Устройство для разжима лобовых частей всыпной обмотки статора электрической машины Советский патент 1987 года по МПК H02K15/06 

Описание патента на изобретение SU1310959A1

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической промышленности.

Целью изобретения является улучшение качества за счет исключения защемления проводников.

На фиг. 1 изображено предложенное устройство, исходное положение (до разжима лобовых частей обмотки); на фиг. 2 - завершающая стадия разжима; на фиг. 3 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 4 - сечение Б-Б на фиг. 2; на фиг. 5, 6 и 7 - сегменты с защитными элементами на завершающей, стадии разжима при различном количестве рядов.

Устройство содержит оправку 1 с жесткими формующими сегментами 2, расположенными по окружности оправки 1. На сегментах 2 расположен защитный гибкий элемент, представляющий собой размешенные на каждом из сегментов 2 по его длине ряды накладок 3 из упругого материала. Каждая из накладок 3 установлена на соответствующем формующем сегменте 2 симметрично его продольной оси и закреп10

к окончанию разжима, лобовая часть всегда опирается на одну или более накладок, находящихся в зоне оставшихся 2/3 длины зазора.

Таким образом, при величине зазора, примерно равной ширине сегмента, необходимо выбирать не .менее трех рядов накладок, поскольку в этом случае зазор всегда перекрывается на 2/3 своей длины (фиг. 5). В случае если зазор равен при.мерно половине ширины сегмента, необходимо брать не менее двух рядов накладок, поскольку зазор всегда перекрыт накладками из двух рядов (фиг. 6). Когда же зазоры между сегментами невелики, что соответствует малым )5 ходам сегментов (формовка), возможно использование и одного ряда накладок, каждая из которых полностью перекрывает зазор между сегментами (фиг. 7).

Устройство работает следуюши.м образом .

Статор 6 надевают на оправку 1 таким образом, что лобовые части 5 уложенного в статор яруса обмотки оказываются рас- положеннь.ми на поверхности накладок 3, при этом сегменты 2 сведены (исходное по20

лена на нем одним из известных способов, 25 ложение перед разжимом), т. е. зазор межнапример винтами 4 (фиг. 5, 6 и 7). Накладки 3, лежащие в смежных рядах, закреплены на смежных сегментах 2 и с.меще- ны по окружности оправки 1 одна относительно другой в исходном положении устду ними .мини.мальныи (в предельно.м случае этот зазор равен нулю) (фиг. 1 и 3). Затем сегменты 2 перемещают от центра оправки в радиальном направлении, нри этом сегменты 2 с размеп 1,ениыми на них накладройства (т. е. при минимально.м зазоре меж- 30 ками. 3 воздействуют на лобовые части 5

35

ду смежными сегментами 2) на ширину формующего сегмента 2.

Длина L каждой из накладок 3, по крайней мере, не менее ширины в формируюндего сегмента 2 с положительным двухсторонним допуском не менее 2 мм с каждой стороны плюс удвоенный максимальный зазор ЛМАКС. между смежными сегментами 2 (фиг. 5, 6 и 7). Ввиду того, что сегменты, разжимающие выводные лобовые части 5 обмотки статора 6, могут иметь переменную 40 по своей длине 2 ширину е, то длина L накладок, лежащих в разных рядах, выбирается, исходя из ширины сегмента в месте закрепления накладки.

Выбор количества рядов накладок определяется размера.ми сегментов, величиной максимального зазора между сегментами и свойствами материала, из которого изготовлены сами накладки (упругими и прочностными характеристиками).

разжимая их (или отжимая от продольной оси статора) и открывая тем самым торцы пазов, предназначенных для укладки очередного яруса обмотки (фиг. 2 и 4). В процессе разжима зазор между смежными сегментами 2 возрастает от минимального в исходном положении до максимального в конце разжима. В процессе разжима накладки 3, закрепленные на каждо.м из сег.ментов 2, перемещаются вместе с сегментами, одновременно раздвигаясь. При этом оба конца каждой из накладок перемещаются по поверхпости сегментов, смежных с тем сегментом, на котором накладка закреплена, упруго прижимаясь к этой поверхности и перекрывая зазоры между сегментами.

