Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных средств для распределения (или трансформации и распределения) мощностного потока между ведущими мостами машины.
Известная раздаточная коробка обладает повышенной трудоемкостью изготовления и ремонта. Наличие переключающей муфты сборной конструкции увеличивает номенклатуру составных частей раздаточной коробки, так как переключающая муфта включает в себя как минимум две основные детали (полумуфты), детали крепления и т.п. Ее полумуфты в местах соединения друг с другом имеют сложную конфигурацию (чередование шипов и пазов), что увеличивает количество технологических операций и уменьшает коэффициент использования материала (металла).
Целью изобретения является снижение трудоемкости изготовления и ремонта раздаточной коробки.
Для этого в корпусе раздаточной коробки соосно с ведущим и первым ведомым валами установлен несимметричный межосевой дифференциал, со ступицей солнечной шестерни этого дифференциала жестко связана шестерня привода второго ведомого вала, на котором установлены две шестерни, первая из которых крепится к нему жестко и зацеплена с упомянутой шестерней привода, а вторая установлена на валу с возможностью вращения и выполнена с зубчатым венцом для соединения с валом посредством установленной на валу муфты, кроме того, на ступице солнечной шестерни с возможностью вращения установлена дополнительная шестерня, зацепленная со второй шестерней второго ведомого вала и снабженная зубчатым венцом для соединения с переключающей муфтой, установленной на ведущем валу, при этом блокирующая муфта дифференциала размещена внутри переключающей муфты с возможностью свободного вращения относительно последней.
Отличительными признаками изобретения являются следующие: зубчатый венец дополнительной шестерни для соединения с переключающей муфтой выполнен с внутренним зацеплением, а переключающая муфта со стороны дифференциального механизма снабжена внешним зубчатым пояском и жестко установленным в ней упорным кольцом.
На чертеже представлена схема раздаточной коробки.
В корпусе 1 соосно с ведущим валом 2 размещены вал 3 водила 4 и первый ведр
мый вал 5, а параллельно им - второй ведомый вал 6. Первый ведомый вал 5 жестко соединен с эпициклической шестерней 7 межосевого дифференциального механизма, снабженного сателлитами 8 и солнечной шестерней 9, которая жестко соединена с шестерней 10. Удлиненная часть ступицы шестерни 10 заканчивается внешним зубчатым венцом 11, кроме того, на ней с возмож0 ностью свободного вращения установлена ведущая шестерня 12 понижающей передачи. Причем шестерня 12 изготовлена с дополнительным венцом 13 внутреннего зубчатого зацепления, а ее основной зубча5 тый венец находится в постоянном зацеплении с шестерней 14. Шестерня 14 имеет дополнительный зубчатый венец, на котором размещена муфта 15. Вал водила и второй ведомый вал имеют зубчатые венцы 16
0 и 17 соответственно. На валу 6 жестко крепится шестерня 18. Муфта 19 принудительной блокировки дифференциала размещена внутри переключающей муфты 20 с возможностью свободного вращения относительно последней. Кроме этого, переключающая
5 муфта 20 со стороны дифференциала снабжена внешним зубчатым пояском 21 и упорным кольцом 22,установленным в ней жестко.
Работает раздаточная коробка следую0 щим образом.
На чертеже показано исходное положение муфт 15,19 и 20, что соответствует вклю- ченной прямой передаче с дифференциальным распределением пото5 ка мощности. Вращение от ведущего вала 2 подводится через блокирующую муфту 19 и зубчатый венец 16 к валу 3, водилу 4, сателлитам 8 и от них передается эпициклической шестерне 7 и жестко соединенному с ней
0 первому ведомому валу 5, а также солнечной шестерне 9, далее от солнечной шестерни 9 через шестерни 10,18 - ко второму ведомому валу 6. При этом крутящий момент распределяется между первым 5 и вто5 рым 6 ведомыми валами в зависимости от внутреннего передаточного числа дифференциального механизма.
При частичном перемещении муфты 20 вправо (в среднее положение) одновремен0 но переместится расположенная внутри нее муфта 19, которая жестко соединит ведущий вал 2 с зубчатыми венцами 16 и 11, принадлежащими валу 3 водила 4 и солнечной шестерне 9. В этом случае включится прямая
5 передача с блокированным распределением мощностного потока. Вращение от ведущего вала 2 через зубчатую муфту 19 подводится к водилу 4 (от вала 3) и солнечной шестерне 9 с одинаковой угловой скоростью, то есть дифференциальный механизм работает в режиме блокировки. От эпициклической 7 и солнечной 9 шестерен к валам 5 и 6 соответственно вращение передается как описано выше. Крутящий момент распределяется между ведущими мостами в со- ответствии с приходящимся на них весом.
