Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, главным образом, автомобилей.
Цель изобретения -- повышеиие эффективности осве1цения ipn выходе из ст)оя первых фар.
На чертеже изображена принципиальная электрическая схема устройства с одной резервиой ламной.
Устройство внен1него освещения транспортного средства содержит фары 1 и 2 ;ie- Boi o и нравого бортов, в цепь питания которых включены датчики 3 и 4 тока ламп фар и выключатель 5 освещения. ГЗ цень нитания лампы резервной фары 6 включеи исполнительный элемент 7 включения. Датчики 3 и 4 подключены через пороговые элементы 8 и 9 к входам блока 10 сравнения., выполненным но схеме ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, выход которого подключен к управляющему входу элемента 7. Устройство также содержит источник 11 питания и контрольную ламну 12, включенную параллельно лампе резервной фары 6.
Функционирование устройства основано на известном явлении; в момент вре.мени, неносредственно нредншствуюншй перегоранию нити накаливания электролампы, происходит дуговой разряд, вследствие чего лaгv;пa ярко вспыхивает, а затем гаснет. В момент дугового разряда новышается ток в ценн 1ПГГН ламгнз за счет уменьшения сонротив- ления в зоне дугг;, причем амплитуда импульса тока в момент появ;1ения дуги составляет 1,5---1,6 от номинального тока лампы.
Омическое еопротивлепие датчиков 3 и 4 на два порядка мепьп)е сопротивления нити ламн фар 1 и 2 в рабочем режиме. Резервная фара 6 может устанавливаться в центре между двумя фарами 1 и 2, а контрольная лампа 12 устанавливается на пштке приборов.
Устройство работает следуючцим образом.
ilaMHbi фар 1 и 2 подключаются выключателем 5 к источнику 11 питания и при исправных лампах фар 1 и 2 на датчиках 3 и 4 имеется разность потенциалов, нропорцио- нальная току в цепи соответствуюП1,ей лампы фары 1 или 2 и составляющая мепее 1% напряжения источника 11 нитания (за счет разности сопротивлений датчика и нити лампы). Пороговые элементы 8 и 9 настроены па нанряжепие срабатывания, соответствующее протеканию в цепи ламп фар 1 и 2 тока, нревьипаюи1,его максимальное значение рабочего Ч)ка ламн, но не более полуто- ракратного значения номинального тока этой лампы. Поэто.му, когда обе лампы фар I и 2 исправны, то в етациопарном режиме сигнал на выходе элементов 7 и 8 отсутствует Б;1ок 10 сравнегшя функционирует по а.аго- ритму ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ : сигнал на его выходе появляется только тогда, когда на одном из его входов имеется сигнал., а па дру1-ом входе -- отсутствует.
0
5
0
5
0
Таким образом, при отсутствии сигналов на входах блока 10 па выходе сигнала нет, элемент 7 закрыт, а резервная фара 6 и контрольная лампа 12 не запитаны.
В момент включения фар 1 и 2 выклю- чателем 5 в их цепях питания протекает экст- раток, превышаюший рабочий ток стационарного режима в несколько раз (за счет того, что сопротивление холодных нитей ламп меньше на порядок, чем в стационарном режиме). При этом на выходах пороговых элементов 8 и 9, т. е. на обоих входах блока 10, появляются сигналы, однако сигнал на выходе блока 10 отсутствует, элемент 7 заперт, резервная фара 6 и контрольная лампа 12 не запитаны.
В случае выхода из строя одной кз ламп фар 1 или 2 в ее цепи протекает импульс тока, амплитуда которого достаточна для срабатывания соответствующего порогового элемента 8 или 9.