Чем больше стенень разжима, тем больше радиальное перемещение сег.ментов 2 и, следовательно, больше величина максимального зазора ймакс между смежными сегментами. В свою очередь, чем больше за- 5Q зорймАкс, тем больше должна быть длина L накладки 3. Так, если величина максимального зазора ЛиАкс .меньше половины ширины фор.муюшего сег.мента 2, то длина L накладки 3 может быть равна удвоенной ширине сегмента 2, т. е. L 2 в. Если же величина

45

Необходимым условием является то, что накладки должны перекрывать не менее 2/3 длины зазора между сегментами, поскольку лобовая часть в процессе разжима смещается относительно своего первоначальЧем больше стенень разжима, тем больше радиальное перемещение сег.ментов 2 и, следовательно, больше величина максимального зазора ймакс между смежными сегментами. В свою очередь, чем больше за- 5Q зорймАкс, тем больше должна быть длина L накладки 3. Так, если величина максимального зазора ЛиАкс .меньше половины ширины фор.муюшего сег.мента 2, то длина L накладки 3 может быть равна удвоенной ширине сегмента 2, т. е. L 2 в. Если же величина

ного положения вдоль длины зазора не бо- 55 АМАКС нриближается к ширине в формующелее, чем на 1/3.

Действительно, если это условие выпол- нено, то, сместившись на 1/3 своей длины

го сегмента 2, то длина L накладки 3 должна быть не менее утроенной ширины сегмента 2.

к окончанию разжима, лобовая часть всегда опирается на одну или более накладок, находящихся в зоне оставшихся 2/3 длины зазора.

Таким образом, при величине зазора, примерно равной ширине сегмента, необходимо выбирать не .менее трех рядов накладок, поскольку в этом случае зазор всегда перекрывается на 2/3 своей длины (фиг. 5). В случае если зазор равен при.мерно половине ширины сегмента, необходимо брать не менее двух рядов накладок, поскольку зазор всегда перекрыт накладками из двух рядов (фиг. 6). Когда же зазоры между сегментами невелики, что соответствует малым ходам сегментов (формовка), возможно использование и одного ряда накладок, каждая из которых полностью перекрывает зазор между сегментами (фиг. 7).

Устройство работает следуюши.м образом .

Статор 6 надевают на оправку 1 таким образом, что лобовые части 5 уложенного в статор яруса обмотки оказываются рас- положеннь.ми на поверхности накладок 3, при этом сегменты 2 сведены (исходное по

ду ними .мини.мальныи (в предельно.м случае этот зазор равен нулю) (фиг. 1 и 3). Затем сегменты 2 перемещают от центра оправки в радиальном направлении, нри этом сегменты 2 с размеп 1,ениыми на них наклад

0

разжимая их (или отжимая от продольной оси статора) и открывая тем самым торцы пазов, предназначенных для укладки очередного яруса обмотки (фиг. 2 и 4). В процессе разжима зазор между смежными сегментами 2 возрастает от минимального в исходном положении до максимального в конце разжима. В процессе разжима накладки 3, закрепленные на каждо.м из сег.ментов 2, перемещаются вместе с сегментами, одновременно раздвигаясь. При этом оба конца каждой из накладок перемещаются по поверхпости сегментов, смежных с тем сегментом, на котором накладка закреплена, упруго прижимаясь к этой поверхности и перекрывая зазоры между сегментами.

Чем больше стенень разжима, тем больше радиальное перемещение сег.ментов 2 и, следовательно, больше величина максимального зазора ймакс между смежными сегментами. В свою очередь, чем больше за- Q зорймАкс, тем больше должна быть длина L накладки 3. Так, если величина максимального зазора ЛиАкс .меньше половины ширины фор.муюшего сег.мента 2, то длина L накладки 3 может быть равна удвоенной ширине сегмента 2, т. е. L 2 в. Если же величина

5

го сегмента 2, то длина L накладки 3 должна быть не менее утроенной ширины сегмента 2.

Накладки 3 выполняют из упругого металлического или неметаллического материала, например из пружинной стали, пластмасс, резины и т. д.

Накладки 3 могут располагаться или непосредственно на рабочей поверхности сегмента 2, или в специальных пазах (канавках), выполненных в теле сегментов (не показано).

Предлагаемая конструкция гибкого защитного элемента может быть использована как в устройствах для разжима лобовых частей всыпной обмотки статора электрической машины (преимущественная и наиболее целесообразная область его использования), так и в устройствах для формования (калибрования) лобовых частей, причем как для формования по внутреннему диаметру, так и по наружному. Только в исходном положении перед формованием зазор между сегментами, формующими лобовые части обмотки по наружному диаметру, будет максимальным, а в конце формования - минимальным (в отличие от разжима или формования по внутреннему диаметру). Схема расположения и длина накладок в устройствах формования прин

ципиально не отличается от описанных в предлагаемом устройстве для разжима.

