми понтонами 2, жестко связанными с элементами 1 и оборудованными пазухами 3, и двумя поворотными понтонами 4, соединенными между собой шарнирами 5 с нижней стороны основания и снабженными жесткими кронштейнами 6, соединенными шар- пирами 7 с боковыми понтонами 2 с верхней стороны основания и расположенными в местах, которые соответствуют местам раз- мс цения пазух 3.
Для скрепления поворотных понтонов 4 л.руг с дру1 ом в опущернюм положении слу- ЖП1- фиксирующие устройства 8, для скрепления боковых понтонов 2 друг с другом при поднятом положении поворотных нон- тонов 4 - фиксирующие устройства 9 и для скрепления поворотных понтонов 4 в опу- iueHHOM положении с боковыми понтонами 2 - фиксирующие устройства 10. Пролетное строение располагается на дне 11 между устоями 12 в пролете судопрог ускно- го канала 13. Внутренние поверхности эле- менгов 1 выполнены плоскими, а расстояние между ними равно расстоянию между устоями 12. Снизу в основании выполнено несквозное отверстие 14 круглого поперечного сечения с упругой прокладкой 15 внутри, расположенное в центре основания.
В боковых устоях 12 предусмотрены ии- ПП1 16 с вогнутыми цилиндрическими поверхностями, имеющими радиус, превышающий радиус основания. В дне 11 выполнено у| аубле1ше 17 круглой формы того же радиуса с плоским горизонтальным дном, в котором смонтированы наружное упругое кольцо 18, отвечающее местоположению передней части элементов 1, и внутреннее уп
0
5
0
0
5
0
5
ругое кольцо 19, отвечающее местоположению тыловой части боковых понтонов 2.
В центре углубления 17 дна 11 заделан вертикальный цилиндрический штырь 20, имеющий диаметр, соответствующий диаметру несквозного отверстия 14 с нижней стороны основания.
Для установки четырех шандоров 21, каждые два из которых при открытом для прохода судов 22 судопропускном канале 13 замыкают ниши 16 боковых устоев 12, с наружной стороны элементов 1 и в самих нишах 16 боковых устоев 12 выполнены вертикальные пазы 23, а в углублении 17 дна 11 - горизонтальные пазы 24.
Сооружение может быть использовано в качестве сухого дока для докования судов 22. Для этого пролетное строение размещается в общей кольцевой нище 25 между боковыми устоями 12, имеющими тупиковый судопропускной канал 26 (фиг. 8).
Сооружение работает следующим образом.
Пролетное строение в сложенном виде на плаву заводится с помощью буксира на место установки, которое в плане расположено между нишами 16 в боковых устоях 12 на оси судопропускного канала 13 над штырем 20.
Для беспрепятственной доставки плавучего пролетного строения на место установки необходимо, чтобы его ширина в сложенном виде была меньше ширины пролета судопропускного канала 13 в поперечных сечениях, расположенных за пределами ниш 16 в боковых устоях 12.
Вертикальные плоскости внутренних стен элементов 1 с боковыми понтонами 2 при установке плавучего пролетного строения должны располагаться строго параллельно оси судопронускного канала 13.
После заводки пролетного строения оно разворачивается, в результате чего ширина его увеличивается до максимальной величины. Для этого с помощью фиксирующих устройств 9 освобождают от скрепления друг с другом боковые понтоны 2, далее с помощью щпилей, расположенных на боковых устоях 12 и связанных гросами с кнехтами, размещенными на элементах 1, производится раздвижка элементов 1 с боковыми поптонами 2 относительно друг друга, затем откачивается вода из балластных отсеков элементов 1 с боковыми понтонами 2 и одновременно заполняются водой поворотные понтоны 4.
Под действием образующейся при этом вертикальной силы, направленной вниз, поворотные понтоны 4 опускаются и одновременно поворачиваются вокруг шарниров 5 и 7, вследствие чего происходит дальнейщее раздвижение элементов 1 с боковыми понтонами 2.
После окончания разворачивания поворотных понтонов 4 и принятия горизонтального положения с помощью фиксирующих устройств 8 поворотные понтоны 4 скрепляются друг с другом и с помощью фиксирую- щих устройств 10 - с боковыми понтонами 2.