Нейтральная передача. Перемещением муфты 20 (совместно с муфтой 19) в крайнее правое положение ведущий вал 2 соединяется зубчатыми венцами 21,13с шестерней 12, то есть будет обеспечена возможность отбора мощности от этой или шестерни 14 на привод дополнительного оборудования при неподвижном состоянии транспортного средства. В движении для достижения этой возможности достаточно соединить муфтой 15 шестерню 14с зубчатым венцом 17 второго ведомого вала 6.
Понижающая передача. Муфты 19 и 20 занимают крайнее правое положение и обеспечивают жесткую связь: муфта 19 - зубчатых венцов 11 и 16, то есть блокирует дифференциал, а муфта 20 - как уже отмечалось, ведущего вала 2 и шестерни 12. Перемещением муфты 15 вправо соединяется шестерня 14 через зубчатый венец 17 с валом 6. Крутящий момент от вала 2 через муфту 20 подводится к шестерне 12, а от нее - через шестерню 14, муфту 15 на вал 6.
При прохождении крутящего момента через шестерни 12 и 14 происходит его трансформация, Далее от вала б через шестерню 18 крутящий момент подводится к шестерне 10, а от нее - к солнечной шестерне 9 и одновременно через зубчатые венцы 11,16 и муфту 19 - к валу 3, водилу 4, Поскольку муфта 19 установлена внутри муфты 20 с возможностью свободного вращения и в данном случае соединяет только зубчатые венцы 11 и 16, то обеспе- чивается возможность получения различных угловых скоростей деталей сблокированного дифференциала по отношению к жестко соединенным меж
ду собой муфтой 20 ведущему валу и шестерне 12. В остальном работа раздаточной коробки аналогична работе на прямой передаче с блокированным распределением потока мощности.
Таким образом, изготовление зубчатого венца дополнительной шестерни для соединения с переключающей муфтой с внутренним зацеплением, оснащение переключающей муфты со стороны дифференциального механизма внешним зубчатым пояском и жесткая установка в ней упорного кольца позволяет изготавливать муфту монолитной деталью более простой конфигурации и с меньшими габаритными размерами, поскольку при наличии у переключающей муфты с одной стороны внешнего зубчатого пояска обеспечивается свободный доступ для размещения в ней блокировочной муфты (в качестве упорного можно, например, использовать упругое разрезное кольцо). Это,в свою очередь,исключает необходимость в изготовлении переключающей муфты сборной конструкции, состоящей из полумуфт (с элементами усиления, например, соединительными шипами, шлицами и т.п.), деталей крепления и фиксации. Следовательно, сокращается номенклатура составных частей и число технологических операций, расход материалов и энергоресурсов, необходимых для изготовления и ремонта раздаточной коробки. Формула изобретения Раздаточная коробка транспортного средства по авт. св. № 1620340. отличающаяся тем, что, с целью снижения трудоемкости изготовления и ремонта раздаточной коробки, зубчатый венец дополнительной шестерни для соединения с переключающей муфтой выполнен с внутренним зацеплением, а переключающая муфта со стороны дифференциального механизма снабжена внешним зубчатым пояском и жестко установленным в ней упорным кольцом.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Синхронизированная зубчатая муфта | 1988 |
|
SU1643210A1 |
Раздаточная коробка транспортного средства | 1989 |
|
SU1620340A1 |
Раздаточная коробка транспортного средства | 1990 |
|
SU1724488A1 |
Раздаточная коробка транспортного средства | 1989 |
|
SU1659250A1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2092335C1 |
Раздаточная коробка транспортного средства | 1986 |
|
SU1335490A1 |
Раздаточная коробка транспортного средства | 1986 |
|
SU1357262A1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2171750C1 |
ДИАГОНАЛЬНЫЙ ПРИВОД ДЕСЯТИ ВЕДУЩИХ КОЛЕС | 2023 |
|
RU2803226C1 |
Соосная трехвальная восьмиступенчатая реверсивная раздаточная коробка | 2020 |
|
RU2755557C1 |
Изобретение относится к области автомобилестроения и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных транспортных средств для распределения (или трансформации и распределения) мощ- ностного потока между ведущими мостами машины. Целью изобретения является снижение трудоемкости изготовления и ремонта раздаточной коробки. С этой целью в раздаточной коробке, оснащенной дифференциальным механизмом, размещенным соосно с ведущим 2 и первым ведомым 5 валами, и парой шестерен трансформатора крутящего момента, сборная переключающая муфту заменена монолитной деталью, которая со стороны дифференциала имеет внешний зубчатый поясок 21 и установленное в ней упорное кольцо 22, а ведущая шестерня понижающей передачи изготовлена с дополнительным зубчатым венцом внутреннего зацепления. Раздаточная коробка отличается простотой конструкции, технологичностью изготовления и ремонта, обладает высоким КПД, 1 ил. VI О со Ю СП 4 hO
Раздаточная коробка транспортного средства | 1989 |
|
SU1620340A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1992-09-23—Публикация
1990-04-28—Подача