Ротор электрической машины Советский патент 1987 года по МПК H02K9/20 

Описание патента на изобретение SU1310954A1

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электрических машинах с испарительным охлаждением.

Известен ротор электрической машины с испарительным охлаждением по принципу тепловой трубы, в котором процесс испарения происходит в центральном отверстии вала.

Недостаток этого ротора - низкая эффективность охлаждения из-за высокого теплового сопротивления между участком выделения тепла - обмоткой и поверхностью ротора и участком отвода тепла - центральным отверстием вала.

Наиболее близок к предлагаемому ротор электрической машины с испарительным охлаждением, имеющий полый вал, выполненный в виде тепловой трубы, и систему аксиальных и радиальных каналов.

Недостатком известного ротора является относительно низкая эффективность аксиальных каналов, наиболее удаленных от оси вращения, так как хладагент находится в поле больших центробежных сил, чем снижается площадь его соприкосновения с юверхностью аксиального канала.

Цель изобретения - повышение интенсивности охлаждения ротора и снижение его массогабаритных показателей путем более эффективного использования указанных аксиальных каналов.

Поставленная цель достигается тем, что в роторе электрической машины с испарительным охлаждением, имеющем сердечник, полый .вал и систему сообщающихся с валом аксиальных и радиальных каналов, частично заполненных хладагентом и образующих тепловую трубу, на внутренней поверхности каждого, аксиального канала, наиболее удаленного от оси вращения, установлен элемент с капиллярно-пористой структурой, выполненной с уменьшающимся в направлении к оси вращения эффективным диаметром пор.

Указанный элемент с капиллярно-пористой структурой может быть выполнен из того же материала, что и ротор, и присоединен с обеспечением теплового контакта к внутренней поверхности каждого аксиального канала.

Кроме того, элемент с капиллярно-пористой структурой .может быть расположен со смещением продольной оси относительно продольной оси канала в сторону оси вращения.

На фиг. 1 показан ротор электрической машины, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

В корпусе 1 ротора имеется полый вал 2, выполненный в виде тепловой трубы, радиальный канал 3, соединяющий тепловую трубу с аксиальным каналом 4, радиальный канал 5, соединяющий аксиальный канал 4 с полостью б, отделенную от тепловой трубы 2 цилиндром 7.

На внутренней поверхности аксиального канала 4 установлен элемент с капиллярно- пористой структурой 8, переменной пористости, причем эффективный диаметр пор этой структуры уменьшается в направлеНИИ от внешнего диаметра ротора к оси О вращения ротора.

С целью обеспечения надежного теплового контакта между элементом с капиллярно-пористой структурой 8 и корпусом

, 1 ротора эта структура выполнена из того же материала, что и ротор (нанример,стальной порощок, сетка или войлок), и припечена к внутренней поверхности аксиального канала 4.

В случае если капиллярно-пористая

0 структура выполнена из ме таллической сетки или войлока, наиболее целесообразно сетку или войлок наматывать равномерно на технологическую оправку, представляющую стержень с наружным диаметром di,

с равным внутреннему диаметру капиллярно- пористой структуры, вставлять оправку в месте со структурой 8 в аксиальный канал 4, а затем смещать оправку на расстояние О, - Oj к оси О вращения ротора.

0 При этом оптимальная величина смещения О, - Ог определяется центробежными силами, действующими на хладагент в аксиальном канале 4, и размерами этого канала и определяется соотношением

О, - 0, ,

где d.,-диаметр аксиального канала;

D - диаметр, на котором расположен центр 0 аксиального канала 4 относитель- Q по оси вращения.

При сборке ротора внутренняя полость образуется полостью вала 2, каналами 3, 4 и 5, полостью 6, частично заполняется хладагентом, например, водой.

Система охлаждения работает следую- 5 щим образом.

При работе электрической машины хладагент по полому валу 2 и радиальному каналу 3 поступает в аксиальный канал 4, где происходит испарение, далее хладагент в виде пара через радиальный канал 5 и полость 6 поступает в теплообменник, где происходит его конденсация.

0

Выполнение капиллярно-пористой структуры 8 переменной пористости с уменьше- нием эффективного диаметра пор по окружности в направлении оси врашения ротора обеспечивает растекание хладагента по всему периметру аксиального канала 4 в

противовес центробежным силам, стремящимся сконцентрировать хладагент на наружной, наиболее удаленной от оси вращения ротора поверхности аксиального канала 4.

Использование предлагаемого ротора повыщает в 3 раза эффективность системы охлаждения ротора, что обеспечивает снижение массы и габаритов машины на 35- 50%.

Похожие патенты SU1310954A1

название год авторы номер документа
Электрическая машина с испарительным охлаждением 1980
  • Кравченко Александр Николаевич
SU892586A1
Ротор электрической машины 1983
  • Баранцевич Владимир Леонидович
  • Глазков Владимир Петрович
  • Кондратюк Игорь Корнеевич
  • Опрышко Сергей Иванович
SU1173492A1
Ротор электрической машины с испарительным охлаждением 1977
  • Глазков Владимир Петрович
  • Обухов Виталий Арсеньевич
  • Сидоров Герман Григорьевич
SU641593A1
Закрытая обдуваемая электрическая ма-шиНА C иСпАРиТЕльНыМ ОХлАждЕНиЕМ 1979
  • Кравченко Александр Николаевич
SU847445A1
Электрическая машина с испарительным охлаждением 1985
  • Астановицкий Леонид Моисеевич
  • Бычков Александр Петрович
  • Винокуров Владимир Алексеевич
  • Городецкий Михаил Николаевич
  • Минаев Борис Николаевич
  • Панов Андрей Николаевич
SU1372500A1
Ротор электрической машины 1980
  • Глазков Владимир Петрович
  • Обухов Виталий Арсеньевич
  • Сидоров Герман Григорьевич
SU959217A1
ДИНАМОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ТЕРМОСИФОНОМ 2017
  • Бюттнер Клаус
  • Кирхнер Клаус
  • Вармут Маттиас
RU2702618C1
Ротор электрической машины со сверхпроводящей обмоткой возбуждения 1976
  • Лепехин Владимир Михайлович
SU588596A1
ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Бестолков Олег Иванович
  • Данченко Юрий Валентинович
  • Дибижев Константин Александрович
  • Дорогокупец Геннадий Леонидович
  • Иванов Олег Евгеньевич
  • Куприн Павел Борисович
  • Мельников Михаил Юрьевич
  • Перельман Олег Михайлович
  • Пещеренко Сергей Николаевич
  • Пошвин Евгений Вячеславович
  • Рабинович Александр Исаакович
  • Нагиев Али Тельман-Оглы
RU2295190C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 1970
SU434539A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 310 954 A1

Реферат патента 1987 года Ротор электрической машины

Формула изобретения SU 1 310 954 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1310954A1

Аэродинамика и теплоотдача в электрических машинах: Сборник
ХАЙ, 1974, вып
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
Ребристый каток 1922
  • Лубны-Герцык К.И.
SU121A1
Ротор электрической машины с испа-РиТЕльНыМ ОХлАждЕНиЕМ 1980
  • Глазков Владимир Петрович
  • Обухов Виталий Арсеньевич
  • Сидоров Герман Григорьевич
SU851657A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 310 954 A1

Авторы

Баранцевич Владимир Леонидович

Глазков Владимир Петрович

Кондратюк Игорь Корнеевич

Опрышко Сергей Иванович

Даты

1987-05-15Публикация

1982-12-31Подача