Далее продолжается заполнение водой поворотных понтонов 4 и одновременно с ним начинается заполнение балластных отсеков элементов 1 с боковыми понтонами 2 до тех пор, пока упругая прокладка 15 внутри несквозного отверстия 14 не войдет в контакт с вертикальным цилиндрическим щтырем 20, а само основание - с концен- трическими упругими кольцами 18 и 19.
Затем заполнение водой поворотных понтонов 4 и балластных отсеков элементов 1 с боковыми понтонами 2 временно приостанавливается и производится фиксирование плавучего пролетного строения в заданном положении относительно вертикальной оси путем установки в горизонтальные и в вертикальные пазы 23 и 24 четырех щандо- ров 21.
Затем возобновляется заполнение водой поворотных понтонов 4 и балластных отсеков элементов 1 с боковыми понтонами 2 до того момента, пока основание полностью не опустится на концентрические упругие кольца 18 и 19, а упругая прокладка 15 внутри несквозного отверстия 14 - на вертикальный цилиндрический щтырь 20.
При этом положении плавучего пролетного строения относительно вертикальной оси пролет судопропускного канала 13 остается открытым и суда 22 могут проходить через него беспрепятственно в обоих направлениях.
Для перекрытия пролета судопропускного канала 13, необходимость чего может быть вызвана требованиями защиты внутренней акватории от наводнения или сильного волнения, убираются все четыре щан- дора 21. Вслед за этим выкачивается вода из поворотных понтонов 4 и балластных отсеков элементов 1 с боковыми понтонами до тех пор, пока основание не выйдет из кон- такта с концентрическими упругими кольцами 18 и 19, а упругая прокладка 15 внутри несквозного отверстия 14 - с вертикальным цилиндрическим штырем 20.
После этого плавучее пролетное строение поворачивается вокруг оси вертикального цилиндрического щтыря 20 до того момента, пока оно не займет новое положение перпендикулярное предыдущему своему положению.
Поворот плавучего пролетного строения вокруг вертикальной оси осуществляется щпилями, размещенными на боковых устоях 12 с помощью тросов, натянутых между
5
Q 5
«
5
5
5
0
0
шпилями и кнехтами, расположенными на элементах 1.
Затем плавучее пролетное строение устанавливается в углубление 17 дна 11 в новом положении, причем его установка производится в порядке, который был описан ранее.
После выполнения всех перечисленных операций плавучее пролетное строение полностью перекрывает пролет судопропускного канала 13.
В этот период времени действующее на пролетное строение усилие от напора воды через один из элементов 1 с боковым понтоном 2 передается на все основание, а затем через концентрические упругие кольца 18 и 19 и вертикальный цилиндрический штырь 20 далее на дно 11 и, наконец, на грунт основания.
В случае необходимости удаления пролетного строения из судопропускного канала 13 оно складывается для того, чтобы его можно было бы транспортировать по каналу 13.
Складывание пролетного строения производится в обратном порядке.
При использовании сооружения в качестве сухого дока судно 22, которое нуждается в ремонте, заводится в тупиковый судо- пропускной канал 26 между боковыми устоями 12 и далее в проход между двумя элементами 1 пролетного строения.
Вслед за этим пролетное строение поворачивается вокруг вертикального цилиндрического щтыря 20 на 90°, после чего произ-. водится поэтапное опускание его на концентрические упругие кольца 18 и 19 и н; вертикальный цилиндрический щтырь 20, i также одновременная установка четырех щандоров 21. Затем производится откачка воды из общей кольцевой нищи 25 между боковыми устоя.ми 21 и судно 22 садится на кильблоки, которыми оборудуются сухие доки, после чего начинается ремонт судна 22.
После окончания ремонта судна 22 общая кольцевая ниша 25 между боковыми устоями 12 вновь заполняется водой, вследствие чего судно 22 всплывает с кильблоков. Затем пролетное строение снова поворачивается вокруг вертикального цилиндрического щтыря 20 и судно 22 выводится из сооружения и далее через канал 26 между боковыми устоями 12 в экваторию.
