Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных транспортных средств для распределения (или трансформации и распределения) мощ- ностного потока между ведущими мостами транспортного средства.
Цель изобретения - упрощение конструкции и повышение КПД на основ- ных режимах работ раздаточной коробки.
На чертеже представлена схема раздаточной коробки.
В корпусе 1 соосно ведущему ва- лу 2 размещены вал 3 водила 4 и первый ведомый вал 5, а параллельно им второй ведомый вал 6. Первый ведомый вал 5 жестко соединен с эпициклической шестерней 7 межосевого дифферен- циала, снабженного сателлитами 8 и солнечной шестерней 9f которая жестко соединена с шестерней 10. Удлиненная часть ступицы солнечной шестерни 9 заканчивается внешним зубчатым вен- цом 11 и, кроме того, на ней с возможностью свободного вращения установлена дополнительная ведущая шестерня 12 понижающей (повышающей) передачи. При этом шестерня 12 снабже- на дополнительным внешним зубчатым венцом 13, и ее основной зубчатый венец находится в постоянном зацеплении с шестерней 14. Шестерня 14 имеет дополнительный зубчатый венец, на котором размещена муфта 15. Ведущий и второй ведомый валы имеют зуб - чптые венцы 16 и 17 соответственно. Кроме того, на валу 6 жестко крепится шестерня 18. Зубчатая муфта 19 принудительной блокировки дифференциала размещена внутри переключающей муфты 20 с возможностью свободного вращения относительно последней,
Работа раздаточной коробки осу- ществляется следующим образом.
На чертеже показано исходное положение муфт 15, 19 и 20, что соответствует включенной прямой передаче с дифференциальным распределением потока мощности. Вращение от ведуще- го вала 2 подводится через переключающую муфту 20 и зубчатый венец 16 к валу 3, водилу 4, сателлитам 8 и от них передается эпициклической шее терне 7 и жестко соединенному с ней первому ведомому валу 5, а также сол нечной шестерне 9, далее от солнечной шестерни 9 через шестерни 10,
5 0 5 0 Q
5
п
5
18- к второму ведомому валу 6. При этом крутящий момент распределяется между первым 5 и вторым 6 ведомыми валами в зависимости от внутреннего передаточного числа дифференциального механизма
При частичном перемещении муфты 20 вправо (до соединения ею ведущего вала 2 с зубчатым венцом 11) одновременно переместится расположенная внутри нее зубчатая муфта 19, которая жестко соединит ведущий вал 2 с зубчатым венцом 16, принадлежащим валу 3 водила 4. В этом случае включена прямая передача с блокированным распределением потока мощности. Врапение от ведущего вала 2 через жесткие зубчатые муфты 19, 20. подводится к водилу 4 (через вал 3) и солнечной шестерне 9 с одинаковой угловой скоростью, то есть дифференциальный механизм работает в режиме блокировки. От эпициклической 7 и солнечной 9 шестерен к валам 5 и 6 соответственно вращение передается как описано было зыше. Крутящий момент распределяется между ведущими мостами в соответствии с приходящимся на них весомо
Нейтральная передача. Перемещением муфты 20 в крайнее левое положение отключается ведущий вал 2 от всех ведомых деталей раздаточной коробки. Кроме того, нейтральную передачу можно получить перемещением муфты 20 (совместно с муфтой 19) в крайнее правое положение. При этом муфта 20 жестко соединит ведущий вал 2 через зубчатый венец 13 с шестерней 12, т.е, будет обеспечена возможность от - бора мощности от этой или шестерни 14 на привод дополнительного оборудования при неподвижном состоянии транспортного средства. В движении для достижения этой возможности достаточно соединить муфтой 15 шестерню 14 с зубчатым венцом 17 второго ведомого вала 6.
Понижающая (повышающая) передача. Перемещением куфты 15 влево соединяется шестерня 14 через зубчатый венец 17 с валом 6. Муфты 19 и 20 занимают крайнее правое положение и обеспечивают жесткую связь: муфта
19- зубчатых венцов 11 и 16, т.е. блокирует дифференциал, а муфта 20 - ведущего вала 2 через зубчатый венец 13 с шестерней 12. Крутящий момент
от вала 2 через муфту 20 подводится к шестерне 12, а от нее - через шестерню 14, муфту 15 на вал 6. При прохождении момента через шестерни 12 и 1А происходит его трансформация. Далее от вала 6 через пестер- ню 18 крутящий момент подводится к шестерне 10. а от нее - к солнечной шестерне 9 и одновременно через зубчатые венцы 11, 16 и муфту 19. к валу 3, водилу 4. Поскольку муфта 19 установлена внутри муфты 20 с возможностью свободного вращения, то обеспечивается возможность получения различных угловых скоростей деталей сблокированного дифференциала по отношению к жестко соединенным между собой муфтой 20 ведущему валу 2 и шестерне 12. В остальном работа раздаточной коробки аналогична работе на прямой передаче с блокированным рас- пределением потока мощности.
