Изобретение относится к транспортным средствам, содержащим в трансмиссии гидромеханическую коробку передач с основным масляным насосом, имеющим привод от ведущего вала коробки передач, и с дополнительным масляным насосом, имеющим привод от промежуточного вала коробки передач, кинематически связанного через зубчатую передачу с выходным валом.
Цель изобретения - обеспечение удобства управления приводом насоса.
На фиг. 1 показана схема гидромеханической коробки передач с гидросистемой, имеющей два насоса; на фиг. 2 - привод дополнительного масляного насоса в положении, когда насос отключен; на фиг. 3 - то же, когда насос включен; на фиг. 4 - разрез А-А на фиг. 3.
Гидромеханическая коробка передач содержит ведущий вал 1, с которым соединено насосное колесо гидротрансформатора 2. От вала 1 имеет привод основной масляный насос 3, служащий для подачи жидкости под давлением через обратный клапан 4 на подпитку рабочей полости гидротрансформатора и в гидравлический цилиндр замыкаемой фрикционной муфты для включения нужной ступени в коробке передач. От промежуточного вала 5 коробки передач, соединенного через зубчатую передачу с выходным валом 6, имеет привод дополнительный масляный насос 7. Этот насос служит для заполнения рабочей жидкостью гидротрансформатора и передачи жидкости в гидравлический цилиндр включенной фрикционной муфты для пуска двигателя в холодное время года путем буксировки транспортного средства. Подача жидкости от насоса 7 осуществляется через обратный клапан 8. Величина давления рабочей жидкости, создаваемого насосами, ограничивается регулятором 9 давления.
Привод дополнительного масляного насоса содержит стержень 10 (фиг. 2), расположенный с зазором с возможностью вращения в закрепленной в корпусе 11 насоса втулке 12. Стержень 10 имеет лыски 13 и 14 для связи с валом 5 коробки передач (фиг. 1) и с закрепленной в ведущей щестерне 15 насоса шайбой 16, расположенной между торцом втулки 12 и крыщкой 17 насоса. Причем для связи стержня 10 с валом 5 в этот вал запрессовано кольцо 18 с фигурным отверстием 19, образующим гнездо для обращенного к нему конца стержня 10 с лыской 13. Стержень 10 установлен во втулке 12 с возможностью осевого перемещения в сторону вала 5 до размещения его конца с лысками внутри гнезда в кольце 18 и обратно в сторону крыщки 17 насоса до выхода стержня 10 из гнезда в кольцо 18 и упора плечиками в шайбу 16. Со стороны крышки 17 насоса стержень 10 снабжен наконечником
20, соединенным с ним при помощи резьбы. При этом в крышке насоса установлено уплотнительное кольцо 21, охватывающее наконечник 20 с натягом. На торце
наконечника выполнен паз 22 для ввертывания наконечника на резьбовой конец стержня 10. Направление резьбы на конце стержня 10 выбрано таким, чтобы при преодолении силы трения от уплотнительного
„ кольца 21 во время вращения стержня 10 происходило навертывание наконечника 20 на резьбовой конец стержня 10 для надежной связи их между собой. Наконечник 20 имеет шейку 23, расположенную в пазу 24, выполненном в плече двуплечего рычага 25,
5 шарнирно закрепленного на оси 26 на крышке насоса. С другим плечом 27 этого рычага соединена пружина 28 растяжения, зацепленная с одним из элементов 29 и 30 расположенных на корпусе коробки передач по разные стороны рычага 25. Эле0 менты 29 и 30 могут быть выполнень в виде пластин с отверстиями 31 и 32 для ушка 33 пружины 28, закрепленных с помощью винтов 34. Причем элемент для зацепления конца пружины 28 может быть
5 выполнен из электроизоляционного материала с токопроводящим контактом у отверстия 31, соединенным через провод с сигнальной лампочкой на панели приборов в кабине водителя транспортного средства для оповещения его о том, что допол0 нительный насос находится во включенном положении.
Включение насоса 7 (фиг. 3) в работу осуществляется следующим образом. Берут пружину 28 за ушко 33, вынимают это ушко из отверстия 32 в элементе 30 и
5 вставляют его в отверстие 31 в элементе 29. Пружина тянет за собой двуплечий рычаг 25, который, поворачиваясь на оси 26, через наконечник 20 перемещает стержень 10 в сторону вала 6. Конец стержня 10, на котором расположены лыски 13, входит в отверстие 19 внутри кольца 18, и затем рычаг 25 упирается своим концом в крышку 17 насоса, которая воспринимает усилие пружины 28. Если в момент перемещения стержня 10 положение распо5 ложенных на нем лысок не совпадает с положением граней в отверстии 19, то стержень под действем пружины 28 сначала упирается в торец кольца 18, а затем при повороте вала 5 входит в гнездо внутри кольца 18.
