1
Изобретение относится к машиностроению, в частности к коробкам передач, используемым в станкостроении, автомобилестроении и др.
Целью изобретения является повышение КПД коробки передач за счет уменьшения в коробке передач гидравлических потерь.
На фиг. 1 показана кинематическая схема коробки передач; на фиг. 2, 3 и 4 - элементы включения соответственно дополнительного и двух основных синхронизаторов.
Коробка передач состоит из корпуса 1, ведущего 2, промежуточного 3 и ведомого 4 валов. На ведущем валу 2 установлено подвижно в окружном направлении ведущее зубчатое колесо 5, жестко связанное с зубчатой полумуфтой б и обоймой 7 дополнительного синхронизатора 8. На том же валу 2 установлена подвижно в осевом направлении зубчатая полумуфта 9, связанная с синхронизатором 8 и подпружиненная пружиной 10. Управление полумуфтой 9 и синхронизатором 8 осуществляется через блокировочный палец 11.
Ведущее зубчатое колесо 5 постоянно зацеплено с зубчатым колесом 12, жестко установленным на промежуточном валу 3, на котором установлены также зубчатые колеса 13- 16 соответственно пятой, третьей, второй и первой передач и зубчатое колесо 17 для промежуточного отбора мощности. На ведомом валу 4 установлены подвижно в осевом направлении две сдвоенные зубчатые полумуфты 18, 19 и 20, 21 с синхронизаторами 22 и 23, а также подвижно в окружном направлении - зубчатые колеса 24, 25 и 26 соответственно пятой, третьей и второй передач, которые постоянно зацеплены с зубчатыми колесами 13, 14 и 15. Зубчатая полумуфта 18 может входить в зацепление с зубчатым колесом 27, жестко закрепленным на ведущем валу 2, а зубчатая полумуфта 19 - с зубчатой полумуфтой 28, жестко скрепленной с зубчатым колесом 24. Управление сдвоенными полумуфтами 18 и 19 осуществляется через синхронизатор 22 с помощью блокировочного пальца 29. Зубчатая полумуфта 20 может входить в зацепление с зубчатой полумуфтой 30, жестко скрепленной с зубчатым колесом 25, а зубчатая полумуфта 21 - с зубчатой полумуфтой 31, жестко скрепленной с зубчатым колесом 26. Управление сдвоенными полумуфтами 20 и 21 осуществляется через синхронизатор 23 с помощью блокировочного пальца 32. Кроме того, на ведомом валу 4 установлено подвижно в осевом направлении зубчатое колесо 33, которое может входить в зацепление с зубчатым колесом 16, обеспечивая первую передачу. Прямая четвертая передача осуществляется при зацеплении полумуфты 18 с зубчатым колесом 27, зубчатые полумуфты 6 и 9 разъединяются
1310556
0
5
0
5
0
5
0
5
0
5
с помощью блокировочного пальца 11 и тяги 34, на которую воздействует блокировочный палец 29 через упорный под- щипник 35, что обеспечивает непосредственное соединение ведущего вала 2 с ведомым валом 4 и отключение промежуточного вала 3 от ведущего вала 2.
Коробка передач работает следующим образом.
Первая, вторая, третья и повышающая пятая передачи включаются только тогда, когда зубчатые полумуфты 6 и 9 зацеплены между собой и ведущее зубчатое колесо 5 жестко соединено с ведущим валом 2, обеспечивая передачу крутящего момента с ведущего вала 2 на промежуточный вал 3 через зубчатую пару, состоящую из колес 5 и 12. С промежуточного вала 3 крутящий момент передается на ведо.мый вал 4: при первой передаче - через зубчатые колеса 16 и 33, при второй передаче - через зубчатые колеса 15 и 26 и полумуфты 31 и 21, при третьей передаче - через зубчатые колеса 14 и 25 и полумуфты 30 и 20, при повышающей пятой передаче - через зубчатые колеса 13 и 24 и полулиуфты 28 и 19. Прямая четвертая передача включается при зацеплении между собой полумуфт 18 и 27 с одновременным отключением от нагрузки промежуточного вала 3 путем воздействия блокировочного пальца 29 через тягу 34 на дополнительный блокировочный палец 11, выводящий из зацепления полумуфты 6 и 9. Таким образом, при прямой передаче сокращаются потери на трение и перемешивание в коробке передач за счет отключения и остановки промежуточного вала 3.
Формула изобретения
Коробка передач, содержащая корпус, ведущий вал, на консоли которого установлена опора ведомого вала, соосного с ведущим, и зубчатое колесо, установленное на ведущем валу, промежуточный вал, зубчатые колеса, установленные на ведомом и промежуточном валах, синхронизаторы, включающие каждый обойму, зубчатые полумуфты и блокировочные пальцы, связывающие попарно зубчатые колеса, установленные на ведомом валу, и последний с ведущим валом, отличающаяся тем, что, с целью повышения КПД, коробка снабжена аналогичным основным дополнительным синхронизатором, связывающим ведущий вал с установленным на нем зубчатым колесом, зубчатая полумуфта которого размещена на ведущем валу и подпружинена в осевом направлении, и тягой, соединяющей через упорный подшипник блокировочные пальцы дополнительного синхронизатора и синхронизатора, связывающего ведомый и ведущий валы.
8ид А
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Отключаемый ведущий мост транспортного средства | 1990 |
|
SU1717423A1 |
Двухрежимная трансмиссия транспортного средства | 1989 |
|
SU1708669A1 |
Коробка передач | 1980 |
|
SU920302A2 |
Синхронизированная зубчатая муфта | 1988 |
|
SU1643210A1 |
Устройство для управления коробкой передач с плавным регулированием скорости вращения и механизмом подачи топлива транспортного средства | 1984 |
|
SU1286446A1 |
Раздаточная коробка транспортного средства | 1990 |
|
SU1763254A2 |
ГИДРАВЛИКО-ИНЕРЦИОННЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИМ, КОРОБКА ПЕРЕМЕНЫ ПЕРЕДАЧ И СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИМИ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА | 2003 |
|
RU2259282C2 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2009 |
|
RU2397385C1 |
Устройство управления механизмом подачи топлива и фрикционным многодисковым вариатором транспортного средства | 1987 |
|
SU1449379A1 |
Устройство для отключения ведущего колеса от трансмиссии транспортного средства | 1990 |
|
SU1717425A1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к коробкам передач, используемым в станкостроении, автомобилестроении и др. Целью изобретения является повышение КПД коробки передач. В коробке передач уменьшены потери на трение и гидравлические потери за счет отключения при прямой передаче от ведуш,его вала 2 промежуточного вала 3 с зубчатыми колесами 13-17, путем воздействия блокировочного пальца 29 через упорный подшипник 35 и тягу 34 на блокировочный палец 11 дополнительного синхронизатора 8, разъединяюш.ий полумуфты 6 и 9, а следовательно, и ведущее зубчатое колесо 5 от ведущего вала 2. При работе коробки передач на промежуточных передачах и повышенной передаче промежуточный вал 3 участвует в работе и КПД коробки передач остается на прежнем уровне. 4 ил. с (Л СП СП СГ) Ф1/г.
фиг.З
Высоцкий М | |||
С | |||
и др | |||
Способ обмыливания жиров и жирных масел | 1911 |
|
SU500A1 |
М.: Транспорт, 1973, 164, с | |||
Светоэлектрический измеритель длин и площадей | 1919 |
|
SU106A1 |
Авторы
Даты
1987-05-15—Публикация
1985-10-14—Подача