Опираясь на результаты статистических исследований использования полноприводных автомобилей, представ- ляется возможным утверждать, что ос- новными режимами работы раздаточных коробок следует считать их работу на прямых или близких к ним передачах.
На наш взгляд,целесообразно обратить внимание на то обстоятельство, что при работе предлагаемой раздаточной коробкк.на прямой передаче в различных ее вариациях полностью отсутствует вращение деталей вхолостую, а число шестерен внешнего зубчатого зацепления, передающих крутящий момент, ограничено всего лишь одной парой. Эти особенности конструк с
1620340
ции позволят, по нашему сить ее ЩЦ.
5
0
Формула изобретения
Раздаточная коробка транспортного средства, содержащая корпус с установленными в нем ведущим и ведомыми валами, несимметричный межосевой дифференциал, размещенный соосно с ведущим и первым ведомым валами, а также размещенные соосно этим валам переключающую муфту для связи в одном из положений ведущего вала с водилом, и в другом - с солнечной шестерней дифференциала, и блокирующую муфту для соединения водила с солнечное шестерней, при этом со ступицей солнечной шестерни жестко связана шестерня привода второго ведомого вала, на котором установлены две шестерни, первая из которых зацеплена с шестерней привода, а вторая установлена на
5 валу с возможностью вращения и выполнена с зубчатым венцом, для соединения с валом посредством установленной на валу муфты, отличающая - с я тем, что, с целью упрощения
0 конструкции и повышения КПД на основных режимах работ раздаточной коробки, на ступице солнечной шестерни с возможностью вращения установлена дополнительная шестерня, зацепленная с вто-
с рой шестерней второго ведомого вала и снабженная зубчатым венцом для соединения с переключающей муфтой, при этом первая шестерня второго ведомо- го вала закреплена на валу, а блоки0 рующая муфта дифференциала размещена внутри переключающей муфты с возможностью свободного вращения относительно последней.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Раздаточная коробка транспортного средства | 1990 |
|
SU1763254A2 |
Раздаточная коробка транспортного средства | 1990 |
|
SU1724488A1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2092335C1 |
Раздаточная коробка транспортного средства | 1989 |
|
SU1659250A1 |
Раздаточная коробка транспортного средства | 1986 |
|
SU1357262A1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2171750C1 |
Синхронизированная зубчатая муфта | 1988 |
|
SU1643210A1 |
Раздаточная коробка транспортного средства | 1986 |
|
SU1335490A1 |
РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА ПОЛНОПРИВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2011 |
|
RU2479445C1 |
ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1995 |
|
RU2093374C1 |
Изобретение относится к автомоби лестроению и может быть использовано в трансмиссиях полноприводных транспортных средств для распределения (или трансформации и распределения) мощностного потока между ведущими мостами. Целью изобретения является упрощение конструкции и повышение К1Щ на основных режимах работы раздаточной коробки. Раздаточная коробка содержит корпус 1, установленные в корпусе ведущий 2 и ведомые 5, 6 валы, расположенный соосно с ведущим и Я Л Я tt первым ведомым валом несимметричный межосевой дифференциал, переключающую и блокирующую муфты 20,19, второй ведомый вал с установленными на нем двумя шестернями и муфтой. На стуи- це солнечной шестерни установлена с возможностью вращения дополнительная иестерня, находящаяся в зацеплении с одной из шестерен второго ведомого взла и снабженная зубчатым венцом для связи с переключающей муфтой, при этом другая шестерня второго ведомого вала жестко с ним связана, муфта принудительной блокировки дифференциала размещена внутри пе реключающей муфты с возможностью свободного вращения относительно посред- ней. Раздаточная коробка имеет минимальное число основных деталей (обладает простой конструкцией), позволяет получить прямую передачу с диффЈ ренциальным распределением потока мощности, исключает вращение шестерен редуктора вхолостую. 1 ил. 7 & ,4 ,3 I
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Способ получения молочной кислоты | 1922 |
|
SU60A1 |
Авторы
Даты
1991-01-15—Публикация
1989-02-06—Подача