Формула изобретения
I. Судопропускное сооружение, содержащее канал, образованный дном и устоями с нищами, плавучее пролетное строение с заполняемыми водой балластными отсеками, размещенное между устоями, и привод пролетного строения, отличающееся тем, что, с целью повышения удобства эксплуатации за счет воспринятия напора воды пролетным строением одновременно с двух сторон канала, оно снабжено шандорами, в дне выполнено углубление круглой формы, сопрягающееся с нишами устоев, выполненными цилиндрической формы, а пролетное строение выполнено в виде круглого основания с диаметрально противоположно расположенными подпорными элементами с цилиндрическими внешними поверхностями, установленного в углублении дна с возможностью поворота в горизонтальной плоскости, причем в нишах и цилиндрических подпорных элементах с внешней стороны вы
полнены вертикальные пазы, в которых размещены шандоры.
2.Сооружение по п. 1, отличающееся тем, что внутренние поверхности подпорных элементов выполнены плоскими, а расстояние между ними равно расстоянию между устоями.
3.Сооружение по пп. 1 и 2, отличающееся тем, что оно снабжено упругими уплотни- тельными кольцами, установленными в круглом углублении дна.
4.Сооружение по пп. 1-3, отличающееся тем, что круглое основание пролетного строения выполнено из нескольких шарнир- но соединенных между собой понтонов с возможностью складывания в транспортное положение.
л
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАТВОР | 1990 |
|
RU2040634C1 |
Судопропускное сооружение защитной дамбы | 1991 |
|
SU1788135A1 |
ТРАНСПОРТНЫЙ ПЕРЕХОД И СПОСОБ ЕГО СООРУЖЕНИЯ | 2015 |
|
RU2587673C1 |
ПЛАВУЧАЯ ПЕРЕПРАВА С ПЛАВУЧИМ МОДУЛЕМ И ПЛАВУЧЕЙ ОПОРОЙ С ПИЛОНОМ | 2018 |
|
RU2699198C1 |
Устройство для перекрытия отверстия гидротехнического сооружения | 1985 |
|
SU1439175A1 |
ГОЛОВНОЙ РЕГУЛЯТОР РЫБОХОДНО-НЕРЕСТОВОГО КАНАЛА | 2023 |
|
RU2810506C1 |
Судоремонтно-судостроительный комплекс | 1978 |
|
SU770915A1 |
СУДОПРОПУСКНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАЩИТНОЙ ДАМБЫ | 1990 |
|
RU2037601C1 |
Устройство для ввода плавучих средств в камеру судопропускного сооружения | 1981 |
|
SU977567A1 |
СУДОПРОПУСКНОЕ СООРУЖЕНИЕ ЗАЩИТНОЙ ДАМБЫ | 1990 |
|
SU1832788A1 |
Изобретение относится к гидротехнике, а именно к судопропускным сооружениям через ограждающие акваторию дамбы и другие пренятствия. Цель изобретения - повышение удобства в эксплуатации за счет воспринятия напора воды пролетным строением одновременно с двух сторон канала. В канале 13 между устоями 12 с нишами 16 установлено плавучее пролетное строение, имею- ш.ее заполняемые водой балластные отсеки. Пролетное строение выполнено в виде подпорных элементов 1 и основания круглой формы, враш,аюшегося вместе с элементами 1 на штыре 20. Зазоры между устоями 12 и элементами 1 перекрываются шандора- ми 21. При повороте основания с элементами 1 судоходный канал можно открыть или перекрыть, обеспечивая, когда это необходимо, проход судов 22 или зан1иту акватории от ветровых и нагонных волн. 3 з. п. ф-лы. 8 ил. со О5 G: -vi
11
/X/ /VX /ХХ //
cpa.Z
X/ ХХх /// //X /Хх TvV
12
(ftje.7
фиг. I
Кучеренко П | |||
Ф | |||
и др | |||
Сухие доки, Л., Судостроение, 1976, с | |||
СЧЕТНЫЙ ДИСК ДЛЯ РАСЧЕТА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ ПИЩИ | 1919 |
|
SU284A1 |
Аварийно-ремонтное заграждение для каналов | 1979 |
|
SU885420A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1987-03-15—Публикация
1985-10-15—Подача