0 При вращении вала 5 крутящий момент от него на привод насоса 7 передается через кольцо 18 и стержень 10. Последний через щайбу 16 приводит во вращение шестерню 15 насоса, расположенного на игольчатом подщипнике на втулке.
0
5
После пуска двигателя транспортного средства в работу водитель при остановленном транспортном средстве вынимает ушко
33 пружины 28 из отверстия 31 и вставляет его в отверстие 32. Пружина поворачивает вслед за собой рычаг 25, который выводит стержень 10 из зацепления с валом 5, и насос отключается.
Формула изобретения
Привод дополнительного масляного насоса гидромеханической коробки передач, содержащий стержень, расположенный в закрепленной в корпусе насоса втулке и имеющий лыски для связи с валом коробки передач и с закрепленной в шестерне насоса шайбой, расположенной между
торцом упомянутой втулки и крышкой насоса, отличающийся тем, что, с целью обеспечения удобства управления приводом насоса, указанный стержень с лысками
установлен во втулке с возможностью осевого перемещения в сторону крышки насоса и со стороны последней снабжен наконечником, имеющим шейку, расположенную в пазу, выполненном в плече шарнирно закрепленного на крышке насоса двуплечего рычага, с другим плечом которого соединена пружина растяжения, зацепленная с одним из элементов для ее крепления, расположенных на корпусе коробки передач по разные стороны указанного рычага.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Механизм сцепления гидромеханической передачи | 1975 |
|
SU608673A1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА | 1995 |
|
RU2086427C1 |
Устройство для автоматического управленияКОРОбКОй пЕРЕдАч ТРАНСпОРТНОгО СРЕдСТВА | 1978 |
|
SU839762A1 |
ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 1999 |
|
RU2151936C1 |
Гидромеханическая передача транспортного средства | 1974 |
|
SU647152A1 |
УСТРОЙСТВО для УПРАВЛЕНИЯ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ | 1970 |
|
SU288561A1 |
МЕХАНИЧЕСКИ УПРАВЛЯЕМАЯ БЕССТУПЕНЧАТАЯ АВТОМАТИЧЕСКАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2004 |
|
RU2350803C2 |
АВТОМОБИЛЬ В.С.ГРИГОРЧУКА | 1998 |
|
RU2147528C1 |
АВТОМОБИЛЬ С ГИДРОГАЗОДИНАМИЧЕСКИМ ДВИГАТЕЛЕМ | 1999 |
|
RU2176959C2 |
Рулевое управление трактора | 1984 |
|
SU1221002A1 |
Изобретение относится к транспортным средствам, имеющим в трансмиссии гидромеханическую коробку передач с основным масляным насосом, имеющим привод от ведущего вала коробки передач, и с дополнительным масляным насосом, имеющим привод от промежуточного вала коробки передач, кинематически связанного через зубчатую передачу с выходным валом. Цель изобретения - обеспечение удобства управления приводом насоса. Привод дополнительного масляного насоса содержит стержень 10, расположенный в закрепленной в корпусе насоса втулке 12 и имеющий лыски 13 и 14 для связи с валом коробки передач и с закрепленной в шестерне насоса щайбой 16. Стержень 10 имеет возможность осевого перемещения в сторону крышки 17 для отключения насоса. Для этого он снабжен наконечнико.м 20 с приводом от щарнирно закрепленного на крыщ- ке 17 двуплечего рычага 25, с которым соединена пружина 28 растяжения. Для включения и отключения насоса достаточно переставить конец этой пружины, зацепляемый с одним из элементов 29 и 30 для ее крепления, расположенных по разные стороны рычага 25. 4 ил. i (Л в 19 со СО СП to Шиг.Ъ
Фиг,.1
31 29
5
Фиг.г
f6
/.
Составитель С. Белоусько
Техред И. ВересКорректор М. Пожо
Тираж 599Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Баранов В | |||
В., Гируцкий О | |||
И | |||
и др | |||
Трехступенчатая гидромеханическая нереда- ча автобуса | |||
- М.: Транспорт, 1980, с | |||
Способ использования делительного аппарата ровничных (чесальных) машин, предназначенных для мериносовой шерсти, с целью переработки на них грубых шерстей | 1921 |
|
SU18A1 |
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. | 1921 |
|
SU3A1 |
Авторы
Даты
1987-05-23—Публикация
1985-12-26—Подача