Изобретение позволяет улучшить качество обмотки, обеспечивая поддержание лобовых частей на постоянном уровне и пре- дотврашая попадание отдельных проводников в зазоры между сегментами, что гарантирует отсутствие обрывов, смятия проводников, повреждений эмальизоляции.

Формула изобретения

Устройство для разжима лобовых частей всыпной обмотки статора электрической машины, содержащее оправку, уста- новленные на оправке подвижные в радиальном направлении сегменты с закрепленными на них защитными элементами и привод, отличающееся тем, что, с целью улуч1пения качества за счет исключения зандемления проводников, защитные элементы выполнены из упругого материала и расположены на сегментах в несколько рядов, при этом каждьЕЙ защитный элемент расположен симметрично относительно продо,дьной оси сегмента и имеет длину, большую суммы ширины сегмента и удвоенного максимального зазора между сегментами.

Похожие патенты SU1310959A1

название год авторы номер документа
Устройство для укладки катушек всыпной обмотки в пазы статора электрической машины 1984
  • Павлов Евгений Евгеньевич
  • Сидинков Владимир Лаврентьевич
SU1233245A1
Способ намотки катушек статорной обмотки электрических машин 1978
  • Березин Феликс Яковлевич
  • Новоселов Вениамин Михайлович
  • Серегин Анатолий Николаевич
  • Хадык Феликс Михайлович
SU771812A1
Устройство для опрессовки лобовых частей обмоток электрических машин 1986
  • Ищенко Анатолий Иванович
  • Кузнецов Николай Александрович
  • Макаров Феликс Константинович
SU1494143A1
ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ МНОГОФАЗНЫЙ СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР 2015
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Гайсин Роман Альбертович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Каримов Руслан Динарович
RU2599056C1
КАТУШКА МАГНИТНОЙ СИСТЕМЫ СТАТОРА ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2005
  • Долгошеев Эдуард Антонович
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2296408C1
Электрическая машина переменного тока 1982
  • Сотников Владимир Васильевич
SU1075354A1
Асинхронный двигатель и способ его изготовления 1984
  • Каримский Игорь Анюрович
  • Левин Николай Николаевич
  • Сидаш Иван Сергеевич
  • Якушков Александр Владимирович
SU1356121A1
УСТРОЙСТВО для ФОРМОВАНИЯ ЛОБОВОЙ ЧАСТИ ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 1970
  • Иностранцы Хуго Хедике Клаус Вебер
  • Германска Демократическа Республика
  • Иностранна Фирма Феб Электромат
  • Германска Демократическа Республика
SU288709A1
КАТУШКА МАГНИТНОЙ СИСТЕМЫ СТАТОРА ЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2006
  • Долгошеев Эдуард Антонович
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2306655C1
Устройство для формования лобовых частей обмотки 1985
  • Сергеев Виктор Иванович
SU1339779A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 310 959 A1

Реферат патента 1987 года Устройство для разжима лобовых частей всыпной обмотки статора электрической машины

Изобретение относится к технологическому оборудованию для изготовления электрических машин и может быть использовано в электротехнической нромьпиленности. Целью изобретения является улучшение качества за счет исключения защемления проводников. Устройство содержит оирав- ку 1, установленные на онравке 1юдве1иен- ные в радиальном нанравленин сегменты 2, на которых закреплены с помощью, например, винтов 4 занщтные элементы 3 из упругого материала. Защитные элементы 3 расположепы в несколько рядов с 1ерекры- тием зазоров между сегментами 2 при их максимальном раздвижении. 7 ил. CQ СО со О1 со фиг. 2

Формула изобретения SU 1 310 959 A1

сриг.1

А-Л

J

J

фиг 5

срш.6

3

глох

фиг. 7

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1310959A1

Те.хнология производства асинхронны.х двигателей/Под ред
В
Г
Костромина
М.: Энергоиздат, 1981, с
Клапанный регулятор для паровозов 1919
  • Аржанников А.М.
SU103A1
УСТРОЙСТВО для ФОРМОВАНИЯ ЛОБОВОЙ ЧАСТИ ОБМОТКИ СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН 0
  • Иностранцы Хуго Хедике Клаус Вебер
  • Германска Демократическа Республика
  • Иностранна Фирма Феб Электромат
  • Германска Демократическа Республика
SU288709A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 310 959 A1

Авторы

Гафт Леонид Михайлович

Пламм Светлана Евсеевна

Челомбитько Игорь Дмитриевич

Даты

1987-05-15Публикация

1985-12-23Подача