На одном из входов блока 10 появляется сигнал, в то время как сигнал на другом входе блока 10, связанном с цепью исправной лампы, отсутствует, поэтому появляется сигнал на выходе блока 10, вследствие чего открывается элемент 7, подключая резервную фару 6 и контрольную лампу 12 через замкнутый выключатель 5 к источнику 11 питания. Горят исправная лампа фары 1 или 2, лампа резервной фары 6 и контрольная лампа 12, сигнализирующая водителю о выходе из строя основной лампы. При размыкании вьп лючателя 5 все лампы отключаются. При повторном включении выключателя 5 (если вышедшая из строя лампа не будет заменена) уже в момент включения экстраток протекает только в цепи исправной лампы фары 1 или 2, соответственно сигнал появляется только на одном входе блока 10, поэтому появляется на выходе блока 10 сигнал, открывая элемент 7, и запитываются ламиа фары 6 и лампа 12.
Предлагаемое устройство может быть использовано для дублирования работы ламн фар ближнего и дальнего света, а также противотуманных фар или фонарей стоп- сигнала.
Формула изобретения
Устройство внен1него освещения транспортного средства, содержащее фары левого и правого бортов, в цепь питания которых включены датчики тока ламп фар и выключателя освещения, и резервную фару, в цепь питания лампы которой включен исполнительный элемент включения, управляющий вход которого связан с датчиком тока ламп первых фар, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности освещения при выходе из строя первых фар, оно снабжено пороговыми элементами по числу фар и бло1316874.
ком сравнения, выполненным но схеме ИС-ного элемента включения, а входы - через
КЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ, выход которого под-пороговые элементы к датчикам тока ламп
ключен к управляющему входу исполнитель-фар.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для переключения ближнего и дальнего света фар транспортного средства | 1986 |
|
SU1409491A1 |
Устройство внешнего освещения транспортного средства | 1981 |
|
SU1013322A1 |
Устройство для контроля перегорания двухнитевых ламп светофора | 1983 |
|
SU1178646A1 |
Устройство аварийной сигнализации транспортного средства | 1985 |
|
SU1320098A1 |
Устройство для управления световым маяком | 1983 |
|
SU1111133A1 |
Устройство для переключения нитей лампы светового указателя | 1984 |
|
SU1331712A1 |
Устройство контроля перегорания двухнитевых ламп светофора | 1986 |
|
SU1507630A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСПРАВНОСТИ И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ НИТЕЙ НАКАЛА ДВУХНИТЕВОЙ ЛАМПЫ СВЕТОФОРА | 1993 |
|
RU2064875C1 |
йСЫСОЮЗНАЯijTIlG ТЕР^^^^t»T-.АвторыI | 1973 |
|
SU369340A1 |
Устройство индивидуальной газовой защиты и освещения шахтера | 1990 |
|
SU1745979A1 |
Изобретение относится к электрооборудованию транспортных средств, главным образом автомобилей. Цель изобретения - повышение эффективности освещения при выходе из строя первых фар. Устройство содержит фары 1, 2 левого и правого борта транспортного средства, в цепи питания которых включены датчики 3, 4 тока и выключатель 5 освещения. В цепь питания резервной фары 6 включен исполнительный элемент 7, управляющий вход которого подключен к выходу блока 10 сравнения, выполненного по схеме ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ. Входы блока 10 подключены к датчикам 3, 4 через пороговые элементы 8, 9. Параллельно лампе резервной фары 6 включена контрольная лампа 12. Устройство обеспечивает автоматическое включение резервной фары 6 при выходе из строя лампы фар , 2 практически до погасания последней за счет срабатывания по импульсу тока, возникающему в ходе дугового разряда при перегорании нити накала ламп фар 1, 2, что позволяет полностью исключить потерю видимости в момент перегорания лампы фар 1 или 2. 1 ил. о (Л со с:) СХ) 4
ТАХОГЕНЕРАТОРНЫЙ ДАТЧИК КОНТРОЛЯ ПРОБУКСОВКИ И ОБРЫВА ЛЕНТ КОНВЕЙЕРА | 0 |
|
SU178575A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1987-06-15—Публикация
1985-05-12—Подача